КГУ «Макашевская средняя школа» с.Макашевка Тайыншинский район Северо-Казахстанская область Республика Казахстан Котвицкая Светлана Александровна учитель русского языка и литературы
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ Тема: Л. Андреев «Ангелочек». Проблема становления личности и христианская мораль. УМК: «Русская словесность» под редакцией Л.С.Рыгаловой, Л.Ф.Туниянц
Цель: - познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Ангелочек», особенностями его идейно-образного содержания; - развивать логическое и образное мышление, память, речь; - воспитывать культуру чтения, сострадательное отношение к людям.
Ход урока I. Организационный этап
II. Актуализация Беседа. - Что такое рождественский (святочный) рассказ? Дайте его определение, перечислите основные признаки. - Каковы особенности этого жанра? - Для чего служит святочный рассказ? - Приведите примеры святочного рассказа. - Можем ли мы сказать, что рассказ Л. Андреева «Ангел» - святочный?
III. Формирование новых понятий и способов действия. Беседа. - Мальчика из бедной семьи Сашку из рассказа Леонида Андреева «Ангелочек» зовут под Рождество на елку богатые люди Свечниковы. Зачем они это делают? На Рождество в домах украшали елки и обязательно ставили на верхушки звезды, которые символизировали вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми, внимательными к людям, никого не обижать и дарить всем подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на елку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами: ведь во Христе все люди - братья. Так поступает и богач Свечников, приглашая Сашку в свой дом. Больше того: он хочет помочь Сашке, отец которого работает у него, и устроить мальчика в ремесленное училище. Но для этого Сашка обязан доказать свою преданность Свечникову, вести себя скромно и всячески благодарить своего благодетеля. - Каким изображен Сашка в начале рассказа? Оправдал ли он своим поведением ожидания Свечникова? Сашка «обладал непокорной и смелой душой, не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни. Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери...» Перед Рождеством Сашку выгнали из гимназии, но, несмотря на это, его пригласили на елку в богатый дом. Однако на елке Сашка не желает вести себя «прилично». Он грубит Свечникову, обижает его замечательно одетого, ухоженного сынка и вообще ведет себя как «нехороший мальчик». - Очень хорошо написал о Сашке А. Блок: «Его просто затащили на елку, насильно ввели в праздничный рай. Что же было в новом раю? Там было положительно нехорошо, все было так, как водится во многих порядочных семьях, просто, мирно и скверно». - Насколько плохо чувствовал себя Сашка в этом «раю» и почему? «Злому мальчику», как назвали Сашку, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови». Ему было невыносимо тяжело сравнивать свою жизнь с жизнью детей обеспеченных родителей, зная, что уже сегодня он вернется к себе, в убожество своего дома. - Что вызвало резкую перемену в настроении Сашки? Вдруг «узенькие глаза» Сашки «блеснули изумлением»: «На обращенной к нему стороне елки, которая была освещена слабее других и составляла ее изнанку, он увидел то, чего не хватало в картине его жизни и без чего кругом было так пусто, точно окружающие люди неживые. То был восковой ангелочек, небрежно повешенный в гуще темных ветвей и словно реявший по воздуху». Изумленный Сашка увидел, что «лицо ангела не блистало радостью, не туманилось печалью, но лежала на нем печать иного чувства, не передаваемого словами, не определяемого мыслью и доступного для понимания лишь такому же чувству. Сашка не сознавал, какая тайная сила влекла его к ангелочку, но чувствовал, что он всегда знал его и всегда любил...». - Как удалось Сашке заполучить ангелочка? Что произошло дальше? Сашка сначала грубо, а затем стоя на коленях перед хозяйкой дома выпрашивает ангелочка с елки. И когда своего добивается, в короткий момент счастья «все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка». - Почему именно Сашка, «злой мальчик», оказался похож на ангелочка? Это очень важный момент в рассказе! В одной фразе писатель говорит нам о том, что образ и подобие Божье есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале. Больше того: именно в ребенке из бедной, несчастной семьи этот образ запечатлен глубже и прочнее, чем в сытых и самодовольных богачах. И здесь мы вспоминаем, что Ангел Господень явился не к женщине из богатой семьи, не к царской дочери и не к жене римского цезаря, но к бедной сироте Марии, жене обычного плотника. И родился Христос не в роскошной кровати, не в царских покоях и не в столице мира - Риме, но в холодной пещере, на грубой шерстяной подстилке, в маленьком иудейском городе Вифлееме. И положила его мать не в мягкую колыбель, но в жесткие ясли из камня. - О чем просил Сашку отец, провожая его в гости? Перед уходом в гости отец Сашки Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, просит что-нибудь принести с елки. - Что приносит ему Сашка? Какое впечатление это производит на его отца? Сашка приносит домой воскового ангела, и отец тоже испытывает потрясение: «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым». - Что происходит потом? Оба вскоре засыпают, а ангелочек, повешенный у печки, начал таять. «Вот ангелочек встрепенулся, словно для полета, и упал с мягким стуком на горячие плиты». И непонятно, останется ли встреча с ангелом началом или концом чуда. Возможно, ангел растаял, покинул их именно потому, что он выполнил уже свою миссию, сблизив двух этих несчастных людей.
IV. Применение. Формирование умений и навыков. 1. Рабочая тетрадь, задание 83. Прочитайте в хрестоматии рассказ Л. Андреева «Ангелочек». Выпишите описание ангелочка.
2. Рабочая тетрадь, задание 84. Найдите и выпишите примеры того, как изменился Сашка после встречи с ангелочком.
3. Рабочая тетрадь, задание 85. Как вы думаете, изменится ли что-нибудь в Сашкиной жизни после встречи с ангелочком? Напишите свое продолжение рассказа.
V. Этап информации о домашнем задании 1. Прочитать библейские легенды и притчи: «Каин и Авель», «Вавилонская башня», «Моисей», «Потоп».