Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 07:29

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Перышко [24]
Произведения ваших учащихся
Наше творчество [24]
Стихи, эссе, рассказы и другие произведения учителей.
Клуб "Мы - тюзяне" [25]
Приглашаем в наш клуб всех, кто любит Театр для детей и юношества Казахстана и является его постоянным зрителем.
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Дневник

Главная » 2015 » Февраль » 13 » Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах - как эффективный показатель обучения.
12:33
Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах - как эффективный показатель обучения.
Зубрицкая Светлана Николаевна
Учитель начальных классов,
Береговой СОШ, Качирский район,
Стаж-26 лет

Использование дидактических игр на уроках
математики в начальных классах -
как эффективный показатель обучения.

Использование наиболее эффективных методов обучения сегодня приобретает все большее значение. В настоящее время задача учителя найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. Ни для кого не секрет, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. Поэтому много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение я уделяю дидактическим играм на уроках математики.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В играх используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют.
Из своих наблюдений я пришла к выводу, что интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Огромное значение имеет то, что играя, дети учатся применять свои знания, умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Мне хотелось бы поделиться некоторыми играми, которые я применяю в своей работе.
Например, при изучении раздела "Нумерация чисел первого десятка" использую прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе можно применять различные игры, на основе которых дети наглядно убеждаются, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается путем вычитания единицы из последующего числа. Такие игры можно использовать на этапе объяснения нового материала.
При изучении первого десятка одним из трудных вопросов, является состав числа. При изучении нумерации в пределах 10 необходимо довести до понимания детей, что последнее названное при счете число обозначает общее количество предметов группы. С этой целью можно проводить игры «Хлопки», «Войди в ворота», «Лесенка», «Лучший счетчик», «Найди себе пару», и другие. С помощью этих игр дети устанавливают соответствие между числом, числовой фигурой и цифрой.
Например игра, «Курица и цыплята», используемой при изучении нумерации чисел первого десятка. Учитель вызывает к доске девочку, надевает на нее маску курицы. Девочка изображая курицу наседку, стучит карандашом по столу (клюет), дети-цыплята (все остальные ученики) должны по сигналу (хлопку) учителя пропищать (пи-пи-пи) столько раз, сколько наседка постучала клювом. Дети вслух пищат, а про себя считают так: «Пи-один, пи-два, пи-три»…
По теме «Сложение и вычитание в пределах 10» можно использовать большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков.
Приведу пример игры «Составим поезд» в процессе, которой дети знакомятся с приемами прибавления и вычитания в пределах 10.
Учитель вызывает к доске пять мальчиков. Они образуют поезд из пяти вагонов (мальчики цепляют друг друга – каждый мальчик кладет правую руку на плечо стоящей впереди мальчика). Затем прицепляются еще 2 вагона - две мальчика (в два приема).
Учитель записывает пример вида:
5+2=7
5+1+1
Дети проговаривают прием прибавления.
Затем отцепляется два вагона (два ученика) по одному в два приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2.
5-3=2
5-1-1
Аналогично раскрываются приемы прибавления и вычитания 3 и 4
Также использование ролевых игр эффективно влияет на результат работы, так как игроки берут на себя исполнение определённых ролей, проигрывают это, живут этим. Например, «Определи курс движения самолета» Учитель обращается к детям: "Летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего числа (номера) к большему номеру. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Чтобы расшифровать номера городов, надо решить правильно примеры. Далее надо показать линиями, как двигался самолет от одного города к другому, третьему и т.д. Покажите и расскажите, в каком направлении двигался самолет. Я буду выполнять роль летчика-командира, а вы - роль летчиков-курсантов (учеников)".
Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием.
Сначала дети расшифровывают номера городов (решают примеры).
Далее дети называют номера городов по порядку от меньшего числа к большему.
Потом они поочередно показывают линиями путь движения самолета.
Затем дети по цепочке рассказывают, в каком направлении двигался самолет.
На доске учащиеся записывают ответы примеров и показывают мелом путь движения самолета (можно перемещать рисунок самолета).
На доске учащиеся записывают ответы примеров и показывают мелом путь движения самолета (можно перемещать рисунок самолета от одного примера к другому).
Записать это можно таким образом:
3 + 4 = 7 6 + 4 = 10
5 + 3 = 8
5 + 4 = 9
9 - 4 = 5 8 - 4 = 4
10 - 4 = 6 10 - 7 = 3
10 - 8 =2
8 - 7 = 1

Любую ситуационную игру можно назвать проблемной ситуацией. Так, в игре "Кондитерская фабрика", рабочие едут на фабрику, используя разный транспорт: трамвай, автобус, троллейбус. Чтобы проехать нужно заплатить за проезд, а значит разменять монету. Петя, сев в автобус, просит разменять 100 тенге на 20, 30 и 50 тенге, а затем опускает в кассу 2 монеты - 20 и 50 тенге. В таких ситуациях выявляется не только уровень сформированности знаний учащихся, но и активизирует его мысль.
Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность. Например, игра "Числа-перебежчики".
Учитель делит класс на три команды (по рядам). Сначала он вызывает пять учеников из первой команды и выдает им карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение вида 2+8=10. Учитель предлагает "числам" (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими числами. Дети составляют другой "живой" пример на сложение, например 8+2=10.
Аналогично, перебегая на другие места и меняя знаки действий, дети составляют другие примеры вида 10 = 2 + 8, 10 - 2 = 8, 10 - 2 = 8.
Все примеры, составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары примеров дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Затем учитель выдает карточки с цифрами и знаками действий пяти ученикам другой команды, они составляют цепочку аналогичных примеров.
Выигрывает команда, которая быстро и правильно составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.
Для закрепления используются такие игры, как: "Угадай", "Открой форточку", "Эстафета", "Арифметический лабиринт" и т.д.
Например, "Угадай".
Дети узнают, из каких двух слагаемых состоит число, например 7.
5+2=7 3+4=7 1+6=7 и т.д.
Выигрывает тот, кто больше предложит вариантов.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией помогает игра "Молчанка".
Учитель сообщает, что Слон принес в класс шары, на которых есть цифры. Он будет последовательно показывать цифры, а класс должен показывать состав соответствующего числа. На помощь Слон приглашает по одному ученику с каждого ряда. Клоун показывает шар с цифрой, например, 8, а дети молча - состав этого числа. Помощники помогают Слону проверить ответы товарищей.
На этапе обобщения знаний проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.
Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры в основном способствуют закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках, проходящих в классе с использованием заданий учебника.
В ходе многолетней работы, я пришла к выводу, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности. Благодаря играм удается сконцетрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников.
Таким образом, дидактическая игра - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.

Зубрицкая С.Н.
учитель нач. кл.,
Береговой СОШ,
Качирский р-н
Категория: Наше творчество | Просмотров: 488 | Добавил: Николаевна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 abilovasa   (08.11.2015 22:09)
очень интересно!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz