Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 05:13

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Управление школой [15]
Статьи. Теория и практика.
Презентации [70]
Наша библиотечка [26]
Творческая педагогика [79]
Пьесы для детского театра [5]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Творческая педагогика

Урок по физике 8 класса "Постоянные магниты"
[ Скачать с сервера (43.0Kb) ] 01.07.2014, 12:45
Урок № ______________ Дата _______

Тема: "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"
Тип урока: изучение новой темы.
Цель урока: Ввести понятие постоянного магнита и магнитного поля Земли.
Задачи урока:
• Образовательная: Познакомить со свойствами постоянных магнитов и их применением; дать представление о магнитном поле Земли.
• Развивающая: Развивать аналитическое мышление и творческую самостоятельность учащихся, при работе в малых группах, умение проводить исследования и анализировать полученные результаты.
• Воспитывающая: Воспитание культуры речи учащихся, умение к самостоятельному исследованию, к совместной и коллективной работе в группе, рациональном разделении труда, к уважению чужой точки зрения.

Средства обучения: Полосовые магниты, подковообразные и круглые магниты, стальные скрепки, наборы калориметрические (3 цилиндра: железный, алюминиевый, латунный), железные опилки, листы белой бумаги размером А4.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, Flash-презентация.
Метод обучения: словесно-наглядный.
Приемы обучения: Flash-презентация, демонстрация, наблюдения учащихся объяснение, инструктаж.

План урока

I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Два вида зарядов (отрицательный и положительный)
2. Каким образом взаимодействуют заряды? (одноименные отталкиваются, разноименные притягиваются)
3. Какая формула описывает взаимодействие зарядов? (закон Кулона)
4. Какое поле существует около неподвижных зарядов? (электрическое)
5. По каким свойствам обнаруживается наличие электрического поля? (тепловое, магнитное, физиологическое, химическое).
Одним из действий является магнитное свойство проводника, при прекращении эл.тока это свойство исчезает.
Существуют предметы, магнитные свойства которых не исчезают. Это постоянные магниты. Это и будет новой темой урока.

III. Изучение нового материала
План изложения нового материала
1. Постоянные магниты и их свойства
2. Происхождение магнитного поля постоянных магнитов
3. Магнитное поле Земли.
1. Постоянные магниты и их свойства
Старинная легенда рассказывает о пастухе имени Магнус. Он однажды обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть камнем «Магнуса» или просто «магнит».Но известно и другое предание, которое гласит о том, что слово «магнит» произошло от названия местности, где добывали железную руду – холмы Магнезии в Малой Азии. Об этом упоминал философ и физик Фалес в VI веке до н.э. Как мы видим за много веков до н. э. было известно, что некоторые породы обладают свойством притягивать куски железа.
Что же такое магнит?
Какова его история?
Какими свойствами он обладает?
Где применяется магнит?
На эти вопросы мы постараемся ответить с вами на сегодняшнем уроке.
Открываем тетради записываем дату и тему урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».
Каждый из нас с раннего детства слышал что-нибудь о магните. Многие держали его в руках, а у некоторых даже были игрушки, в которых использовались магниты.
Первые сведения о магнитах теряются в глубокой древности. В старинных летописях сохранилось упоминание о том, что в 1110 г. до нашей эры в Китае были устройства, показывающие направление на юг.
Первые магниты были естественного происхождения. Оказалось, что это были куски руды – магнитного железняка ( магнетита).
В древние времена магниту приписывали « живую душу». Магнит, по представлениям древних людей устремлялся к железу по той же причине, что и собака к куску мяса. Китайцы говорили, что магнит притягивает к себе железо, как нежная мать привлекает своих детей. И поэтому дали ему поэтическое название “Любящий камень”.
Магнетит обладает не очень сильными магнитными свойствами. Искусственно созданные магниты бывают куда более сильными.
Чтобы создать магнит, достаточно прикоснуться, например к железной скрепке магнитом и уже сама скрепка станет магнитной. Такие магниты называют искусственными магнитами - сталь, никель, кобальт. Но все ли тела могут стать магнитами.
Опыт №1.
Опыт с алюминием, латунью, стеклом.
Итак, какой вывод вы можете сделать?

Не все тела намагничиваются. К такому же выводу пришел в 1269 году П. Перегрин. Он установил, что если потереть стальную спицу магнитом естественного происхождения, то спица тоже станет магнитом. (слайд 6,7)
Подведем итог, что же мы называем магнитами? Ребята формулируют определение. Тела длительное время сохраняющие намагниченность, называют постоянными магнитами или магнитами.
2. Происхождение магнитного поля постоянных магнитов
Как объяснить намагниченность магнитов? Оказывается, что все дело в особом поле, создаваемом магнитом. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Оно и притягивает железо к магниту. (слайд 9)
В 1820 году французский ученый Андре Ампер предложил, что магнитное свойство постоянного магнита обусловлены множеством круговых токов, циркулирующих внутри молекул этих тел. Эти токи были названы молекулярными.(слайд 10,11)
Во времена Ампера природа этих токов была неизвестна. Теперь же мы знаем, что внутри атомов и молекул действительно движутся заряженные частицы электроны, благодаря которым и возникает намагниченность тела.

Рассмотрим свойства магнитов.
Магнит обладает на разных участках различной притягивающей силой.
Те участки магнита, около которых обнаруживается сильное магнитное действие и где сильнее всего магнитное поле называют магнитными полюсами.
Сколько же полюсов у магнита?
Два.
Их назвали северным полюсом (N) окрашен в синий цвет и южный полюс (S) окрашен в красный цвет.

Видеофильм

Магнитное действие постоянных магнитов объясняется тем, что вокруг любого магнита имеется магнитное поле. С помощью железных опилок получают картину магнитного поля постоянных магнитов. В этом вы убедитесь на опыте при проведении лабораторной работы.

IV. Лабораторная работа «Изучение свойств постоянных магнитов и получение изображений магнитных полей».
Цель работы: Ознакомится с полюсами постоянного магнита и продемонстрировать, какие линии образуют магнитные поля вокруг магнита.
Оборудование: магниты полосовые, железные опилки, лист бумаги.
Указания к работе
1. Погрузите магнит в железные опилки.
2. Вынув магнит, обратите внимание, как притягиваются железные опилки к разным местам магнита.
3. Отметьте места, где оказалось наибольшее количество железных опилок, и сделайте рисунок.
4. Возьмите два полосовых магнита и поднесите их друг к другу разными концами. Опишите наблюдения.
5. Магнит, находящиеся на столе, накройте листом бумаги.
6. Насыпьте на бумагу тонкий слой железных опилок.
7. Рассмотрите получившиеся магнитные линии и зарисуйте их.
8. Напишите выводы по выполненной лабораторной работе.

V. Магнитное поле Земли. (сообщение ученицы)

С глубокой древности известно, что магнитная стрелка, свободно вращается вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении. Этот факт объясняется тем, что вокруг Земли существует магнитное и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий.
На основании опытов по намагничиванию тел в магнитном поле Земли, а также из наблюдений за ориентацией магнитной стрелки в направлении север-юг, делаем вывод о наличии магнитного поля Земли, показываем на глобусе ее магнитные полюсы. Замечаем, что магнитные полюсы Земли не совпадают с ее географическими полюсами. Поэтому магнитная стрелка компаса лишь приблизительно показывает направление на север.
Иногда возникают магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов. Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю. Магнитные бури – явление кратковременное.
На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии.

Сообщение ученицы. Полеты межпланетных космических станций и космических кораблей на Луну и вокруг Луны позволили установить отсутствие у нее магнитного поля. Проведенные исследования не обнаружили магнитное поле у планеты Венера; у Марса имеется слабое магнитное поле.
Закрепление материала.

VI. Подведение итогов урока
• Какие тела называют постоянными магнитами?
• Что называют полюсами магнита?
• Какие из известных вам веществ, притягиваются магнитом?
• Как взаимодействуют между собой полюсы магнитов?
• Где применяют постоянные магниты в быту?
• Совпадают ли магнитные полюсы Земли с её географическими полюсами?
Оценки за урок.
VII. Домашнее задание
§§ ______, вопросы к параграфам (устно).
Творческое задание д/з:
Создать рекламу на тему «Я выбираю Компас!» или написать мини сочинение «Если исчезнет магнитное поле Земли…» (задание по выбору).
VIII. Рефлексия.
Категория: Творческая педагогика | Добавил: natusik
Просмотров: 1579 | Загрузок: 108 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1 ksenia_v11   (08.11.2014 21:37)
Спасибо за разработку урока. Нужный материал!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz