Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 06:51

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

урок литературы "Семь волшебных лепестков" по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: «Семь волшебных лепестков»
В.П. Катаев - «Цветик - семицветик»

ЦЕЛЬ: В процессе чтения и анализа с детьми сказки «Цветик - семицветик» привести их к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости; закрепить понимание о связи с окружающим миром и напомнить детям об ответственности каждого человека перед другими людьми.
ЗАДАЧИ: 1) произвести анализ языковых средств и образов
2) рассмотреть произведение в литературном контексте, выявить связи с традиционным фольклором
3) развить навыки выразительного чтения художественного текста
4) дальнейшее формирование умения устного словесного рисования и пересказа произведения.
МЕТОДЫ: 1) репродуктивный метод (слово учителя)
2) метод творческого чтения
3) эвристическая беседа
ПРИЕМЫ: 1) выразительное чтение
2) выборочное и сопоставительное чтение
3) устное, словесное рисование
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: портрет писателя, рисунки учащихся к сказке, иллюстрации разных изданий к этому произведению; интерактивная доска, слайдовый материал с заданиями

ХОД УРОКА:

1. Вступительная часть
Слово учителя об авторе и произведении

2. Основная часть
Чтение и обсуждение. Словарная работа. Постановка вопросов к сказке.

3. Заключительная часть
Вопросы на обобщение и повторение. Задания для подведения итога урока. Выводы учащихся. Вопросы учащихся.

I. Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы посвятим чтению и анализу сказки В.П. Катаева - «Цветик-семицветик».
Прежде чем мы начнем говорить непосредственно о сказке, я хотела бы вам рассказать немного о писателе В.П. Катаеве.
Возможно, многие из вас видели мультипликационный фильм по этой сказке, но мало кто знает что-нибудь о самом авторе.
Валентин Петрович Катаев - один из крупнейших мастеров русской советской прозы. Его вклад в советскую литературу был весьма ценным. В своем творчестве он прошел ряд этапов и создал большое количество произведений, различных и по жанру, и по тематике, и по стилю. Им были написаны разные очерки, корреспонденции, повести: «Сын полка», «Белеет парус одинокий» и др.
А сегодня на уроке мы познакомимся с его произведением «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки.
Беседа с учащимися
- Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной сказки? Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Как обычно они начинались? Кем писались, сочинялись народные сказки?
(ответ 1: Верно. Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора).
- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества (УНТ). В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло. Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки?
(ответ 2: Правильно, ребята! Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!)
- Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их.
(ответ 3: Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных).
- Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы?
(ответ 4: В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или, наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность, глупость и т.д.)

II. Чтение текста сказки (сначала учителем, затем учащимися), обсуждение, анализ содержания сказки.
- Ребята, мы прочитали с вами сказку «Цветик-семицветик». Понравилась вам сказка? Чем именно? Прослеживается ли связь сказки с фольклором?
(ответ 5: Да. Прослеживается, например: это весьма необычное появление старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять желания, достаточно произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток...» и др.).

Задания по тексту:
1. Следующий этап- словарная работа (выполняем письменно), объясняем значения конкретных слов и словосочетаний (слайд 1).
2. Пересказ содержания сказки
Значит, сказка о том, как девочка Женя встретила «необычную» старушку, которая подарила ей «Цветик-семицветик» и о том, как Женя загадывала желания.
(учащиеся коротко пересказывают сюжет сказки).
3. Отвечаем на вопросы, ответы на них зачитываем из самого текста. Вопросы к тексту (слайд 2):
- Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина?
- На что похож «Цветик-семицветик»? Каким волшебным свойством он обладал?
- На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? А второй...?
- Найдите описание Вити в сказке. О чем говорили Женя и Витя?
- На какое желание был потрачен последний лепесток?
4. «Рисуем» словесный портрет. Опишите, какой вы представляете себе главную героиню - девочку Женю? Попробуем изобразить и сам цветок. В сказке говорится, что цветок похож на ромашку, а кому из вас он представляется как-то иначе?
5. Лексические упражнения (слайд 3):
- Объясните значение следующих выражений: ворон считать..., по сторонам зевать...; Как называются такие устойчивые выражения?
- Расставьте ударение в следующих словах, объясните смысл слов: черепки,одна-одинешенька, тяпа-растяпа, драчун, самокат, салки, заветная.
- Найдите в тексте сравнительные обороты («земля закружилась под ногами, как волчок...», «У Жени глаза стали желтые, как у козы...»).
6. Творческое задание
Возьмите любой эпизод из сказки и придумайте свое продолжение. Имена героев оставьте прежними. Например: представьте, что Женя не встретила мальчика Витю. Какими были бы ее действия? Что сделала бы Женя?

III. Заключение по уроку

После того, как были проведены словарная и другие виды работ по тексту, учащиеся высказывают свое мнение относительно сюжета сказки (общий обзор сказки); делают выводы по отдельным вопросам: итак, ребята, понравилась ли вам сказка «Цветик-семицветик»? Чему она может нас научить? и др.
Подведение итогов урока.
Оценивание учащихся.

IV. Домашнее задание. Инструктаж.
Написать сочинение на тему: «На что бы я потратил (а) свой последний лепесток?» (возможны другие формулировки тем для домашнего сочинения: «Моя заветная мечта», «У меня остался последний лепесток…», «Если бы у меня был «Цветик-семицветик» и другие).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Anara (02.08.2012) | Автор: Ержанова Анар Асылхановна E
Просмотров: 11190 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz