Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 01:22

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Управление школой [15]
Статьи. Теория и практика.
Презентации [70]
Наша библиотечка [26]
Творческая педагогика [79]
Пьесы для детского театра [5]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Творческая педагогика

Влияние работы в малых группах на развитие личности учащихся
19.08.2013, 21:53
Шамрай Лариса Леонидовна
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа – гимназия с.Алмалыбак »
Карасайский район

Тема: Новые подходы в преподавании и обучении: влияние работы в малых группах на развитие личности учащихся
Проблемы и решения.
Любая школа начинается с начальной. Маленький человечек с букетом цветов в первый раз идет в школу. На его лице счастливая улыбка, в его глазах радостное, волнующее ожидание.
Возможно, ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Как развить у него интерес к учебе? Прочные знания – результат упорного настойчивого труда. Как приохотить к нему, выработать привычку, стремление к преодолению возможных трудностей? Словом, как обеспечить успех в учебе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Верно писал В.А.Сухомлинский: «Напрасный безрезультатный труд и для взрослого становиться постылым, отупляющим, бессмысленным, а мы имеем дело с детьми».
Учебно-воспитательный процесс в школе не остается раз и навсегда данным. Он на определенном этапе развития общества возникает, изменяется по своему содержанию и форме организации. В основе становления развивающей школы – инновационная технология обучения.
Несколько лет назад, приняв свой первый в жизни класс. Я поставила перед собой задачу – воспитать у своих учеников устойчивый интерес к учению, который помог бы им не только успешно окончить начальную школу, но и охотно учиться в дальнейшем. Ребенок, отправляясь в школу, ждет чего-то нового, радостного для себя, надеется на успех и одобрение учителей. И эти ожидания должны оправдаться.
Изучение методической литературы, посещение психолого-педагогических семинаров, участие в занятиях школы педагогического мастерства – определило мною выбор методической темы: «Работа в малых группах». Почему именно эта технология? Потому что это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы:
- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;
- учатся слушать и слышать друг друга;
- наработанные решения, часто дают новые подходы к изучению темы;
- работа в группах вызывает огромный интерес учеников и позволяет учителю быстро, с минимальной затратой времени и сил понять – усвоена тема или нет.
Сущность технологии заключается в том, чтобы развивать ученика, его потребности, способности, тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно, позволяет достичь высокого уровня усвоения содержания. Обеспечивает активность учебного процесса. Помогает учителю сделать урок более эмоциональным, содержательным, дает возможность решить все проблемы, о которых говорилось выше.
Организация работы в малых группах.
Теоретической основой кооперативного обучения являются работы Ж.Ж. Пиаже и Л.С.Выготского, и других ученых, подчеркивающих особую роль в процессе интеллектуального развития ребенка, фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Исследования педагогов и психологов показывают, что кооперативная форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта. Кроме того она приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами. Далеко не всякое обучение в малых группах считается кооперативным. Для этого по мнению американских педагогов, во-первых, подавляющая часть классных и внеклассных занятий по предмету должна проводиться в малых группах, в которых присутствует дух единой команды, и каждый член группы несет ответственность за себя, за других и за группу в целом. Во-вторых. Предпочтительно, чтобы членство было постоянным, а коллективные работы включались в систему контроля и оценки учебных достижений как группы в целом, так и каждого из ее членов. При формировании малых групп рекомендуется учитывать следующие основные моменты:
-принцип гетерогенности;
- разнообразные учебные интересы, умения и навыки учащихся;
- психологическая совместимость;
- месторасположение и проживание членов группы.
Ну, а каким должен быть оптимальный размер малой группы?
Многолетние наблюдения показали, что оптимальный вариант – 4 человека. Такая группа обладает наивысшей степенью работоспособности и продуктивности, а также наиболее удобна для внутреннего общения. Есть также и некоторые организационные преимущества: такая группа легко перегруппировывается в две подгруппы, поэтому в ней удобно работать в парах. Работа в малых группах может вестись на различных этапах обучения: до изучения нового материала, после изучения нового материала, в ходе изучения нового материала.
Возможные трудности.
Дети любят учиться, но необходимо добавить: хорошо учиться. Учение это труд, а «труд» от слова «трудно». Успех в учении единственный источник внутренних сил для преодоления трудностей. Сошлюсь опять на В.А.Сухомлинского: «Есть успех – есть желание учиться, особенно это важно на первом этапе обучения – в начальной школе. Где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе…» Поэтому при построении учебного сотрудничества детей необходимо учесть. Что такой формы общения в детском опыте еще не было. Значит работу в группах, следует организовывать очень тщательно. Каждому ребенку надо дать эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие дети вообще не могут добровольно включиться в работу. В результате у слабоподготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера. Опыт показывает, что младшим школьникам нелегко участвовать в совместной работе, даже тогда, когда она интересна для них. При освоении групповой формы обучения могут возникнуть трудности.
- каждый ученик хочет выполнить работу сам;
- сильный ученик не желает слушать слабого, даже если тот дает правильный ответ;
-могут возникнуть споры при решении каких-либо задач;
- не всегда получается желаемый результат.
«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы истории их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином». Это слова известного педагога Ш.Амонашвили, отображают весь смысл групповой работы, ведь идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Вывод
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».
Джон Дьюи
Сегодня перед школой и педагогическим коллективом ставятся новые и сложные задачи. Эти задачи касаются не только знаниевой подготовки обучающихся, но и развития компетенций критически мыслящего, социально активного, готового работать в быстроменяющихся жизненных условиях выпускника школы с глубоким мировоззрением.
Государственный образовательный стандарт ориентирует на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно школа меняет принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного гибкого персонализированного обучения.
Возможность организации такого образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося нормативно прописана в Законе «Об образовании»: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии»
Обществом востребованы творческие люди, а не исполнители, ученик нового времени должен уметь не только воспринимать и вещать информацию, но и уметь работать с ней. И для этого современное образование ставит своей целью помочь ребёнку его развития и становлению как личность. Сейчас, дети не воспринимают нас, учителей как единственный источник информации и поэтому часто не слушают наши объяснения. Способность ученика без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориентироваться в ситуации – вот самое главное чему учится ребенок, работая в группе.
Конечно, у меня не все сразу получилось, но теперь я знаю, что мне это интересно, и мне есть над чем работать – изучить данную технологию и применять ее на своих уроках. Вообще, после проделанной работы, я по-новому посмотрела на своих учеников – поняла, что им можно доверять изучение новых тем, можно общаться с ними на равных, что они ответственно подходят к выполнению всех заданий, что они способны обучаться сами, без моей подсказки, а мне остается их только немного направлять. И на свои уроки я теперь тоже смотрю по – другому, я многое умела, но и многому научилась, благодаря изучению новых технологий.
Дети о групповой работе.
Проведя небольшой опрос в классе, выяснила следующее: из 26 учащихся – нравится работать в группах 20 учащимся, и только 6 ребятишкам работа в группах не нравится. Почему?
- медленный темп чтения (пока дочитал, ребята уже нашли ответ);
- плохой почерк;
- неумение общаться со сверстниками;
- страх оказаться хуже всех;
- боязнь подвести группу;

Что понравилось?

Самостоятельное изучение новой темы – без учителя.
Работа за компьютерами при выполнении заданий.
Работа с консультантами – учениками старших классов.
Работа с разноуровневыми заданиями.
Возможность выполнять разные роли – учитель, консультант, ученик
Категория: Творческая педагогика | Добавил: Ларчик
Просмотров: 589 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz