Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 18:42

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Календарь знаменательных дат [23]
Новости [382]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Апрель » 24 » ПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
05:28
ПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Отправляя ребенка в школу, родители алматинских учеников начальных классов не переживают, что он будет накормлен и напоен. Насколько питание в учебных заведениях Алматы качественно и полезно? Об этом и другом на «круглом столе» размышляли руководитель лаборатории рационализации питания Казахской академии питания САТБЕК МУСАБЕКОВ, специалист отдела общего среднего образования управления образования Алматы ТАХИРЖАН САЛИЖАНОВ, начальник отдела контроля за соблюдением технических регламентов Комитета по защите прав потребителей Алматы НАТАЛЬЯ ДЯГИЛЕВА, и.о. директора городского Центра здорового образа жизни ГАЛИНА БУЛЫГИНА.

– Недавно в Казахстане под девизом «Рациональное питание – основа здоровья!» завершился декадник по школьному питанию. Это мероприятие традиционно проводится в городе ежегодно. Как вы считаете, приносит ли оно реальную пользу для наших граждан?

Галина Булыгина:

– Безусловно, десяти дней пристального внимания к данной проблеме недостаточно. Но мы стараемся даже в столь короткий срок привлекать внимание населения к важности здорового питания подрастающего поколения.

Время не стоит на месте, и появляются новые разработки, проводятся исследования, которые мы и озвучиваем. С 25 марта по заданию городского акимата мы начали совместную проверку с управлением образования на предмет организации школьного питания, формирования здорового образа жизни и организации деятельности медицинских кабинетов в школах. Подобные проверки, конечно, дисциплинируют работу сотрудников, которые организуют общественное питание школьников. На родительских собраниях в школах мы говорим преподавателям и родителям о том, что нужно уметь противостоять навязчивой рекламе, объясняя учащимся, почему те же «Сникерсы», «Марсы», «Кириешки» относятся к продуктам мусорного ведра. 

Наталья Дягилева:

– Хотелось бы уточнить один момент: реализация газированных и безалкогольных энергетических напитков (за исключением минеральных и питьевых вод), чипсов, сухариков, гамбургеров, хот-догов на пищеблоках школ запрещена санитарными правилами. Всех этих продуктов просто априори не должно быть в школьных столовых.

Кашеварить по-новому

– Для организации питания учащихся нужны современные столовые, оснащенные новым оборудованием с передовыми технологиями. Немаловажное значение имеет и профессионализм школьных поваров. Насколько все это воплощается в жизнь?

Тахиржан Салижанов:

– Начиная с 2008 года, в Алматы проводится закуп и поставка современного высокотехнологичного кухонного оборудования, которое состоит из 16 наименований различных предметов. Это в частности столы, стулья, фарфоровая посуда и приборы из нержавеющей стали. Возможно, в присоединенных к Алматы школах есть проблемы с оснащением столовых, но все городские учебные заведения, в том числе и новые, оборудованы на сто процентов. 

Согласно новым правилам, конкурс на организацию питания в школах проводится в самих учреждениях образования. Директор учебного заведения является и председателем комиссии, и заказчиком в одном лице. Основные критерии и требования к поставщикам услуг – их качество на основании квалификационных требований. В столовой школы в обязательном порядке должен работать дипломированный повар-технолог. Как это отслеживается? В каждом учреждении образования директором школы утверждается приказ о создании бракеражной комиссии, куда входит медработник, представитель школы. Кроме этого в ее состав рекомендуется включать члена родительского комитета. Таким образом, бракеражная комиссия контролирует выход продукции в соответствии с меню, ее качество. В целом же проверки должен осуществлять департамент по защите прав потребителей Алматы.

– А в управление образования поступают жалобы от родителей, которые недовольны качеством питания в школах?

Т. С.:

– Контроль за качеством питания возлагается на органы здравоохранения. Соответственно, нужно спрашивать с Комитета по защите прав потребителей и медицинской сестры школы. Управление образования должно создать условия для того, чтобы услуги по питанию проходили в комфортных условиях. В начале каждой четверти мы осуществляем объезд школ для изучения их деятельности по тем или иным вопросам, в частности работы бракеражной комиссии.

Программа по бесплатному питанию детей в начальных классах школ осуществляется с 2006 годы, и ситуация год от года улучшается. Как таковых нареканий на питание в школах у нас нет. 

Что на обед?

– Исходя из каких принципов разрабатывается меню школьных обедов? Оно из года в год остается одним и тем же или меняется?

С. Т.:

– Исходя из принципов рациональности и сбалансированности, с учетом потребностей и калорий. Меню разрабатывается дважды в год, в январе и августе, с учетом цен на продукты питания и пищевой ценности. При этом Казахская академия питания, безусловно, учитывает наши рекомендации. На питание одного ребенка предусмотрено 300 тенге в день. На момент утверждения меню мы получаем среднерыночные цены на все виды продуктов из управления статистики. Исходя из этого, с учетом амортизации и формируется цена на блюдо. 

Сатбек Мусабеков:

– Принцип питания школьников, как и любого человека, – сбалансированность всех компонентов пищи в соответствии с энергетическими затратами. То есть суточная норма потребления пищи должна соответствовать расходу энергии. Важно, чтобы 30–35 процентов калорий у ребенка покрывалось за счет завтрака или обеда. Поскольку дома дети потребляют много хлеба, чая, макаронных, булочных изделий, мы стараемся эти продукты ограничить в меню школьных обедов и восполнить энергию детей за счет мясных продуктов, богатых легкоусвояемыми аминокислотами, которые необходимы для построения клеток и тканей организма, из растительных жиров, источников полиненасыщенных жирных кислот. В рационе наших детей в большом количестве не хватает витаминов и минералов. Поэтому стараемся включать в их рацион витаминизированные продукты, а также фрукты и овощи.

– Состояние здоровья наших детей не вызывает оптимизма. У каждого пятого ребенка в Казахстане имеются заболевания органов пищеварения, эндокринной системы, у каждого второго – гастрит, а у некоторых даже язва желудка. Большинство учеников страдают анемией, испытывают дефицит кальция и фолиевой кислоты…

С. М.:

– В основном у наших детей страдает желудочно-кишечный тракт, поскольку едят они что попало, быстро и к тому же плохо пережевывают пищу. В кишечнике нарушается микробный баланс, появляются дисбактериоз, гастриты и другие заболевания. Поэтому в обед ребенку важно получать горячую пищу, молочные продукты, витаминизированные кисели и другие напитки. По заказу управления образования мы вначале составляли двухнедельное меню. Сейчас, чтобы оно было более разнообразным, – четырехнедельное. Это удобно для того, чтобы повара могли заранее запастись определенным набором продуктов с тем, чтобы они не испортились во время хранения. В меню вносятся коррективы с учетом рекомендаций предпринимателей – поставщиков услуг, а также учреждений образования. 

Чистота – на первом месте

– Как часто проверяется состояние пищеблоков, питания школьников и насколько оно соответствует санитарным требованиям? 

Н. Д.:

– Все пищеблоки школ города арендованы частными предпринимателями. С 1 апреля прошлого года плановые и внеплановые проверки субъектов малого и среднего частного предпринимательства были приостановлены в связи с введением моратория. Они были разрешены лишь в отдельных случаях – при регистрации групповых инфекционных заболеваний, массовых пищевых отравлений. У нас таких случаев не было. С 

1 января этого года разрешены внеплановые проверки, которые проводятся по обращениям граждан, непосредственно от представителей управления образования и при регистрации заболеваний. На наш телефон доверия жалобы по поводу питания в школах сегодня поступают, но когда мы просим изложить их в письменной форме, чтобы официально зарегистрировать, люди отказываются. В основном родители сетуют на недовложение пищи в порции или что продукты имеют неприятный запах. Самая частая претензия – это то, что в столовых невкусно готовят. Могу заверить, что ни одна жалоба не остается без нашего внимания, даже если она поступает по телефону доверия.

С. Т.:

– Наша организация в начале каждой четверти изучает, как в той или иной школе организовано питание. Также обращается внимание на четкость исполнения меню. Замена одних продуктов другими не допускается. Тем более что необходимости в этом и нет – вся рекомендованная Академией питания продукция имеется в свободной продаже на рынке.

– Как вы считаете, охотно ли алматинские школьники питаются в столовых или предпочитают все же есть дома?

Н. Д.:

– Со слов своего сына, могу сказать, что ему школьные обеды нравятся. Но, по моим наблюдениям, в разных школах вроде бы одно и то же меню, но готовят в них все же по-разному – где-то вкусно, где-то не очень. В одних пищеблоках сама обстановка располагает к тому, что там приятно пообедать. В других этого не наблюдается. Человеческий фактор, безусловно, влияет на качество питания.

Г. Б.:

– Согласитесь, что разные хозяйки могут по-разному приготовить тот же борщ и на разных пищеблоках работают специалисты разных квалификаций и разного профессионального уровня. Все зависит от того, в чьи руки попадают продукты. Человеческий фактор присутствует всегда и везде. Можно и из хороших продуктов испортить блюдо.

С. М.:

– Я считаю, что причина того, что блюда получаются не всегда вкусными, прежде всего в недовложении продуктов. Мы, кстати, поднимали вопрос о возобновлении проверок департаментом по защите прав потребителей совместно с партией «Нур Отан».

– Законодательство Казахстана о государственных закупках отныне не регулирует процесс выбора поставщика услуги по предоставлению школьникам питания. Это повлияло на качество школьного питания? 

Н. Д.:

– Совпало так, что право выбора поставщиков самими школами было введено как раз тогда, когда мы прекратили плановые проверки. А ведь именно они были мощным стимулирующим фактором, который держит предпринимателей в тонусе. В то же время новые правила обязали поставщиков привлекать к работе технолога и диетолога. Теперь руководство школы само проводит тендер на организацию питания школьников и при выборе поставщика услуг может учитывать многие факторы, в том числе и прошлый опыт работы этого поставщика. Это, на мой взгляд, способствовало только улучшению питания. Однако в связи с сокращением количества проверок мы усилили другие способы непрямого контроля. В настоящее время подписаны трехсторонние меморандумы, в которых ответственность по вопросам организации питания возложена на управление образования, органы по защите прав потребителей и непосредственно предпринимателей. Наши совместные действия направлены на обеспечение качества и безопасности школьного питания. Хотя ответственность медицинского работника и директора школы за качество питания учащихся законодательно прописана, усилены полномочия бракеражных комиссий. Проводится работа по повышению уровня гигиенических знаний. Если раньше в этой связи мы работали только с предпринимателями, то теперь, понимая, что этого недостаточно, подключили и медработников, и руководителей учреждений образования. Сейчас к контролю за школьным питанием присоединились и органы прокуратуры, которые также приняли участие в наших совещаниях и семинарах. При этом у нас установлена взаимоинформированность между ведомствами.

На наш взгляд, мы делаем все возможное, чтобы предотвратить пищевые отравления. Но санврачи не могут ежедневно контролировать процесс приготовления пищи, состояние медицинского осмотра персонала и так далее. В конце концов необходимо повышать степень ответственности и самого предпринимателя, который работает в школьном пищеблоке и взял на себя задачу кормить детей. 

 Пить или не пить

– Немаловажное значение имеет организация питьевого режима в школе. Современные дети отдают предпочтение употреблению энергетических напитков. Увы, дети увлекаются и фастфудом. К чему это может, на ваш взгляд, привести и как изменить ситуацию?

С. Т.:

– В школах, безусловно, должен в обязательном порядке соблюдаться питьевой режим. Бюджетом управления образования ежегодно финансируется закуп питьевой воды и стаканчиков. Если у кого-то есть замечания в данном плане, хотелось бы знать, где конкретно они имеются, чтобы предпринять меры для изменения ситуации. Диспенсоры не должны пустовать и устанавливаться только для галочки. Коле и энергетическим напиткам, как и чипсам и сухарикам, не место в рационе питания наших детей и на полках в буфетах школ. При проверках мы этого, к счастью, не наблюдаем. Другой вопрос, что все это реализуется в магазинах по соседству со школами.

С. М.:

– Ребенок должен употреблять до полутора литров воды в сутки, без учета жидкости, содержащейся в продуктах питания. Это необходимо для биохимических процессов в организме человека. Мы, безусловно, против того, чтобы в магазинах поблизости от школьной территории была разрешена продажа энергетических и сладких газированных напитков. 

Мне также вспоминается случай, когда один американский ученый провел эксперимент, проверив состояние фастфуда десятилетней давности. Как это ни странно, но этот продукт практически не испортился. Не секрет, чтобы фастфуд сохранялся, туда добавляются различные стабилизаторы, красители и другие химические соединения. Наши дети страдают ожирением, когда они употребляют больше нормы легкоусвояемые углеводы, в частности сахара, жиры, которые содержатся в сникерсах, тортах, многих сладостях. Так называемые трансжирные кислоты, которые входят в их состав, нарушают обменные процессы, а также обладают токсическим действием и способны вызвать даже онкозаболевания. Такие продукты просто надо запрещать для реализации. 

Г. Б.:

– По информации Всемирной организации здравоохранения, во всем мире избыточную массу тела имеют около 170 млн. детей. 

На сегодняшний день избыточный вес и ожирение являются одним из основных рисков смерти, укорачивая продолжительность жизни на 10–15 лет. Согласно данным, полученным по результатам пятого Национального социологического исследования, проведенного Национальным центром проблем формирования здорового образа жизни, энергетические напитки пьют 15,5 процента городских детей и 22,7 процента сельских ребятишек.

Численность детей, употребляющих еду быстрого приготовления, в городской местности составляет 13,7%, в сельской – 13,3%. В целом по Казахстану употребляют фастфуд один раз в день около 13,7% детей.

Во время наших ежедневных бесед с руководителями школ, представителями бизнес-структур мы уделяем больше внимания разъяснению того, какие продукты лучше исключить из своего рациона: с длительным сроком реализации, в которых присутствуют трансжиры, большое количество пищевых добавок – консервантов, усилителей вкуса, жира. 

Н. Д.:

– Когда проводилась разработка санитарных правил, вставал вопрос о включении данных продуктов, о которых вы говорите, в список запрещенных. В основу таких заключений легли данные, полученные от Ассоциации педиатров Казахстана. Взять хотя бы картофель фри, который используется в донерах. Картофель жарится в перекаленном масле по нескольку раз, что приводит к большой концентрации в нем канцерогенов. К тому же все продукты, составляющие фастфуда, в основном содержат углеводы. Употребляя его, ребенок получает избыток углеводов и дефицит белка, который необходим растущему организму. А так как этот продукт умело приготовлен и вкусен, дети заменяют фастфудом отдельные приемы пищи. И получается дисбаланс в питании. Отсюда может возникнуть и ожирение, и нарушение работы кишечно-желудочного тракта. На этом основании мы исключили данные продукты из школьного меню. 

– Насколько активно у нас в городе реализуется программа «Школьное молоко», ведь дефицит кальция у детей – тоже одна из проблем со здоровьем?

Н. Д.:

– Казахстанский завод «Амиран», который находится в Талгаре, планировал запустить программу по выдаче бесплатного молока в школах. Но его мощность не позволила выполнить задуманное. Идея каждый день давать детям молоко тоже не прижилась просто потому, что дети не хотели так часто его употреблять в натуральном виде. Поэтому пошли по другому пути. Молочная продукция у нас вкладывается и в выпечку, и в соусы, дается творожок, кефир. Словом, молоко так или иначе присутствует в тех или иных видах в различных блюдах. Этот витаминизированный продукт в чистом виде выдается детям в школе три раза в неделю. Плюс к этому в меню предусмотрено наличие творога и рыбы, которые также являются отличными поставщиками в организм кальция.

– Насколько мне известно, с нового учебного года бесплатное питание для учеников начальных классов в наших школах будет отменено. Так ли это?

С. Т.:

– Пока обеды в начальных классах школы остается бесплатным. Перемены произойдут со следующего учебного года. Но они не коснутся детей из социально незащищенных и мало­обеспеченных семей. Согласно Государственной программе развития образования, все дети, которые попадают в данную категорию, будут обеспечены таким питанием. Его будет финансировать фонд всеобуча. 

– Академия питания планировала расширить возрастные рамки для детей, охваченных горячими завтраками и обедами. Предполагалось предложить рацион для школьников 5–8 классов, а затем охватить и старшеклассников. Помимо этого планировалось разработать буфетное меню для школ. В какой стадии задуманное?

С. М.:

– Мы уже разработали нормы питания для учащихся с 5 по 8, с 9 по 11 класс, исходя из расчета 300–400 тенге на человека в день. Этот документ направлен на утверждение премьер-министру РК. И в данный момент происходит обсуждение на этапах со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Думаю, все это будет применяться в специализированных школьных учреждениях и также социально незащищенными учащимися.

Культура питания

– В большинстве стран мира с развитым государственным социальным обеспечением, таких как Швеция, Дания, Германия, Финляндия, государственные дотации могут составлять до 80% стоимости школьного рациона. Ни в одной из этих стран груз финансового обеспечения питанием ребенка не перекладывается полностью на государство. В финансировании школьных ланчей участвуют родители, но качество услуги питания, предоставляемой ребенку, несопоставимо выше, чем в странах Восточной Европы и России. Как вы считаете, каково будущее школьного питания в нашей стране?

С. Т.:

– Немаловажным фактором является привитие культуры питания, которая на сегодняшний момент, к сожалению, отсутствует. С раннего возраста в семье ребенок должен настраиваться на употребление полезных продуктов. Мы столкнулись с тем, что те блюда, которые мы рекомендуем в меню начальных классов, дети не всегда едят, поскольку они впервые сталкиваются с ними. С этими ребятишками сегодня работают как учителя, так и родители.

Г. Б.:

– В период месячника по школьному питанию не только школы, но и многие медработники, сотрудники кабинетов ЗОЖ проводят клас­сные часы, во время которых рассказывают родителями о том, на какие продукты питания нужно обращать внимание дома и какие требуются растущему организму, а какие вредят их здоровью. Это прежде всего белок, который содержится в мясе, молоке и его производных, которые способствуют развитию костной системы. Мы просим наших граждан обращать внимание на сроки реализации продуктов, а также на наименование производителей. В любой аудитории напоминаем о важности употребления национальных продуктов питания: шубата, кумыса, казы, курта, жента, кураги, изюма и так далее. Рекомендуем выбор делать в пользу отечественной продукции, срок реализации которой небольшой и в которой нет консервантов. В день одному человеку нужно употреблять 400 граммов овощей. 

Н. Д.:

– Решающим и самым главным звеном является повышение культуры питания у детей и родителей, потому что запретами однозначно ничего не добьешься. Элементарно нужно объяснять, что сладкое и жирное неполезно для здоровья. 

С. М.:

– Вопрос упирается в объем средств, которые может выделить государство на питание школьников. При наличии достаточного количества финансирования в нашей стране можно было бы готовить не только одноразовое питание. Учащиеся продленки могли бы есть в школе два, а то и три раза. Об этом мы уже докладывали Министерству образования. Думаю, что этот вопрос недалекого будущего и он вполне решаем. За рубежом к финансированию школьного питания привлекаются многие бизнесмены и корпорации, которые выделяют для этого определенные средства. Очень жаль, что наши предприниматели не проявляют в этом плане инициативы.

Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ

Тел. 292-74-21

Фото Сергея ХОДАНОВА

 

Четырехнедельное меню блюд для организации горячего питания учащимся 1–4 классов в общеобразовательных организациях г. Алматы с 6-дневным обучением 

на 2015 год за счет бюджетных средств 

I неделя

один день

 

Наименование блюд Выход блюда, г Ингредиенты блюда Брутто, г Стоимость блюда, тенге

Биточки мясные (говядина) 50/5 говядина (котлетное мясо) 50 128,1

хлеб пшеничный 9

молоко 12

сухари 5

масло растительное 3

масло сливочное 5

Гарнир: перловка 75 перловка 27 9,7

масло сливочное 3

бульон 55

Мед пчелиный 10 мед пчелиный «Алтайский» в стиках 10 20,0

Сузбеше  100 сузбеше  100 53,8

Молоко школьное витаминизированное 200 молоко школьное витаминизированное 200 56,0

Хлеб ржано-пшеничный 10 хлеб ржано-пшеничный 10 1,8

Стоимость рациона, тенге 269,4 1,9

Калорийность, ккал 600 264,93

http://vecher.kz/node/35797

Категория: Новости | Просмотров: 472 | Добавил: Людмила1879 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz