Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 16:33

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Управление школой [15]
Статьи. Теория и практика.
Презентации [70]
Наша библиотечка [26]
Творческая педагогика [79]
Пьесы для детского театра [5]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1520
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Творческая педагогика

Л.Андреев "Ангелочек". Проблема становления личности и христианская мораль.
[ Скачать с сервера (43.0Kb) ] 08.11.2015, 15:39
КГУ «Макашевская средняя школа»
с.Макашевка
Тайыншинский район
Северо-Казахстанская область
Республика Казахстан
Котвицкая Светлана Александровна
учитель русского языка и литературы

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
Тема: Л. Андреев «Ангелочек». Проблема становления личности и христианская мораль.
УМК: «Русская словесность» под редакцией Л.С.Рыгаловой, Л.Ф.Туниянц

Цель:
- познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Ангелочек», особенностями его идейно-образного содержания;
- развивать логическое и образное мышление, память, речь;
- воспитывать культуру чтения, сострадательное отношение к людям.

Ход урока
I. Организационный этап

II. Актуализация
Беседа.
- Что такое рождественский (святочный) рассказ? Дайте его определение, перечислите основные признаки.
- Каковы особенности этого жанра?
- Для чего служит святочный рассказ?
- Приведите примеры святочного рассказа.
- Можем ли мы сказать, что рассказ Л. Андреева «Ангел» - святочный?

III. Формирование новых понятий и способов действия.
Беседа.
- Мальчика из бедной семьи Сашку из рассказа Леонида Андреева «Ангелочек» зовут под Рождество на елку богатые люди Свечниковы. Зачем они это делают?
На Рождество в домах украшали елки и обязательно ставили на верхушки звезды, которые символизировали вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми, внимательными к людям, никого не обижать и дарить всем подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на елку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами: ведь во Христе все люди - братья.
Так поступает и богач Свечников, приглашая Сашку в свой дом. Больше того: он хочет помочь Сашке, отец которого работает у него, и устроить мальчика в ремесленное училище. Но для этого Сашка обязан доказать свою преданность Свечникову, вести себя скромно и всячески благодарить своего благодетеля.
- Каким изображен Сашка в начале рассказа? Оправдал ли он своим поведением ожидания Свечникова?
Сашка «обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери...» Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на елку в богатый дом.
Однако на елке Сашка не желает вести себя «прилично». Он грубит Свечникову, обижает его замечательно одетого, ухоженного сынка и вообще ведет себя как «нехороший мальчик».
- Очень хорошо написал о Сашке А. Блок: «Его просто затащили на елку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, просто, мирно и скверно».
- Насколько плохо чувствовал себя Сашка в этом «раю» и почему?
«Злому мальчику», как назвали Сашку, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови». Ему было невыносимо тяжело сравнивать свою жизнь с жизнью детей обеспеченных родителей, зная, что уже сегодня он вернется к себе, в убожество своего дома.
- Что вызвало резкую перемену в настроении Сашки?
Вдруг «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху». Изумленный Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил...».
- Как удалось Сашке заполучить ангелочка? Что произошло дальше?
Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с елки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка».
- Почему именно Сашка, «злой мальчик», оказался похож на ангелочка?
Это очень важный момент в рассказе! В одной фразе писатель говорит нам о том, что образ и подобие Божье есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале. Больше того: именно в ребенке из бедной, несчастной семьи этот образ запечатлен глубже и прочнее, чем в сытых и самодовольных богачах.
И здесь мы вспоминаем, что Ангел Господень явился не к женщине из богатой семьи, не к царской дочери и не к жене римского цезаря, но к бедной сироте Марии, жене обычного плотника. И родился Христос не в роскошной кровати, не в царских покоях и не в столице мира - Риме, но в холодной пещере, на грубой шерстяной подстилке, в маленьком иудейском городе Вифлееме. И положила его мать не в мягкую колыбель, но в жесткие ясли из камня.
- О чем просил Сашку отец, провожая его в гости?
Перед уходом в гости отец Сашки Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, просит что-нибудь принести с елки.
- Что приносит ему Сашка? Какое впечатление это производит на его отца?
Сашка приносит домой воскового ангела, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым».
- Что происходит потом?
Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда. Возможно, ангел растаял, покинул их именно потому, что он выполнил уже свою миссию, сблизив двух этих несчастных людей.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Рабочая тетрадь, задание 83.
Прочитайте в хрестоматии рассказ Л. Андреева «Ангелочек». Выпишите описание ангелочка.

2. Рабочая тетрадь, задание 84.
Найдите и выпишите примеры того, как изменился Сашка после встречи с ангелочком.

3. Рабочая тетрадь, задание 85.
Как вы думаете, изменится ли что-нибудь в Сашкиной жизни после встречи с ангелочком? Напишите свое продолжение рассказа.

V. Этап информации о домашнем задании
1. Прочитать библейские легенды и притчи: «Каин и Авель», «Вавилонская башня», «Моисей», «Потоп».

VI. Этап рефлексии
Категория: Творческая педагогика | Добавил: tyty
Просмотров: 741 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz