Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 11:12

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

урок - мозаика по теме "Однокоренные слова" в 6 классе
План-конспект урока

Класс: 6 класс
Тема: Однокоренные слова
Цели урока: повторение пройденного материала по теме: «Однокоренные слова»; отработка навыков правильного употребления однокоренных слов в устной и письменной речи учащихся, составления новых слов, умения самостоятельно делать морфемный разбор слов (разбор слова по составу); развитие речи, мышления, памяти учащихся.
Тип урока: урок-закрепление пройденного материала
Вид урока: урок-мозаика
Оборудование: мозаика в виде изображения космического корабля Незнайки, интерактивная доска, красочные слайды с заданиями, карточки, перфокарты и др.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
III. Повторение и закрепление материала

Здравствуйте, ребята! На сегодняшний урок к нам пришел Незнайка и у него возникла небольшая проблема: дело в том, что он построил Межпланетный корабль...
1. Разминка
Придумал Незнайка
корабль Межпланетный,
Чертил чертежи
в обстановке секретной,
Чтоб Винтик и Шпунтик
секрет не узнали,
Чертил на отдельных листах
все детали.
А ты рассмотри
все его чертежи,
И полный чертеж
из деталей сложи!
Его с кораблем Межпланетным сравни:
Хватает деталей, подходят они?
Все надо заметить, все надо учесть
Быть может, ненужные, лишние есть?

Итак, ребята! Наш урок, который мы назовем урок-мозаика, очень необычный. К нам в гости пришел Незнайка, который придумал Межпланетный корабль, чертил все детали на разных листочках и запутался! Ему надо помочь, для этого вам нужно выполнить задания, только после этого вы сможете собрать мозаику!
Класс делится на две команды, каждая из которых выполняет поочередно задания и помогает строить Незнайке Межпланетный корабль...
Ребята, давайте для начала найдем «макушку корабля» и выполним задание для этой части мозаики (всего 20 частей и 20 заданий).

1 задание: Ответьте на вопросы:

для 1 команды:
Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными?
для 2 команды:
Что входит в состав слова?
Как различить однокоренные слова и формы одного и того же слова?

2 задание: Четвертый лишний

для 1 команды:
пена явление разлив
пенек явка залив
пенка пиявка сонлив
пенистый появление прилив

для 2 команды:
вдали диво пахарь
подали диван пахнет
передали дивный запах
отдали удивление пахучий

3 задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделите корень

для 1 команды:
Р...дина, р...дник, р...дит, р...дня, нар...д
В...да, в...дный, в...допад, нав...днение, в...допровод
Л...сник, л...сной, л...са, перел...сок

для 2 команды:
Ск...зка, ск...зал, расск...зал, расск...з
К...рм, к...рмит, к...рмушка, нак...рмить
З...ма, з...мний, з...мовать, з...мушка

4 задание: Образуйте однокоренные слова, отвечающие на вопрос: какой?

для 1 команды:
грусть-грустный, радость, опасность, доблесть, честь, чудеса, местность

для 2 команды:
капуста-капустный, известие, книга, интерес, счастье, сердце, смех
5 задание: Соберите вместе однокоренные слова

для 1 команды:
деревянный, смех, дом, смешить, домик, изучать, дерево, учить

для 2 команды:
летать, шиповник, вода, белый, водичка, вылет, шипы, побелка

6 задание: Образуйте слова, разберите их по составу

для 1 команды:

УЧИТЬ
-об, -по, -из, -раз

ВЕЗТИ
-от, -пере, -под, -за

- ОТА
-высокий, - добрый, - красивый

для 2 команды:
-ЕНЬК
-вкусный, -желтый, -сладкий

-ОВЫЙ
-пух, -дуб, -береза

-БРАТЬ
-разо, - при, - со, -у

7 задание: Найдите лишнее слово, переведите его на казахский язык; выделите в словах корень

для 1 команды:
болезнь, болеть, болельщик, болото
коса, раскосый, косить, косильщик
вода, водитель, водный, безводный

для 2 команды:
багаж, багажник, багровый, багажный
ловкий, ловить, ловец, ловля
столик, столетие, столовая, застолье

8 задание: Прочитайте, выпишите однокоренные слова

для 1 команды:
За гусыней шли гуськом восемь гусят,
Один отстал. Сколько осталось с гусыней?
Три гусенка спрятались в кустах,
Сколько осталось? Забеспокоилась гусыня
Стала собирать гусят. Всех собрала.
Сколько гусят пошли за гусыней гуськом?

для 2 команды:
Корень-род-мы слышим в таких дорогих нам словах
Как урожай, который мы собираем на полях,
Природа, которую мы охраняем.
Родная земля-место, где родился. Это все знают.
А как дорога родная земля, знают только те,
Кто бывал вдали от своей Родины.

9 задание: Подберите к каждой схеме свои слова

корень+окончание; корень+суффикс+окончание;

приставка+корень+суффикс+окончание

10 задание: Образуйте от данных слов названия детенышей, выделите
в них суффикс

для 1 команды:
еж, верблюд, волк, корова

для 2 команды:
лошадь, курица, слон, аист

11 задание: Отгадайте шараду

для 1 команды:
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом, по мне на уроки пойдете
(расписание)

для 2 команды:
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове помолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба (повязка)
12 задание: Соедините однокоренные слова

для 1 команды:
ловок легкий гладить
гладок ловкий резать
близок резкий изловчиться
резок гладкий сблизить
легок близкий облегчить

для 2 команды:
скользко сладкий скользить
крепок робкий робеть
гибок крепкий сгибать
робок гибкий подсластить
сладок скользкий укрепить

13 задание: Прочитайте пословицы, объясните смысл пословиц,
найдите однокоренные слова

для 1 команды:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

для 2 команды:
Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться

14 задание: Разберите слова по составу

для 1 команды:
дело, делать, приделать, переделать, раздельный, переделка

для 2 команды:
работа, работник, безработный, работать, разработанный, подработать

15 задание: Продолжите данные ряды слов

для 1 команды:
от: отсыпать, отрезать...
под: подпилить, подбить...

для 2 команды:
на: наклеить, натаскать...
про: прорыть, провести...

16 задание: Найдите однокоренные слова в тексте, выпишите,
разберите по составу

для 1 команды:
Я проснулся ранним утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна и ярче всего освещал бревенчатый потолок.
для 2 команды:
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы.

17 задание: При помощи приставок – на, - за, - до, - с, - в, - при, - про, - под образуйте однокоренные слова

для 1 команды:
ходить, бежать

для 2 команды:
лететь, писать

18 задание: Спишите словосочетания, допишите приставки

для 1 команды:
...плыть до берега, ...писать в тетради, ...резать хлеб, ...жарить картофель

для 2 команды:
...ехать из города, ...шел за водой, ...бежать к другу, ...читать рассказ

19 задание: Работа с перфокартами. Разберите слова по составу

для 1 команды:

Слово Приставка Корень Суффикс Окончание
отплыла
гора
походный
песок

для 2 команды:

Слово Приставка Корень Суффикс Окончание
травушка
родник
пригород
рассада

20 задание: Выпишите в столбик выделенные слова. Что можно о них сказать? Подберите к ним однокоренные слова.

для 1 команды:
Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Пошел старик к синему морю. Почернело синее море.

для 2 команды:
У меня есть хорошая подруга. Я часто бываю у подруги. Я подарила подруге интересную книгу. Часто вместе с подругой мы учим уроки.

( В течение урока ребята выполняют указанные задания, повторяя пройденный материал по теме: «Однокоренные слова» в занимательной форме. Они с интересом помогают Незнайке собрать его Межпланетный корабль)

II. Итоги урока

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Повторяя тему «Однокоренные слова», мы не только выполнили очень много заданий, но и помогли нашему Незнайке собрать его чудо – корабль.
Итак, что мы должны запомнить? Что такое корень? Какая его главная задача? Из чего состоит слово? Что такое форма одного и того же слова?
(Корень – это значимая часть слова. При помощи корня можно образовать родственные слова, которые мы называем однокоренными. Слово состоит из 5 частей: приставка, корень, суффикс, окончание и основа слова. Формой называют изменение одного и того же слова по падежам, числам, родам и т.д.)
Правильно, ребята. Нет слов без корня. Его можно сравнить с «господином», а однокоренные слова с его «слугами», которые помогают нам образовывать новые однокоренные слова!

III. Оценивание учащихся

IV. Домашнее задание. Инструктаж.
Творческое задание: написать эссе (или сказку) о корне или других частях слова; подготовиться к выборочному диктанту.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Anara (01.08.2012) | Автор: Ержанова Анар Асылхановна E
Просмотров: 7208 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz