Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 16:36

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Управление школой [15]
Статьи. Теория и практика.
Презентации [70]
Наша библиотечка [26]
Творческая педагогика [79]
Пьесы для детского театра [5]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1520
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Творческая педагогика

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в 1 классе.
13.03.2012, 06:04
Приемы работы со словарными словами
на уроках русского языка в 1 классе.
Разгоняева Светлана Владимировна
Учитель начальных классов II категории
ШГ № 32, г. Астана

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Уже на первых страницах “Букваря” дети сталкиваются со словами абажур, арбуз, библиотека, конура и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу обучения в начальной школе внушительной цифры – более 300 единиц. Наиболее часто употребляемые слова из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
В словарно-орфографической работе выделяю следующие составные части:
1. Представление нового словарного слова.
2. Лексическая работа.
3. Орфографический анализ.
4. Этимологический анализ.
5. Подбор ассоциаций.
6. Использование словарного слова в речевой практике.
Знакомство с новым словарным словом провожу в начальной части урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения.
Для знакомства с новым словом необходимо его распознать в предложенной расшифровке – очень хороша здесь методика Г.А.Бакулиной.
Например: “Расположите прямоугольники по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и назовите слово из словаря” (комбайн).

Данную работу ученики выполняют с большим удовольствием. Далее слово проговариваем с помощью “эха”: сначала орфографически по слогам, а затем орфоэпически с выделением голосом ударного слога (по Ю.А. Поташкиной). Затем работа проходит с использованием различных видов заданий.
В первом случае: Находим в толковом словаре значение этого слова. Например:
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.
Упражнение 1. Разгадайте загадку. Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней.) Запишите отгадку, выполните звукобуквенный анализ слова.
Упражнение 2. Прочитайте, в каком значении употребляется глагол сверкает(ют)? Иней сверкает. Глаза сверкают.
Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Бл..стя на со..нце, сне.. л..ж..т;
Прозрач..ный лес один ч..рнеет;
И ель сквозь ин..й з..ленеет,
И реч..ка подо л..дом бл..стит.
(А.Пушкин)
Определите морфологические признаки существительного иней.
Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Если видишь – на к..ртинке нарисована река,
Или ель и белый ин..й, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно к..ртина называется пейзаж.
(А.Кушнер)
Выпишите словарные слова, подчеркивая в них орфограммы.
Виды повторения и закрепления таких слов стараюсь разнообразить, тем самым поддерживая у детей интерес к этой работе. Вот какими приёмами я пользуюсь при повторении и закреплении словарных слов:
1. Выборочные диктанты.
Диктую ученикам текст. (При школе есть огород. Там растут разные овощи. Растёт морковь, капуста, огурцы. Ребята ухаживают за ними. Хорош будет урожай!) Они выписывают словарные слова.(Огород, овощи, морковь, капуста, огурцы, ребята, урожай) Написание проверяют по словарю. Можно предложить учащимся поменяться тетрадями с соседом по парте, это внесёт разнообразие в работу.
2. Составление учениками рассказа с изученными словарными словами на темы: “ Огород”, “Береги вещи!”, “Птицы – наши друзья!” и т.д.
3. Устные диктанты с использованием “вееров”.
4. Диктую загадки, а учащиеся записывают отгадки.
Загадка для тебя легка:
Пишусь всегда через два “К”,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я……..(хоккей).
По долинам, по отрогам
Мчит широкая дорога,
И она, как знают все, называется….(шоссе).
Вдоль дороги по бокам
Липы. Клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут…(аллея). и т.д.
5. “Замени одним словом”:
• крупный населённый пункт, в котором есть фабрики, заводы. (город)
• населённый пункт в сельской местности.(деревня)
• помещение для торговли.(магазин)
• подземная железная дорога.(метро)
• день торжества, установленный в честь или в память кого-либо.(праздник)и т.д. (см “Словарные слова” 1-2 кл.с.67–71, 3 кл.с.119-125, 4 кл.с.121-129)
6. При изучении темы “Имя существительное” даю ученикам упражнения по словарю, например:
• выписать в два столбика имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?
• выписать имена существительные мужского рода, женского, среднего;
• выписать по пять слов 1, 2, 3-го склонения;
• даю предлоги к словарным словам (в, на, из, за, к), ученики ставят в нужном падеже слово и пишут правильное окончание.
7. Записать как можно больше слов с гласной О чисто, красиво, грамотно и уложиться в отведённое время.
8. Записать по три-пять слов с ударением на первом слоге, на втором слоге.
9.Игра в “цепочку”. Даю задание учащимся написать цепочку из восьми слов с безударными гласными в корне.
Город, деревня,… .(последняя буква первого слова становится первой буквой следующего слова).
10. “Допиши пропущенные буквы”.

(потом, топор, горох)
11. “Расшифруй слова”.
СОКПЕ ПОДОРМИ АЦИНЕШП ОБЕДПА ПРЕСНЫЙКРА
песок помидор пшеница победа прекрасный
– Какое слово лишнее? ( “Прекрасный”. Это прилагательное.)
– Запишите слова в тетрадь, проверьте по словарику .

Все приведённые приёмы работы со словарными словами способствуют развитию у учащихся любознательности. Повышают интерес к слову, воспитывают у них любовь к русскому языку.
Категория: Творческая педагогика | Добавил: Svet-lana
Просмотров: 3959 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 svetik65   (21.01.2014 23:43)
Спасибо за предоставленный материал. Творческих вам успехов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz