Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 25.01.2017, 04:21

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Управление школой [17]
Статьи. Теория и практика.
Презентации [70]
Наша библиотечка [26]
Творческая педагогика [80]
Пьесы для детского театра [5]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1537
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Людмила1879

Каталог файлов

Главная » Файлы » Творческая педагогика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
22.12.2016, 10:13
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Мягкая Ирина Ивановна

Школа-гимназия № 32, г.Астаны


Сегодняшний мир полон конфликтов, войн, противоречий и многие конфликты носят откровенно национальную окраску. И как бы парадоксально это не звучало, все же большая часть населения жаждет мира и взаимопонимания. Как считает один из основоположников этнопедагогики Г.Н. Волков, «народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации». Поэтому особое внимание необходимо уделять не просто образованию и развитию, но духовно- нравственному, поликультурному воспитанию подрастающего поколения.В основе образовательной политики Республики Казахстан лежит идея толерантности, многокультурности современного общества. Президент РК Н.А.Назарбаев отмечает, что «Полиэтнизм нашей страны – наше богатство, предмет нашей гордости». Полиэтнический и многоконфессиональный состав населения Республики Казахстан определяет стратегические цели образовательной политики государства.

Начальная школа является одним из первых и основных звеньев становления –гражданина. Построение воспитательной и обучающей системы с использованием средств народной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности школьников современном обществе дает возможность для создания целостного учебно-воспитательного процесса в среде, становление богатой нравственно-воспитанной личности, способной реализовать себя как в школе, так и в микросреде.

Одним из дидактических условий использования идей народной педагогики в совершенствовании форм и методов обучения является обогащение содержания учебного материала за счет включения в его состав элементов этнической культуры. Эффективными этнодидактическими средствами служат игры, народные поговорки, пословицы, загадки, сказки, считалки, скороговорки и т.д. Выбор того или иного средства определяется, прежде всего, его основными функциями.

В народной педагогике наблюдается достаточно четкая дифференциация основных функций этих средств: пословицы используются главным образом для этического воспитания, загадки - для умственного развития, игры - для физического воспитания и т.д.

Разумеется, каждое из средств наряду с основной обучающей функцией, обладает еще и другими функциями. Например, в пословицах много логики и поэзии, в загадках – красоты, в играх – интеллектуального и эмоционального заряда и т.д. В то же время следует учитывать возрастные особенности учащихся и специфику изучаемого предмета.

Загадки целесообразнее использовать на уроках математики,

поговорки и пословицы – на занятиях по гуманитарным дисциплинам.

Основу становления методики развития математических представлений как научной дисциплины составляло устное народное творчество (сказки, считалки, загадки, шутки и т. д.).

В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности (изменения цветовые, природные, пространственные и временные).

Это обеспечивало естественное развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности.

Приведу примеры использования элементов этнопедагогики на уроках математики. Устные упражнения важны тем, что: активируют мыслительную деятельность учащихся;

развивают память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции; повышают эффективность урока .Упражнениям в устном счете всегда придавалось также воспитательное значение: считалось, что они способствуют развитию у детей находчивости, сообразительности, внимания, развитию памяти детей, активности, быстроты, гибкости и самостоятельности мышления. В процессе работы помимо формирования устных вычислительных навыков, учащиеся получают информацию о культурном наследии, традициях и обычаях , о выдающихся личностях казахского народа и т.д.

Много ли мы знаем пословиц, поговорок, в которых есть числа? Употребляем ли их активно в свое речи, как говорится «к месту»?Народ очень часто употреблял в пословицах и поговорках числа. У каждого народа свой набор числовых символов .В первом классе при изучение чисел использую казахские народные пословицы. Пословицы с числительными помогают не только узнавать новые цифры и изучать их, но и стимулируют развитие речевого аппарата. С помощью поговорок и пословиц развивается мышление, дети учатся формулировать мысли и понимать те, которые были сформулированы другими людьми. Короткие фразы вызывают заинтересованность к родной речи, стремления изучить ее глубже, получить новую информацию.

Бір тал кессең, он тал ек. Одно дерево срубишь, десять посади

Жалғыздың үні шықпас Один в поле не воин

Бірлік болмай-тірлік болмас Без единства жизни нет.

Екі қошқардың басы бір қазанға сыймайды. Два медведя в одной берлоге не уживутся

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Екі қошқардың басы бір қазанға сыймайды

Скупой платит дважды. Сараң екі төлейді

Убить двух зайцев. Екі қоянды бір оқпен ату

Число 7 – символ обновления. Через 7 месяцев прорезываются зубы у младенца, в 7 лет обновляются зубы у ребёнка, семимесячный новорождённый обычно выживает и т. д.

Жеті атасын білмеген- жетесіз. (Человека, не знающего свою родословную, называют безродным).

У казахов с числом «двенадцать» связано летоисчисление.

В году двенадцать месяцев, и в каждом – свои ягоды.

Правда двенадцать цепей разорвет.

Су кезегінен қалған, он екі ай аш қалады.

Шындық он екі қабат шынжырды үзеді.

Сложение вычитание однозначных чисел до 10.

Расшифруй слово:

Н 3 – 2 + 6 Е 4 + 3 – 2

Ш 5 + 1 + 2 Ж 6 + 2 -7

И 9 – 3 - 3 И 3 + 1 + 5

Р 8 – 5 + 1

Знаешь ли ты этого героя? (слайд, сказки) .

Расшифруй слово, расположи ответы в порядке убывания. Что означает это слово? Что ты о нем знаешь?(слайд с инструментом, звучание)

З 8-4-4= О 6+2-0-5=

Н 4+5-3= А 7-7+9-1=

Ш 3+4+2= Ы 2+4-5+0=

К 6-3+1= Б 1+6-2-3=

ШАНКОБЫЗ

Расположи примеры в порядке возрастания и расшифруй слово. Что оно означает?

Б 8-2-3-1+5= i 4+0+4-1+2=

К 1+5-2+3-7= Ү 9-8+2+6-5=

Күбі

Деревянный сосуд для взбивания кумыса, айрана, шубата и заквашенного коже.

Во 2-4ых классах можно использовать подобные задания усложнив их, согласно изучаемого материала, добавим информацию о производстве, использовании того или иного предмета быта, музыкального инструмента и т.д.

Сложение и вычитание в пределах 20.

Найди значение выражений, результаты расположи в порядке убывания. Узнай название казахского народного музыкального инструмента.

Ш 9+7

Ы 20-5

Н 6 + 8

А 3+9

Д 7 +6

У 8 +3

Ы 15-5

Л 14-5

шындауыл

При изучении сложения и вычитания трехзначных чисел.

Запиши выражения в столбик найди значения выражений, расшифруй слово..

Г 265 + 13 Ы 296 +85 Т 300-53

Ж 685 + 122 Н 139 + 661 Е 927 -349

807 578 247 381 278 578 800

Жетыген (слайд) информация об инструменте, звучание).

Расшифруй слово название казахской народной традиции, расположив результаты в порядке возрастания.(3 класс).

М 115+285 Ө 417- 367 Д 600-125 Р 503-314

К 398+187 И 316-73 К 468- 459 И 726-237

9 50 189 243 400 475 489 585

Көримдик (слайд).

Расшифруй имя гениального кюйши-композитора.

А 426+274 У 300-23

З 579-436 К 167+634

М 353+382 Н 902-127

Р 805-198 Г 712-243

Ы 536-357

801 277 607 735 700 775 469 700 143 179

Курмангазы (Слайд).

При изучении задач на движение, можно использовать подобные задачи, позволяющие помимо закрепления материала, знакомиться с природой Казахстана, получать дополнительную информацию о представителя. Фауны и флоры.

Верблюд имеет скорость 10км/ч, что в 6 раз меньше скорости джейрана, а на 55 км/ч меньше скорости кулана. Найди скорость джейрана и кулана?

Информация о животных (слайд: верблюд, джейран, кулан)

Спектр использования народного фольклора очень велик. Работа с элементами этнопедагогики на различных этапах урока способствует развитию памяти, воображения, формирует творческий потенциал учащегося. Это говорит о том, что систематическое применение средств народной педагогики обладает уникальным развивающим эффектом, что приводит к всестороннему развитию личности младшего школьника.
Категория: Творческая педагогика | Добавил: Svet4393
Просмотров: 11 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2017
    Сайт управляется системой uCoz