Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 16:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Перышко [24]
Произведения ваших учащихся
Наше творчество [24]
Стихи, эссе, рассказы и другие произведения учителей.
Клуб "Мы - тюзяне" [25]
Приглашаем в наш клуб всех, кто любит Театр для детей и юношества Казахстана и является его постоянным зрителем.
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1520
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Дневник

Главная » 2010 » Сентябрь » 22 » Театр нашей мечты
17:40
Театр нашей мечты
Виктория Козина,
газета «Аргументы и факты Казахстан»,
№43 2009г.
Второй час я из зрительного зала наблюдаю этот калейдоскоп фантазий. Два десятка девчонок и мальчишек от 5 до 16 лет на сцене изображают занавес, стулья, софиты, размахивают лентами. При этом вносят свои рацпредложения: как раскручивать ленту - справа налево или слева направо. В какой позе её крутить - стоя, сидя, поворачиваясь. Как стоять - в две шеренги или в шахматном порядке.
Скажете, мелочи? Но в этом действе каждая мелочь имеет значение. Потому что ребята из кружка «Ручеёк» при Государственном академическом русском театре для детей и юношества им. Н. И. Сац готовят представление ко дню рождения театра. И представление должно быть ярким, зрелищным, неповторимым. Руководит кружком заведующая педагогической частью ТЮЗа Надежда Румянцева. После репетиции мы с ней, слегка утомлённые, устраиваемся в зрительном зале.
Это не анархия, а творческий процесс
- Надежда Евгеньевна, какая-то анархия творится у вас на сцене. Вас не шокирует, что ваши функции режиссёра пытаются перетянуть на себя маленькие актёры? - спрашиваю Н. Румянцеву.
- Наоборот, я радуюсь, когда детки проявляют активность, высказывают собственные предложения и даже абсурдные на первый взгляд идеи. У детей невероятно богатая фантазия, нам, взрослым, и в голову не придёт то, на что способны дети. И пусть эти фантазии работают на благо искусства, а самое важное - на развитие самих детей.
Все дети публичны и тщеславны. Они любят декламировать стихи со стульчика перед гостями, тянут руку на уроках. Они креативны и талантливы, у них на каждый момент жизни есть своё видение и объяснение. Как сказал классик, все мы рождаемся талантливыми, но с годами способности гаснут, нас заедают быт и рутина. И во взрослую жизнь вступает безынициативный, слегка подуставший юноша с тусклым взглядом. А всё потому, что в детстве у него не было возможности реализовать свои амбиции, и он вынужден был плыть по заранее очерченному родителями, школой маршруту.
Наверное, это врождённая потребность каждого ребёнка - лицедействовать. И удовлетворение её для души важно так же, как кальций для костей. С кальцием родители согласны, но скажи ребёнок, что он хочет выступать со сцены, многие папы и мамы сочтут это за блажь. Да - блажь, да - каприз. Но мы с Надеждой Евгеньевной приходим к выводу: любую здоровую блажь ребёнок должен реализовывать. Хочет коллекционировать марки, пусть коллекционирует. Хочет заниматься борьбой, запишите его в секцию. Хочет играть на гитаре, купите ему самую простую для начала. Пусть даже это увлечение будет непродолжительным, но гораздо хуже для развивающейся личности нереализованные желания. Кружок работает всего второй год, за это время в нём побывало несколько десятков ребятишек, и только один поступил на актёрское отделение Алматинского циркового училища. И всё-таки КПД кружка измеряется не количеством будущих профессиональных работников сцены.
Трагедия нереализованного детства
- Однажды ко мне привели заикающегося мальчика, - рассказывает Надежда Евгеньевна.- Я подумала: «Боже мой, что я буду с ним делать! Это же явный «неформат». Но он стал подавать какие-то идеи, пишет неплохие стихи. Ребёнок явно с творческой изюминкой. Пусть он не пойдёт на сцену, но зато может попробовать себя в качестве режиссёра, сценариста, декоратора. Для него путь в театр всё-таки не закрыт, он может самореализоваться через театральный кружок. Он у нас уже второй год. Я никому не могу отказать, беру в группу всех желающих. Мне говорят: «У вас должно быть какое-то прослушивание, собеседование». Я провожу собеседование, но не с целью отбраковать кого-то, а только для того, чтобы определить, к чему у ребёнка больше склонности. Через месяц-два он может понять, что театр не его призвание, пусть он лучше сам уйдёт.
Трагедия нереализованного детства, пожалуй, похожа на скрытое заболевание, которое проявляется со временем и способно нанести психологическую травму на всю жизнь.
Один мой родственник, мальчик болезненный и безынициативный, всю жизнь выполнял решения родителей. И в институт поступил, продолжая династию родителей инженеров, хотя к этой специальности у него не было ни тяги, ни призвания. Работал, как ярмо тянул. Кое-как дослужил до пенсии и с облегчением расстался с чужой для него профессией. Потому что человек не сможет достичь успеха в той роли, которая не находит у него внутреннего отклика, не даёт ощущение гармонии его внутреннего мира с внешним.
Про этику и эстетику
- Что Вы ставите на первый план - морально-этическое воспитание детей или их эстетическое развитие?
- В первую очередь у нас задача этического воспитания детей. Без этики не может быть эстетики. Если у человека есть моральные проблемы, то сколько бы он ни ходил в театр, галереи, музеи, культурным его сложно назвать. Кружок повышает эрудированность и грамотность девчонок и мальчишек. К примеру, я даю им домашнее задание - узнать, что означает их имя. Они роются в литературе, в интернете, открывают для себя много нового. Кружок даёт ребятам возможность стать грамотным зрителем. Есть зрители, которые приходят в театр, как судьи, они настроены критически уже на входе. А мне нужно, чтобы они научились сердцем прикасаться к спектаклю, к роли, к исполнителю. Ещё, конечно, мы хотели бы приучить детей к театральной культуре, к театральной этике. Ведь приходят дети, которые не умеют правильно сидеть в креслах, реагировать на представление - они свистят, кричат. Когда мы были молодыми, в театр собирались, как на праздник - в шифоньере ожидало специальное платье, мы делали причёску, с собой брали туфельки сменные. Было трепетное отношение к театру, как к храму. Как в церковь надо идти, заранее настроившись, так и в театр надо идти со священным трепетом в душе. На сцене, как в церкви, происходит таинство - таинство приобщения к прекрасному. А потому я учу ребят с благоговением относиться к ней. Она - пьедестал духовного созидания человека. Сцена призвана гармонично воссоединять земное с небесным.
Сами себе режиссёры
- Название «Ручеёк» символично, потому что каждый ребёнок - это ручеёк, который впадает в огромный океан под названием «театр». Я попросила у директора разрешение создать этот кружок, принесла проект, план, идеи. Надежда Григорьевна Горобец одобрила и поддержала меня. Причём серьёзное отношение к кружку и нашим маленьким театралам у всех работников театра. Если мы пишем сценарий, реализуем его, нам помогают актёры, звукорежиссёры, композиторы, художники. Они даже не помогают, а сотрудничают с нами на равных. Причём выкладываются так же, как и для большой сцены. И когда зажигаются софиты, когда включается звукорежиссёр, дети подбираются, становятся серьёзнее, чувствуют себя настоящими актёрами.
Они ещё и пропагандисты театра. Мы участвуем в конкурсах. В прошлом году прошёл конкурс «Мы из Я. театральная семья». Мамочки наших детей с семьями участвовали в этом театральном конкурсе. К нашим деткам присматривается и взрослая сцена.
Сейчас готовимся ко дню рождения ТЮЗа им. Н. И. Сад, После него начнутся театральные конкурсы. «Радужный коллаж театральных образов» будет проходить уже третий год. Цель этого конкурса - показать персонажи из нашего театра, свою версию роли, идеи, спектакля. Театр моды школы № 50 третий год подряд держит первое место - казалось бы, глубинка, а такое выдают. Пока откликаются школы. И было бы замечательно, если бы число таких студий и кружков росло.
P.S. На студию при ТЮЗе я наткнулась случайно. Искала что-то похожее для своей родственницы. Находились коммерческие студии, студии при школах, но вот такой - общедоступной, бесплатной - не было. Я искренне восхищаюсь альтруизмом директора и сотрудников театра. Нужно быть неисправимым идеалистом, чтобы в наше меркантильное время на голой идее собирать со всего города девчонок и мальчишек и вести с ними разговоры о прекрасном и вечном. Взрослая жизнь будет их учить расчётливости и умению зарабатывать деньги. И только заложенная в детстве духовность поможет им не увязнуть в делячестве и цинизме.
Категория: Клуб "Мы - тюзяне" | Просмотров: 1745 | Добавил: Людмила1879 | Теги: «Красная Шапочка» | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz