Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 03:00

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Управление школой [15]
Статьи. Теория и практика.
Презентации [70]
Наша библиотечка [26]
Творческая педагогика [79]
Пьесы для детского театра [5]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Управление школой

Долгосрочное (ДСП), среднесрочное (ССП), краткосрочное (КСП) планирование психологического сопровождения
[ Скачать с сервера (44.9Kb) ] 25.10.2016, 09:56
Предназначение плана
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность предполагаемой работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных задач. Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.
Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:
• направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;
• прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;
• координирующую, организаторскую, т. е., с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами организуется деятельность, и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;
• контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;
• репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы».
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников.
Под планированием воспитательной работы в школе следует понимать процесс совместной деятельности педагогов, детей и взрослых по определению целей, содержаний и способов организации воспитательной жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.
Основу планирования воспитательной деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы - это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать принципы педагогического моделирования. К числу основополагающих идей и правил формирования модельных представлений о воспитательном процессе относятся принципы системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.
Виды и структура планов
Планы по содержанию, структура, форме очень разнообразны. Главное — они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами, В практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям.
1) По охвату содержания:
 комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы, план работы педагога с детским коллективом;
 тематический план: планируется одно направление или вид деятельности. К примеру, планы работы с родителями, план по профориентации и другие;
 предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. Например, план конференции; план подготовки и проведения классного часа и т. д,
2) По длительности планируемого периода:
 долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более).
 среднесрочный, поэтапный (периодический - это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);
 краткосрочный, план ближайшей перспективы, планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, декаду, неделю;
 оперативный, планируются ближайшие действия. Наиболее распространенный - план дня.
Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.
В казахстанской учебной программе планирование будет организовано в три уровня: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Долгосрочное (ДСП) планирование или перспективное может предполагать план развития школы на определенный период (5-10 лет) и представлять развитие инновационного процесса до модели школы, среднесрочное (ССП) планирование - это поэтапное, с различными подходами, осуществление развития инновационного процесса и краткосрочное (КСП) планирование – ежегодный план воспитательной работы с определением приоритетных направлений, исходя из потребностей ученического контингента и образовательных целей обучения.
В планах должно прогнозироваться развитие школы в инновационном пространстве и выстраиваться модель выпускника школы. Таким образом, развитие школы будет построено на исследованиях педагогического коллектива для определения дальнейшего образовательного маршрута ученика школы.
Алгоритм разработки плана воспитательной работы
Алгоритм представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно выполняемых действий руководителя и других участников планирования.
Основными звеньями этой цепи являются:
 определение заместителя директора порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в школе;
 педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;
 моделирование образа школы, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем;
 коллективное планирование;
 уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление
плана воспитательной работы;
Содержание и форма планирования
Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом:
1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело)?
2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть, месяц и т. д.).
3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. как бы представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления и виды: учебный процесс, внеучебную деятельность, диагностику результатов и коллектива, работу с родителями, взаимодействие с другими педагогами и коллективами и т. д. Структурирование помогает сделать план реалистичным, отобрать наиболее эффективные средства и способы работы, избежать глобальности и расплывчатости.
4 шаг — анализ результатов и имеющегося состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.). Структурирование поможет ответить на вопрос: какая информация, какие знания необходимы, чтобы спланировать свою работу? К примеру, чтобы спланировать воспитательный процесс, необходимо знать возрастные особенности учащихся, их уровень, социальное положение, интересы, способности, индивидуальные особенности. Необходимо знать условия, в которых коллектив будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса; кроме того, психолог должен осознавать свой собственный профессиональный уровень. Анализ готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование.
5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности.
6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.
7 шаг — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.
8 шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.
9 шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.
10 шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагогии руководители планируют сразу на бумаге и «начисто». Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия на бумаге только тогда, когда они осмыслены.
По сути планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:
1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета; 2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа; 3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;
4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.
Конечно же, в различных ситуациях общий алгоритм может варьироваться: сужаться, расширяться, детализироваться. План— важная предпосылка успеха в воспитании школьников в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогов и учащихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество воспитателей и воспитанников, старших и младших школьников.
Проектирование и моделирование воспитательной работы
Современные методы воспитания и обучения обращают пристальное внимание на такие нужды, как наш успех, достижение которого может радикально повлиять на качество и объем обучения.
При планировании воспитательной работы класса или школы, есть некоторые вопросы, которые следует учитывать:
 старайтесь планировать множество различных видов деятельности в рамках класса или школы.
 убедитесь, что каждый вид деятельности имеет свое воспитательное значение.
 попробуйте изменить стили взаимоотношения в классах и в школе.
 стремитесь вовлекать каждого участника воспитательного процесса в активную деятельность.
Для совершенствования воспитательной системы в школах необходимо проведение систематических исследований с целью выявления:
 ценностных ориентаций, жизненных планов, интересов и предпочтений общения у подростков;
 семейной ситуации развития, отношения родителей и детей, семейного климата и родительских установок;
 чувства патриотизма, гражданственности;
 определения наличия инфраструктуры досуга.
Проектирование в воспитательной деятельности представляет собой этапный, комплексный цикл, постоянно совершающийся и изменяющийся на основе творческой деятельности его участников.
Характеризуя этапы социального проектирования, можно выделить следующие особенности:
 этапность, представляет собой последовательную сменяемость друг друга со структурным усложнением (диагностика, формулирование проблемы, целеполагание, поиск информации и т.д.);
 каждый этап проектной деятельности нацелен на результат и может подвергаться контролю и оценке;
 каждый этап отличается от предыдущего тем, что способствует обогащению (как в личностном, так и в коллективном развитии) всех участников проекта;
 расширение знаний, культуры общения всех участников проекта становится основополагающим для последующего этапа;
 каждый этап проектирования выходит из предыдущего, обогащая его на новом уровне; каждый предыдущий этап входит в последующий;
 несмотря на непрерывную смену этапов, общий цикл проектной деятельности остается неизменным;
 каждый цикл состоит из взаимообогащающих последовательных этапов, направленных на развитие обучающихся, воспитание коммуникативных качеств, самостоятельности, ответственности за полученные результаты.
Некоторая непредсказуемость результата ставит человека в позицию исследователя, творца, активизирует его способности, а если это коллективный проект, то стимулирует развитие коллективных отношений. Школьный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Во-первых, воспитательный процесс отличатся длительностью. По сути, он длится всю жизнь. При этом школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что его нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью.
Во-вторых, характерной особенностью воспитательного процесса является его непрерывность. Если процесс воспитания прерывается, осуществляется от случая к случаю, то преподавателю постоянно приходится заново прокладывать “след” в сознании обучаемого, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки и навыки поведения.
В-третьих, воспитание представляет собой сложный комплексный процесс. Комплексность в данном контексте означает необходимость обеспечения единства целей и задач воспитания, единства его содержания, форм и методов осуществления воспитательного процесса.
В-четвертых, воспитательному процессу присущи как вариативность, то есть неоднозначность результатов, так и в значительной мере неопределенность результат воспитания. Это обстоятельство обусловлено существенными индивидуальными различиями обучаемых, их различным социальным опытом, различным отношением к самому процессу и целям воспитания.
В-пятых, процесс воспитания имеет двусторонний характер. Это означает, что от воспитателя к воспитаннику устанавливается прямая связь, а от воспитанника к воспитателю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, то есть на такой информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее оказывается в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее он может выбрать средства и методы воспитания, организовать воспитательное воздействие.

Вопросы для обсуждения:
1. Определите план воспитательной работы, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса.
2. Значимость социального исследования и проектирования для планирования психологического сопровождения.
3. В чем эффективность организации воспитательных проектов с учетом работы АОО НИШ.
4. Обсуждение особенностей воспитательной системы Интеллектуальных школ в реализации ценностей образования посредством проектов воспитательной системы и ключевых событий.

Список литературы и интернет-источников:

1. Баева И. А., Волкова И. А., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Баевой. М., 2009.
2. Баева И. А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И. А.Баевой. СПб., 2007.
3. БитяноваМ. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
4. Программа повышения квалификации заместителей директоров по воспитательной работе в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015
Категория: Управление школой | Добавил: TatianaEvsykova | Теги: сопровождение, проект, планирование, школа, воспитание
Просмотров: 47 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Ката   (06.12.2016 21:10)
Все очень доступно, а самое главное актуально. По обновлённому содержанию образования.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz