Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 19:19

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Управление школой [15]
Статьи. Теория и практика.
Презентации [70]
Наша библиотечка [26]
Творческая педагогика [79]
Пьесы для детского театра [5]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Творческая педагогика

Игра как средство творческого развития младших школьников.
[ · Скачать удаленно (6.3 мб) ] 13.08.2013, 21:21
Кривых Е.А., Карыкпаева И.В.
ГУ «Средняя общеобразовательная
разноуровневая многопрофильная школа №37»
Игра как средство творческого развития младших школьников.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях, творчески решающих возникающие проблемы.
Формирование творческой личности - процесс сложный и многогранный, в основе которого лежит развитие творческих способностей.
Многие исследователи проблемы детского творчества обращаются к рассмотрению вопроса об условиях формирования креативности.
Так, Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой деятельности:
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.
5. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Опираясь на вышеперечисленные способы стимуляции творческой деятельности ребенка можно сделать вывод, что одним из наиболее приемлемых способов данных условий является игровая деятельность.
Игровая деятельность это одно из самых сильных воспитательных и обучающих средств в руках общества именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.(Советский энциклопедический словарь под редакцией А. М. Прохорова 1981г. стр. 480)
«Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии . Диапазон философского и психологического осмысления природы игры весьма широк. Философско-методологический аспект игры рассмотрен в работах Г.К. Исупова, MC. Кагана. Психологический анализ игры дан Л.С. Выготским, В. Штерном, Д.Б. Элькониным. Игра как средство формирования личности, развития ее творческого потенциала исследуется в работах Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджеринской, И.И. Фришман, ГЛ. Черного, СИ. Шмакова и др.
Ш.А.Амонашвили пишет: “самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям”

Игра является мощным средством творческого развития ребенка.
Одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение, творческая личность.
Поэтому развитие креативности ребенка, его творческих способностей и потенциала широко обсуждается в современной педагогической и психологических науках, являются актуальной и для нас как учителей начальных классов.
Творческое развитие мы понимаем как процесс формирования творческих качеств, способностей, возможностей личности. Поэтому игра, наряду с учением и трудом, являются одним из основных видов человеческой деятельности.
Можно выделить основные функции игры:
1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;
2. Функция формирования творческих способностей;
3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Педагог должен обладать определенным набором знаний и умений. Уметь выразительно провести игру, что обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. Необходимо самому включаться в игру, применять средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимание, доверия и сопереживания. Необходимо использовать в игре наглядность, что обеспечивает интерес у детей.

В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:
- игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Так, в состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно- образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка.
Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры- забавы, игры-развлечения, интеллектуальные.
Третий класс игр – традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым.
Народные игры способствуют развитию творческого потенциала учащихся, формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.
Для того, чтобы развивать творческую личность, мы применяем в своей работе дидактические игры, которые помогают вооружить детей фактическими знаниями, умениями и навыками, без которых невозможна никакая самостоятельная творческая деятельность.
Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Использование разнообразных дидактических игр в процессе обучения младших школьников способствуют развитию творческого начала личности ребенка, активизируют интерес к учению, повышают качество знаний.

По математике в начальной школе среди развивающих игр следующее: арифметические игры, геометрические игры на развитие воображения, памяти и внимания, все, что стимулирует учащихся к учебной деятельности.
Реализация использования развивающих игр на уроках математики происходит по следующим основным направлениям:
- выдвигается дидактическая цель перед учащимися в виде игровой задачи;
-учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Планирование, разработка, выбор наиболее благоприятного фона интенсивного обучения способствуют позитивным изменениям в развитии учащихся.
Пример игр: арифметическое: поставьте нужные знаки
1) 36…4…8…=32
72…6…40…=38
63…7…23=93
2) Расставьте числа 4,5,6,7 на линиях так, чтобы сумма чисел каждой линии равнялась 14.
Игры на развитие воображения памяти и внимания.

Рисунок.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Дидактические игры на уроках литературы формируют такие ценные качества личности как способность к перевоплощению, к творческому поиску создания образа.
Задание: составить описание героев по опорным словам и картинкам.

Задания, требующее от учеников творческой деятельности на уроках познания мира
Задания на подбор примеров, раскрывающих взаимосвязь в природе
1.По теме «Размножение растений».
Как попало дерево на «крышу»? Кто его там посадил?

2. По теме «Жизнь животных».
Представьте себя в образе одного из этих животных. Составьте диалог в паре «Мой день». Как вам живется, чем занимаетесь, чем питаетесь, от кого и как спасаетесь?

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Следовательно, игра, как вид деятельности направлена на познание ребенком изучаемого материала. В результате игры формируются разнообразные познавательные интересы и умственные способности, развивается творческое воображение, внимание и мышление.

Список литературы
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка:
Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.:
Союз, 1997.
3. Марцинковская Г. Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176с.:ил.
4.Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г.Хрипновой; отв. ред.
В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1981.-400с.
5.Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк,
Ж. Ж. Руссо. – М., 1987. – 496с.
6.Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987. – 544с.
7.Самарин Ю.Л. Способность.: Педагогическая энциклопедия. Т.4. – М.,
1968.-174с.
8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
9. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - №10.
10.Стрекозин В. П. Актуальные проблемы начального обучения. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1976. – 207с.
11.Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //
Вопросы психологии. – 1996. - №3.
Категория: Творческая педагогика | Добавил: MARRADERR | Теги: школа, игра, статья, творческое развитие, школьники
Просмотров: 658 | Загрузок: 157 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz