Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 11:54

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Перышко [24]
Произведения ваших учащихся
Наше творчество [24]
Стихи, эссе, рассказы и другие произведения учителей.
Клуб "Мы - тюзяне" [25]
Приглашаем в наш клуб всех, кто любит Театр для детей и юношества Казахстана и является его постоянным зрителем.
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Дневник

Главная » 2010 » Октябрь » 16 » Потерянное белое облако
09:20
Потерянное белое облако
В Государственном Академическом русском театре для детей и юношества им. Н. Сац премьера - «Белое облако Чингисхана» (Театральная легенда). Заглянув в интернет, я узнала, что когда-то эта новелла была включена в повесть  Чингиза Айтматова "И дольше века длится  день", но потом из политических соображений оттуда изъята. А вот как объяснял появление этой повести в журнале сам Чингиз Айтматов.
Читателю  предлагается  повесть  к  роману.  Что   это  -  новый  жанр? Разумеется, жанра такого не бывает.  Но  если допустить, что  в жизни всякое случается, то имеется в виду повесть к  роману "И дольше века длится  день", опубликованному в "Новом мире" девять лет тому назад. Не стану рассказывать, почему этого текста не было в первоначальном варианте в пору  идеологического диктата,  когда всевидящие  цензоры и  разного рода  "мнения  сверху" решали участь произведения в административном  порядке.  Нередко  приходилось  ради прохождения книги "в целом" соглашаться на наименьшее из зол, чтобы, образно говоря, не  перегрузить  корабль, идущий к читательским берегам  в  жестокий шторм.
Далеко  не  всегда удавалось "допеть  недопетую  песню".  Но вот  такая возможность представилась. И  я предлагаю  журналу эту  часть, использовано  одно из устных преданий  кочевья  о  Чингисхане,  миф,  мало  соотносимый  с   исторической действительностью, но много говорящий о народной памяти...

И вот теперь Театр для детей и юношества им. Н. Сац показывает нам премьеру – театральную версию пострадавшей повести.
Прежде всего,  впечатляют декорации, талантливо выполненные художником Владимиром Пономаревым. На зрителя прямо нацелены колья,  напоминающие, что на сцене - жестокий век. Из этих же кольев, как из кубиков, будут собраны трон, чаши, другая атрибутика сцены…
Очень интересно сделан «главный персонаж»  спектакля – белое облако. Оно просто ошарашивает  зрителя, оно живое, и по мере развития действия белое  полотно облака  превращается то в песчаную бурю в степи, то в мрачную тучу, то просто вместе с музыкой, которая по мере развития действия становится все напряженнее и тревожнее,  передает настроение спектакля…
В спектакле много  интересных режиссерских находок, например, колыбель ребенка, дар божий, спускающаяся  с неба, ребенка, которому вот-вот предстоит потерять своих родителей…
Без сомнения,  украшают спектакль танцы в постановке  нашего знаменитого балетмейстера, народного артиста Республики Казахстан  Булата Аюханова, мне даже показалось, что спектакль выиграл бы, если бы их было больше…
Ну и, конечно,  актеры… Были искренни в своих ролях  актеры Вячеслав Анисов (сотник Эрдене) и Татьяна Костюченко (Догуланг, вышивальщица знамен). Догуланг,  готовая погибнуть, но не выдать своего любимого  и тем спасти его от смерти, и Эрдене, добровольно идущий на казнь, но не предающий свою любовь. Вот такой айтматовский вариант Ромео и Джульетты…
Понравилась мне Наталья Бардина  – Алтун, которая  «бродила,  подбирая  у вчерашних очагов остатки подгорелой  и брошенной пищи, складывая  про  запас  полуобглоданные  кости   в  сумку,  и  среди  прочего наткнулась на  оставленную кем-то овчину,  взвалила ту шкуру себе  на плечи, чтобы  постелить ее  на  ночь  под  себя  и ребенка,  матерью  которого  она оказалась поневоле...»
Хотя было в спектакле и то, чего мне не хватило.
Не хватило мне в Чингисхане – артисте Евгении Ефремове   - личности и значимости, не хватило и закадрового голоса, читающего прекрасный текст Чингиза Айтматова. Например, вот такой:
"Тревожно и тщетно обозревал  хаган  небеса,  прислонив  дрожащую  ладонь  к  глазам,  нет,  не задержалось,  не отстало в  пути белое облачко, не было его  ни  впереди, ни позади.  Так  неожиданно  исчезло  оно, неизменно  сопровождавшее его  белое облачко. Больше оно не появилось ни в тот день, ни на второй, ни на десятый. Облачко покинуло хагана.
Дойдя до Итиля, Чингисхан понял, что Небо отвернулось  от  него. Дальше он не пошел.  Отправил завоевывать  Европу сыновей и внуков, сам же вернулся назад в Ордос, чтобы здесь умереть и быть похороненным неизвестно где".

Без сомнения, на этот спектакль обязательно надо пойти школьникам вместе с учителями, своими глазами увидеть жестокий век Чингисхана, и,  конечно же, подумать о том, что есть любовь, и почему она движет миром…
Увы, что-то мало любви стало в сегодняшней нашей жизни, а все больше  денег, удовольствий, расчета, меркантильности… 
Ну а прекрасное белое облако, как известно,  появляется в нашей жизни только над  людьми с чистой душой и чистыми помыслами.  И совсем неважно, соответствует ли легенда исторической действительности…
Людмила Мананникова.
Категория: Клуб "Мы - тюзяне" | Просмотров: 1215 | Добавил: Людмила1879 | Теги: «Белое облако Чингисхана» | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 sandra   (16.10.2010 09:35)
Спасибо! Очень интересная рецензия. Мы с ребятами ходили, всегда интересно окунуться в прошлое, а декорации в ТЮЗе. действительно, сногсшибательные. Но мне кажется, главный герой - Чингисхан - должен быть немного иным. Я бы в этой роли с удововольствием посмотрела Евгения жуманова или Тахира Восилова.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz