Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 19:17

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Управление школой [15]
Статьи. Теория и практика.
Презентации [70]
Наша библиотечка [26]
Творческая педагогика [79]
Пьесы для детского театра [5]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Творческая педагогика

коучинг
[ Скачать с сервера (35.9Kb) ] 09.01.2016, 16:45
План мастер -класса на тему «Критическое мышление»
Учитель третьего уровня
Верясова Е.Н.

Тема занятия: Критическое мышление.
Smart цель: Учителя будут иметь представление о критическом мышлении как дисциплинарном подходе к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.
Ключевые идеи: -«Критическое мышление» означает концентрацию мышления на процессе решения, каких – либо вопросов или проблем и в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание».
-Критическое мышление проявляется, когда происходит процесс рассуждения, формулировке выводов или решения проблем.
Материалы и оборудование флипчарты, маркеры, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания, видеоролик.

Ход занятия
Этапы занятия Время Действия коуча и действия участников коучинга
Приветствие 2 мин Коуч сообщает тему, цели коучинга
Разминка.
«Какой я!» 7мин Составление паспорта
Деление на группы 2 мин По цвету
Задание 1

Задание 2

10 мин

15 мин Прием «Кластер». Дать определение понятию «Критическое мышление» и составить структуру критического мышления в виде кластера. Приложение 1. Материал из Руководства для учителя первого уровня стр 115 (навыки критического мышления)
Вывод:..........................................................................................
Работа в группах. Выявить разницу между понятиями «Критическое мышление как подход» и «Критическое мышление как технология». Заполните таблицу.
Технология развития критического мышления
«Шесть шляп»

Разминка 2мин «Макарена»
Задание 3 10 мин «Корзина идей»

Рефлексия 10мин «Строим дом»

Приложение 1
Обучение критическому мышлению Материал из Руководства для учителя первого уровня стр. 115.
Категория «критический», используемая в понятии «критическое мышление», означает концентрацию мышления на процессе решения каких-либо вопросов или проблем и в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание». Критическое мышление может проявляться всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. - всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом.
Критическое мышление иначе представляет собой «мышление о мышлении» и предполагает способность субъекта к рассуждению по принципиальным вопросам и размышлению над практическим опытом. Предполагается, что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и повышающих свою квалификацию, названная способность развита и используется ими в практической работе.
Критическое мышление в современной педагогике является одним из ключевых понятий и потому - актуальных для усовершенствования процессов преподавания и обучения в Казахстане. Рассмотрение критического мышления в рамках самостоятельного модуля предполагает разработку сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей.
Современная интерпретация
Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. Перечень основных навыков критического мышления включает наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценку, объяснения, метапознание.
Аналитики в сфере образования соглашаются с тем что, отдельные лица или группы, активно занимающиеся проблемой критического мышления, отдают предпочтение:
• данным, полученным посредством наблюдения;
• контекстной информации;
• адекватным критериям для принятия соответствующего решения;
• применяемым методам для формирования суждений;
• применяемым теоретическим конструктам для понимания предстоящих проблем и вопросов.
Навыки критического мышления включают следующие составляющие компоненты:
• выявление проблем и определение оптимальных средств их решения;
• понимание важности приоритетов, иерархии и последовательности действий в решении проблем;
• сбор соответствующей информации;
• установление контекстных предпосылок и приоритетов;
• понимание и четкое, объективное вербальное воспроизведение;
• интерпретация данных с целью дальнейшего оценивания, доказательства и аргументирования;
• установление наличия (или отсутствия) логической связи между предложениями;
• составление выводов и обобщений;
• экспертиза полученных выводов и обобщений;
• реконструирование первоначальной модели собственных убеждений на базе приобретенного опыта;
• формирование адекватных суждений о конкретных предметах (явлениях и т. д.) в контексте реалий повседневной жизни.
На базовом уровне процесс критического мышления предполагает:
• сбор релевантной информации;
• оценку и критический анализ доказательств;
• обоснованные выводы и обобщения;
• корректирование предположений и гипотез на основе значительного опыта.

Критическое мышление

Критическое мышление - особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения”. Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.
Некоторые виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать нельзя:
 простое запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс);
 понимание - сложная мыслительная операция. Когда обучаемый трудится над пониманием чужой идеи, его собственное мышление на первом этапе пассивно: обучаемый воспринимает то, что создал кто-то другой.
 творческое или интуитивное мышление – неосознанные мыслительные процессы.
Важно уметь:
 выявить предубеждения;
 передать знания друг другу;
 влияние этих знаний для решения этой проблемы.
 Критически мыслящий человек задает вопросы:
 Что я знаю?
 Что я узнал нового?
 Как изменились мои знания?
 Что я буду с этим делать?
ПЯТЬ характеристик критического мышления:
 самостоятельное мышление и его индивидуальный характер. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
 информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
 критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной “школярской” работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой обучаемый проделывает реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем.
 критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления.
 критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

Что такое РКМЧП?
РКМЧП — это название программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддерж¬ке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России и ещё в 11 странах Центральной и Восточной Европы и Азии.
РКМЧП — это программа, технология, подход? Это и первое, и второе, и третье.
Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стал и Курт Мередит для реформы образования в Словакии, а за¬тем (уже вместе с Чарлзом Темплом) они модифицировали её для стран Восточной и Центральной Европы. Она включала описание не только базовой модели обучения, но ещё и целый ряд мер по её вне¬дрению в практику (методы внедрения технологии в школах, подго¬товку учебных пособий, количество и последовательность обучающих семинаров для учителей, и многое другое). Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вы¬зов — осмысление содержания — рефлексия) в совокупности с це¬лым набором приёмов и методов. В некоторых источниках Джинни Стал, Курта Мередита и Чарлза Темпла не совсем корректно на¬зывают авторами, но они не столько придумали, сколько сумели обобщить и систематизировать богатейший теоретический и практи¬ческий опыт, собрать воедино разнообразные успешно применяющие¬ся в разных странах мира модели, которые сами являются образова¬тельными технологиями (например, «Обучение сообща» Э. Аронсона и Р. Славина или активные стратегии письменной работы, описан¬ные Д. Грейвзом, Д. Мюрреем и их коллегами). Особенно важно, что базовая модель технологии стала практическим отражением за¬кономерностей познавательной деятельности, которые были исследо¬ваны в работах классиков — Ж. Пиаже, J1. Выготского, Д. Дьюи, Б. Блума, К. Роджерса и др.
И наконец, мы вправе назвать РКМЧП новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных пред¬ставлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин — всё можно обсуждать или подвергать анализу.
Почему технология развития именно критического мышления и причём здесь чтение и письмо?
Под критическим мышлением многие понимают мышление отри¬цающее, рационально-негативное. Вместе с тем английское слово critical несёт в себе достаточно глубокий смысл, не сводящийся к рациональному отрицанию; равно как и literacy, которое дослов¬но можно перевести как «грамотность», означает не только умение читать и писать.
Критическое мышление (как это понимается в технологии РКМЧП) — это процесс соотнесения внешней информации с име¬ющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что мож¬но принять, что необходимо дополнить, а что — отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает по¬нять, как надо поступать в соответствии с полученной информаци¬ей. Разумеется, при этом нужны не только способности к внутрен¬нему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми (причём не только спорить, но и находить точки соприкосновения). Однако процесс и этим не исчерпывается: когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмо¬ции и чувства. И как итог — критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.
Теперь несколько слов о том, как технология развития критиче¬ского мышления связана с чтением и письмом. Многие слишком буквально понимают её как обучение чтению или письму и потому связывают исключительно с начальной школой. А что означает вдум¬чивое чтение или вдумчивое письмо? Если сопоставить эти понятия с критическим мышлением, ответить на этот вопрос будет проще, не правда ли? Чтение и письмо — это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопостав¬ления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направлен¬ным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за стро¬кой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сра¬зу ищут на них ответы, определяют пробелы в тексте. А пись¬мо — важнейший инструмент для выражения наших мыслей.
Что такое базовая модель РКМЧП? В чем её технологичность?
Базовая модель — «осмысление содержания — рефлексия» - отражает три стадии единого процесса движения учителя и его учеников от поставленных целей к результатам обучения по освоению новой темы, тематического блока или даже всего школьного курса. Обратите внимание, что речь об уроке не идёт; технология РКМЧП может быть использована и в рамках иного, внеурочного построения процесса обучения.
Часто учитель приходит в класс с уже сформулированными и про¬думанными целями. У учеников могут быть определённые представ¬ления о новой теме, разная степень интереса к ней, но это во вни¬мание обычно не принимается. Изучение нового материала при этом происходит как бы с чистого листа. Учитель, по существу, навязыва¬ет своё видение и логику учебного материала, определяет не просто последовательность действий своих учеников, но и последователь¬ность их мыслей. Немудрено, что также, казалось бы, хорошо усво¬енная тема через некоторое время забывается
При изучении нового материала важно, чтобы новая информа¬ция накладывалась на имеющиеся у учеников знания. Тогда будут задействованы не только ресурсы памяти. На стадии вызова (evo¬cation stage) предполагается вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания или, если этих знаний стишком мало, помочь сфор¬мулировать вопросы и предположения. Мотивом может стать обмен противоречивой и неполной информацией во время парной или групповой работы. Важно на этом этапе не допускать критики. Никто (ни учитель, ни ученики) не отвергает и не поправляет лю¬бые высказанные точки зрения, даже если они кажутся неправиль¬ными. Таким образом, на стадии вызова осуществляется важнейшая функция технологии: школьники с помощью вопросов и предполо¬жений сами формулируют для себя значимые конкретные цели изу¬чения нового материала. При этом цели могут быть как масштаб¬ными (например, «Я ничего не знаю о том, из каких газов состоит атмосфера, и мне бы хотелось об этом узнать»), так и очень кон¬кретными (например, «Мне кажется, что кислорода в атмосфере больше, чем других газов, но другие ребята считают иначе, поэтому надо проверить, кто прав»).
Если учитель грамотно организует работу класса на стадии вызо¬ва, побуждает учеников активно формулировать свои вопросы, пред¬положения и идеи, у них возникает естественное желание знать но¬вое. Когда ребята читают текст, слушают объяснение учителя, про¬сматривают фильм, они стараются найти ответы на свои вопросы. Эта стадия называется осмысление содержания (realization of mean¬ing). Учителя, использующие технологию РКМЧП. осознанно умень¬шают долю своего участия во время знакомства учеников с новым материалом. Более того, они предлагают ребятам (особенно в стар¬ших классах) альтернативные источники информации
На стадии рефлексии (reflection) учитель и ученики возвраща¬ются к сформулированным на стадии вызова вопросам и предполо¬жениям, сопоставляют новый материал с тем. что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения (как устные, так и письменные), систематизация и оценивание новой информации. В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся постепенно осознают, что один и тот же текст может порождать оценки, различающиеся по форме и по содержанию. Некоторые из суждений одноклассников могут ока¬заться вполне приемлемыми, и ученик принимает их как свои соб¬ственные; другие суждения могут вызывать потребность в дискус¬сии. В процессе рефлексии ученики не только формулируют выво¬ды по изучаемой теме и выражают эти выводы в разной форме, но и задают новые вопросы, выдвигают предположения, выявляют но¬вые пробелы в своих знаниях. Это значит, что они смогли достичь поставленных ими же целей и даже самостоятельно сформулиро¬вали новые цели, позволяющие перекинуть мостик к следующей теме.
Таким образом, стадии вызова, осмысления содержания и реф¬лексии базовой модели образуют технологический цикл. При этом подчеркнём, что технология РКМЧП открыта и отвечает интересам школьников, поскольку для неё характерно не определение последо¬вательности действий при движении от заданной цели к гарантиро¬ванному результату (что, к сожалению, нередко и ошибочно счита¬ют признаком образовательной технологии), а обеспечение условий для формулирования самими учениками спектра разнообразных це¬лей обучения и достижения как заранее определённых, так и непро¬гнозируемых результатов и даже корректировка первоначальных це¬лей и постановка новых, отличных от них.

Насколько важно соблюдать последовательность стадий, при¬ёмов, методов в технологии РКМЧП?
Самое важное — создать условия для постановки учащимися соб¬ственных целей обучения, помочь им в определении маршрута для их достижения и посредством разнообразных стратегий, методов и приёмов сопровождать учеников по выбранному маршруту. Далеко не всегда можно реализовать все три стадии в рамках одного урока, поэтому, гораздо больший смысл имеет не поурочное, а тематическое или даже курсовое планирование. Изучение темы (а значит, и сам технологический цикл) может занимать несколько уроков, при этом стадии могут повторяться неоднократно. Бывает и так, что какая-то стадия длится достаточно долго, например, стадия рефлексии сама по себе может занять целый урок. Технология РКМЧП предлагает для выбора целый веер стратегий, приёмов и методов, но этот пе¬речень не закрыт, и учитель вполне может использовать те приёмы, к которым он привык, которые он считает наиболее эффективными.
Можно ли совмещать традиционные формы и методы обуче¬ния с технологией РКМЧП? Можно ли применять технологию РКМЧП фрагментарно?
В принципе в рамках школьного предмета совмещать можно лю¬бые приёмы, методы и формы работы, если они направлены на до¬стижение поставленных целей обучения. Но достаточно сложно пред¬ставить, что можно изучать одну тему традиционно (лекции и фрон¬тальный опрос), проверяя исключительно запоминание, без свободы суждений и права на ошибку, а другую — в режиме РКМЧП. В этом случае ребята воспримут технологию как игру и достаточно сложно будет рассчитывать на их дальнейшее доверие к учителю.
Возможно и фрагментарное использование технологии, ведь да¬леко не каждый учитель сразу решится на масштабные изменения в преподавании. Но надо понимать, что не так важны приёмы, ме¬тоды и даже стадии базовой модели РКМЧП, как сам подход.
Возможно, ли использовать технологию РКМЧП на разных предметах и с разными возрастными группами — в начальной, средней, старшей школе?
Несомненно, технология РКМЧП с успехом применяется на лю¬бой ступени обучения вплоть до высшей школы, ведь задача разви¬тия критического мышления не ограничивается каким-то небольшим временем. Для каждой учебной дисциплины (русского и иностран¬ных языков, естественных наук, истории и математики) может быть использован свой набор методов и приёмов, и, как показывает де¬сятилетняя практика, нет ни одной учебной темы, ни по одному учебному предмету, в которых невозможно было бы использовать технологию. Учителя с успехом применяют технологию при обуче¬нии творческим предметам: музыке и изобразительному искусству, поскольку она даёт детям большую внутреннюю свободу.
Категория: Творческая педагогика | Добавил: ekaterina1124
Просмотров: 233 | Загрузок: 9 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Васильевна2467   (24.01.2016 10:17)
В данное время технологией КМ заинтересованы все учителя школ Казахстана, так как основной задачей, поставленной перед учителями стоит развитие функциональной грамотности учащихся. Поэтому считаю изучение КМ, внедрение модуля Развитие КМ очень важно и актуально в наше время.

1 baimbetowa20   (18.01.2016 19:03)
Спасибо. Я изучила ваш материал. С критическим мышлением знакома давно, но нужно было повторить еще раз, ваш материал как раз оказался под рукой.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz