Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 14:33

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Обобщающий урок по русской словесности «Мифы Древней Греции»
Обобщающий урок по русской словесности «Мифы Древней Греции»
Цели и задачи урока:
• Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Мифы Древней Греции»;
• развитие навыка самостоятельной работы с различными источниками;
• развитие монологической речи, обогащение словарного запаса учащихся;
• создания собственных работ по аналогии;
• формирование умения работать в группах.

Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Много, много лет назад на полуострове в Эгейском море поселился народ, который назвали греками. Себя этот народ называл эллинами, а свою страну Элладой. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады создали прекрасные города – Афины, Микены, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.
Великий Платон сказал: «Нужно проводить жизнь в игре, играя в определенные игры, устраивая жертвоприношения, распевая и танцуя, дабы расположить к себе богов и отбить врагов, победив их в бою…». Давайте последуем мудрому совету и примем участие в состязании.
2. Представление команд. (Команды заранее получили задание придумать название и девиз, а также написать миф или сочинение)
3. Разминка. Конкурс «Угадай, кто это»: по описанию определить, о каком боге идет речь.
1. Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос, который породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Остатки первобытного Хаоса вращались с огромной скоростью и превратились в Яйцо, которое раскололось на две части: верхняя половина скорлупы стала Звездным Небом - Ураном, нижняя - Матерью Землей - Геей. У них рождались чудовища и великаны - могучие титаны. Впоследствии титаны были покорены могучим и коварным богом, который победил своего отца Кроноса и стал повелителем неба и земли и правителем на Олимпе. (Зевс)
2.Этот бог всегда изображался юным, красивым и стройным. Он победитель тьмы и злых духов, бог света и солнца, он - покровитель искусств, вдохновения, вокруг него всегда толпятся прекрасные музы. Существует даже поговорка: Красив, как:..". (Аполлон)

3.Она родилась из пены морской, богиня красоты, любви и вечной молодости. Она прекрасна, никто не в силах противиться ее чарам. Ее сын имеет крылья и колчан с волшебными стрелами, способными любого заставить испытать муки любви. (Афродита)

4.Это хромой бог - кузнец. Он добр и простодушен, никому не делает зла, послушен Зевсу. А еще он умеет ковать волшебные доспехи и оружие, которые делают неуязвимым того, кто ими воспользуется. (Гефест)

5.Перед нами могущественная богиня мудрости и победы. Сам отец - грозный Зевс побаивается своей дочери. Ей построено, пожалуй, самое большое количество храмов, в ее честь называют боевые корабли, ее расположения и покровительства добиваются многие герои. (Афина)

6.Она жена грозного Зевса, богиня календарного года, покровительница браков и семьи, обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, хотя и не без причины. (Гера)

4. Конкурс «Крылатые слова». Великий Гомер сказал: «Крылатые слова – слова, которые быстро срываются с уст говорящего и летят к уху слышащего».
В обыденной речи мы иногда говорим «олимпийское спокойствие», «панический ужас», «гомерический смех», «загадка сфинкса». Мы сравниваем могучего и сильного человека с Геркулесом, а смелую и решительную женщину - с амазонкой. Все эти выражения и сравнения пришли к нам из древнегреческой мифологии. Что означают следующие выражения, каково их происхождение?

1. - ахиллесова пята; яблоко раздора; троянский конь; ящик Пандоры; кануть в лету;
2. - титаническая борьба; олимпийское спокойствие; танталовы муки; рог изобилия; дары данайцев;
3. - сизифов труд; нить Ариадны; авгиевы конюшни; между Сциллой и Харибдой; гордиев узел.

5. Конкурс «Редактирование текста». Вы очень интересно рассказали о происхождении этих выражений, но, к сожалению, не все так хорошо знают мифы. Перед вами миф, а вы должны найти в нем ошибки, которые допустил автор.

Однажды Геракл - сын Посейдона - решил отправиться в путь за золотым руном. В дорогу Ариадна дала ему клубок ниток, чтобы он не заблудился. Геракл помолился богине Гере, всегда покровительствовавшей ему, и отправился в путь. Охранять корабль Геракл поставил добродушного пса Цербера. Первую остановку Геракл сделал у радушного хозяина - одноглазого циклопа и долго пировали они, долго не мог Геракл покинуть гостеприимный остров. Через несколько дней пути корабль вновь пристал к берегу, но вокруг были только немые камни. Наконец, путешественникам попался старик, который поведал печальную историю о том, что почти всех жителей острова погубила страшная женщина по имени Медуза Горгона. Каждый, кто смотрел на нее, превращался в камень. Пришлось Гераклу опять задержаться, чтобы найти злодейку и убить ее, освободив всех превращенных от ее чар. Но вот он прибыл в царство, хранившее золотое руно, и предъявил права греков на сокровище. Царь очень обрадовался, что приехал законный хозяин руна, и поведал, что давно мечтал вернуть руно в Грецию, восстановив таким образом справедливость.

6. Конкурс «Блиц-турнир». Вы правильно определили ошибки, которые допустил горе-автор. А сейчас посмотрим, насколько хорошо вы знаете древнегреческую мифологию и насколько внимательны вы были на уроке.

Вопросы для 1 команды:
1. Имя верховного бога Олимпа? (Зевс)
2. Как звали бога морей и океанов? (Поссейдон)
3. Чему покровительствовала богиня Диана? и как она выглядела? (Охоте)
4. Как звали воина, ставшего неуязвимым после того, как мать искупала его в подземной реке? (Ахиллес)
5. Куда, по мнению греков, попадали души умерших? (Царство Аида)
6. Как зовут юношу, любившего в жизни только себя и превращенного за это в белый цветок? (Нарцисс)
7. Кто отправился в плавание за золотым руно? (Одиссей)
8. Какая хитрость помогла Одиссею одержать победу над Троей? (Троянский конь)
9. Какая традиция в спорте связана с горой Олимп? (Зажигают олимпийский огонь)
10. Как называется соревнование по бегу на очень длинные дистанции? (Марафон)

Вопросы для 2 команды:

1. Имя жены верховного бога Олимпа? (Гера/ Геба)
2. Кто из дочерей Зевса родился из его головы? (Афина)
3. Кто был наказан Зевсом за помощь людям? (Прометей)
4. Суровый перевозчик душ умерших (Харон).
5. Неумолимые богини судьбы (Мойры).
6. Младший брат бога Смерти, бог сна (Гипнос).
7. Имя древнегреческого героя, совершившего легендарные подвиги? (Геракл)
8. Как звали легендарного фракийского певца, который своим пением отвлек аргонавтов от острова сирен? (Орфей)
9. Как назывались победители олимпийских игр? (Чемпионы)
10. Что получали в награду победители олимпийских игр? (Лавровый венок)

Вопросы для 3 команды:
1. Богиня любви и красоты (Афродита).
2. Бог огня и кузнечного дела (Гефест).
3. Кому принадлежат слова: “Я – бог Солнца и света. Родился на плавучем остове Делос. Люблю искусство, покровительствую музам ” (Аполлон).
4. Брат Зевса, бог подземного царства (Аид).
5. Кому вынужден был служить Геракл? (Эвресфей)
6. Сколько подвигов совершил Геракл?
7. Кого из титанов освободил Геракл? (Прометея, прикованного к скале, терзаемого орлом)
8. Как назывался корабль, на котором Язон и его спутники отправились за золотым руном? ( «Арго»: в честь мастера Арга)
9. Кто спас аргонавтов от Сирен, птиц с женскими голосами, которые пели чудесные песни, корабельщики направлялись к ним и суда разбивались о рифы? (Орфей)
10. Чем отличались боги от людей? (бессмертие)
Дополнительные вопросы:
1. Что явилось причиной Троянской войны?
2. С каким греческим городом связаны традиционные спортивные соревнования?
3. Автор стихотворения «Арион»?
4. Автор поэм «Одиссея» и «Илиада»?
5. Сколько подвигов совершил Геракл?
7. Конкурс «Черный ящик»
1. С помощью этого предмета один герой (Тезей) сумел выбраться из знаменитого лабиринта, в котором обитал Минотавр. Подсказка: предмет этот дала дочь критского царя Миноса. (Клубка ниток)
2. С помощью этого предмета можно добыть то, за что верховый бог Олимпа наказал одного из героев. Подсказка: Это было сделано во благо людей. (Спички, Прометей)
3. Этот предмет стал поводом раздора трех богинь. Подсказка: спор разрешил прекрасный Парис, присудив предмет Афродите. (Яблоко)
4. В этом ящике атрибут бог торговли и веселья Диониса, которым вы пользуетесь каждый день, минимум 3 раза. Какой это атрибут? Подсказка: За завтраком, обедом и ужином, в магазине, рассчитываясь за товар. (Кошелек, бокал).
8. Конкурс «Творческий». Дома вам было предложено написать сочинение на одну из тем:
1. "Мой любимый герой мифа Древней Греции".
2. "Боги Олимпа. Какие они?"
3. "Нужно ли в наше время читать и знать мифы Древней Греции?"
Зачитываются 3 работы.
Звучит стихотворение О.Тарутина «Древние греки»

Древние греки, античные греки,
многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
мудрые мифы они создавали,
с детства знакомы любому из нас
и Прометей, и Геракл, и Атлас.
Древние греки моря бороздили,
время для спорта они находили.
И Олимпийские игры они
тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
было скульптурное их мастерство!
Ну а всего поразительней, братцы,
То, что мы с ними могли б
изъясняться!
«Физика», «космос», «медуза», «стратег» –
понял бы мигом слова эти грек!
Скажешь: «асфальт», «стадион» и «динамо» –
скажешь ты это по-гречески прямо!
«Библиотека», «театр», «берилл» –
так, между прочим, и грек говорил!

9.Заключительное слово учителя:
Эллины оставили народам мира богатое наследство литературы и искусства. Они оставили свои предания и древние сказания – мифы. А на основе мифов писали свои замечательные произведения писатели древности: Гомер "Илиада", "Одиссея"; Эсхил "Прометей прикованный"; Софокл "Антигона"; Еврипид "Геракл" и многие другие.
Мифы и легенды Древней Греции живы до сих пор: они дошли до нас в произведениях художников, музыкантов, писателей и поэтов. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И.А. Крылова, стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. Фета и др.
Скульптурами, созданными на сюжеты древнегреческих мифов, украшали самые богатые дома, в том числе Зимний дворец в Санкт-Петербурге. На мифологические сюжеты написаны картины многими знаменитыми художниками: Леонардо да Винчи "Нимфа", Боттичелли "Паллада и Кентавр", Рубенс "Персей освобождает Андромеду", В.А. Серов "Похищение Европы", Врубель "Пан" и многие другие. Скульптуры богов и героев мифов Древней Эллады украшают лучшие музеи мира.
В современной астрономии названия многих планет солнечной системы и созвездий взяты из античной мифологии: "Андромеда", "Персей", "Пегас".
Именами богов и героев называли корабли: фрегат "Паллада", крейсеры "Аврора", "Диана", линкоры "Прометей", "Геракл", пассажирский корабль "Посейдон".

Видите, какое богатое наследие оставили нам древние греки! Нам предстоит всю жизнь открывать для себя и окружающих культуру Древней Греции… До новых встреч с героями Древней Эллады!»

11. Релаксация «Чему нас научили древние греки?»
12. Подведение итогов и награждение команд.
13. Домашнее задание: читать мифы древних славян.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Что означают выражения, каково их происхождение?
Ответы:
 Ахиллесова пята. Ахилл, в греческой мифологии один из величайших героев, сын царя Пелея и морской богини Фетиды. Иметь сына от прекрасной Фетиды хотели Зевс и Посейдон, но титан Прометей предупредил их, что ребенок превзойдет величием своего отца. И боги благоразумно устроили брак Фетиды со смертным. Любовь к Ахиллу, а также стремление сделать его неуязвимым и дать бессмертие заставили Фетиду купать ребенка в реке Стикс, протекавшей через Аид, страну мертвых. Так как Фетида вынуждена была держать сына за пятку, то эта часть тела осталась беззащитной.
 Яблоко раздора. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита. Каждая из них считала, что только у нее есть право получить это яблоко, поэтому между ними разгорелся спор, конец которому был положен только Парисом, присудившим яблоко Афродите.
 Троянский конь. По греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в город. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в Трою остальное войско. Выражение "троянский конь" стало нарицательным (дар врагу с целью его погубить).
 Ящик Пандоры. По воле Зевса в наказание людям за проступок Прометея (похищение огня) на землю была послана прекрасная Пандора, наделенная хитрым, изворотливым умом и коварством. Живя среди людей, подстрекаемая любопытством, она открыла ящик, который было запрещено открывать, так как в нем находились все человеческие несчастья. И тотчас все бедствия распространились среди людей. Крышка захлопнулась, когда на дне осталась лишь одна надежда. Выражение «Ящик Пандоры» имеет значение – источник несчастий, великих бедствий.
 Кануть в лету. В греческой мифологии Лета – река забвения в Аиде, подземном царстве; души умерших по прибытии в подземное царство пили из нее воду и забывали всю свою прошлую жизнь. Название реки стало символом забвения; возникшее отсюда выражение "кануть в Лету" употребляется в значении: навсегда исчезнуть, быть забытым.
 Титаническая борьба. Титаническая борьба: огромная, глобальная борьба великих сил. Происходит из древнегреческой мифологии, титаны - полубоги, они восстали против богов и была великая битва.
 Олимпийское спокойствие. В древнегреческой мифологии обителью богов считалась гора Олимп, находящаяся на уровне 2917 метров выше моря. Ее вершина всегда утопала в облаках. Боги-олимпийцы всегда были рассудительны, спокойны и безучастны к страданиям людей, Отсюда и появилось выражение “олимпийское спокойствие”.
 Танталовы муки. Боги пили и ели чудесную пищу — амброзию и нектар. Она помогала сохранять вечную молодость, силу и здоровье. Тантал хотел похитить их со стола богов и принести на землю людям. Боги жестоко наказали Тантала. Он был брошен в Тартар (ад) и там подвергнут страшным мукам. Посреди роскошного сада, стоя по горло в воде, он умирал от голода и жажды. Только открывал он рот, чтобы напиться, как вода исчезала; только протягивал руку к плодам — ветка отстранялась от него. О человеке, который перенес лишения и муки, часто говорят: «Он претерпел танталовы муки».
 Рог Изобилия. В греческой мифологии рог козы Амалфеи, вскормившей своим молоком Зевса; обладал волшебным свойством давать все, что пожелает его владелец. В римской мифологии (лат. Cornu Copiae) символ плодородия, процветания; часто изображался на монетах как знак благоденствия государства. В переносном смысле - источник изобилия, богатства.
 Дары данайцев. Давным-давно греки взяли в осаду Трою, город в Малой Азии. Целое десятилетие непокорные троянцы не желали сдаваться. Тогда по совету хитроумного Одиссея данайцы решили обмануть осажденных. Построили огромного деревянного коня, внутри которого расположился отряд лучших греческих воинов. Греки оставили статую на побережье, а сами погрузились на корабли, и сделали вид, что отплывают.
Жители Трои не заподозрили неладное. Только предсказательница кассандра и мудрый Лаокоон учуяли подвох, но их уговоры не затаскивать коня на территорию города успеха не возымели. В итоге под покровом ночи лазутчики покинули свое укрытие, подобрались к городским воротам и открыли их, а снаружи поджидало остальное греческое войско, вернувшееся на кораблях. С тех пор выражение «дары данайцев» стало обозначать лесть, лицемерные подарки и всякое фальшивое и лживое заискивание.
Наряду с этой фразой существует словосочетание «троянский конь», обозначающее коварный, хитроумный замысел.
 Сизифов труд. За все обманы и коварство на земле тяжкое наказание несет Сизиф в загробной жизни. Он осужден вкатывать на высокую крутую гору громадный камень. Пот градом струится от тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие – и окончен будет труд Сизифа, но вырывается из рук его камень и с шумом катится вниз. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достичь цели – вершины горы. Отсюда возникло крылатое выражение «Сизифов труд» для обозначения нескончаемой и бессмысленной работы.
 Нить Ариадны. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, тот сумел выбраться из знаменитого лабиринта, в котором обитал Минотавр после победы над этим чудовищем. Переносное значение выражения нить Ариадны: средство выйти из затруднения, руководящее начало, путеводная нить.
 Авгиевы конюшни. Эврисфей дал поручение Гераклу: он должен был очистить от навоза за один день весь громадный скотный двор царя Авгия, которому принадлежало стадо, состоящее из 300 быков с белыми, как снег ногами, 200 быков красными, как пурпур, 12 быков белыми, как лебеди, а один бык сиял подобно звезде. В свою очередь Геракл согласился исполнить задание, если царь Авгий согласится отдать десятую часть своего стада. После этого Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор и отвел в него воду 2-х рек: Алфея и Пенея. Вода их в один день унесла все огромные кучи навоза, накопившиеся за все годы. Затем Геракл сложил стены и потребовал награды. Но царь не отдал быков.
 Между сциллой и харибдой. По верованиям древних греков, на прибрежных скалах по обе стороны Мессинского пролива обитали два чудовища: Сцилла и Харибда, поглощавшие мореплавателей.
Выражение между Сциллой и Харибдой употребляется в значении: оказаться между двумя враждебными силами, в положении, когда опасность угрожает и с той и с другой стороны.

 Разрубить Гордиев узел. По легенде древних историков Гордий поставил телегу, завязав ее чрезвычайно запутанным узлом. По предсказанию оракула, сумевший распутать этот узел, должен был стать властелином всей Азии. Александр Македонский рассек его мечом. Отсюда возникло выражение «гордиев узел», означающее «всякое запутанное сплетение обстоятельств». Разрубить гордиев узел – разрешить сложное, запутанное дело насильственным, прямолинейным способом.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: МаринаТимченко (02.02.2013) | Автор: Тимченко Марина Анатольевна E
Просмотров: 2651 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz