Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 11.12.2016, 01:25

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

"Активизация познавательной деятельности и развитие информационной компетентности учащихся через применение ИКТ "
Активизация познавательной деятельности и развитие информационной компетентности учащихся через применение ИКТ
Дуймагамбетова Марзия Шагиевна
учитель русского языка и литературы
средней школы № 1 г. Актобе
Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Нынешний век – это век информационный, и умение обрабатывать информацию является весьма ценным достоянием.
В Послании Президента Республики Казахстан на 2012 год говорится о модернизации системы образования, где важным элементом является внедрение в процесс обучения современных методик и технологий. Мы, учителя казахстанских школ, знаем и понимаем, что это необходимо при переходе на 12-летнюю модель обучения, которая позволит интегрироваться в мировое образовательное пространство.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определённый набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это естественная потребность учащихся, но она далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то положительное, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность школьника.
Важная роль в решении этой задачи отводится и новым информационным технологиям.
Ведь наши дети — это члены информационного общества. Объем информации, который обрушивается на них, во много раз превышает объем, который приходился на их ровесников еще два десятка лет тому назад. Информационные навыки уже прочно входят в их менталитет: они ловко управляются с различными электронными устройствами, практически не читая пособия и руководства; всевозможные плееры, мобильные телефоны стали неотъемлемой частью их экипировки.
Современный учитель обязан владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Учитель знает, что компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даёт возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.
Одна из серьезнейших проблем современной школы – это резкое падение у учащихся интереса к русскому языку и литературе и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно и логично выразить свою мысль, неумение общаться.
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка и литературы достаточно проблематично, но возможно. Я считаю, что основной источник повышения интереса — создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.
В своей педагогической практике использую различные пути активизации познавательной деятельности и развития информационной компетенции, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Так, наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых мои учащиеся сами должны:
• отстаивать своё мнение;
• принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
• рецензировать ответы товарищей;
• оценивать ответы и письменные работы товарищей;
• заниматься обучением отстающих;
• объяснять более слабым учащимся непонятные места;
• самостоятельно выбирать посильное задание;
• находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
• создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
• решать познавательные задачи путём комплексного применения известных им способов решения.
Конкретные формы, методы, средства активизации учения школьников отбираю
в соответствии с возрастными особенностями и реальными учебными возможностями
учащихся каждого класса.
Внедрение же ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в мою практику
работы учителя русского языка и литературы осуществляется по следующим направлениям:
• создание презентаций к урокам;
• работа с Интернет- ресурсами;
• использование готовых обучающих программ.
Стараюсь создавать и использовать качественные электронные ресурсы, отвечающие всем
современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе. Обязательно
учитываю изучаемый материал, способности каждого класса и особенности программы,
использую рисунки, схемы, таблицы, заставки.
ИКТ технологии могу использовать на любом этапе урока:
• для обозначения темы урока;
• в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
• как сопровождение объяснения (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты);
• для контроля учащихся.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого
трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит
свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не
стареет. Я могу сказать, что урок, включающий слайдовые презентации или данные
электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых
инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не
можем добиться при фронтальной работе с классом. Смена ярких кадров, изображающих
картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные
галереи, даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным,
высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями,
вызывает желание узнать
Пожалуй, одним из самых распространенных и популярных в школе является продукт программы Power Point — презентация. Использование презентаций на уроках позволяет максимально заинтересовать учащихся темой. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией. Иллюстративный материал для презентации по литературе можно найти на сайте «Русская литература ХVIII-ХХ веков». При этом презентация может использоваться в различных ситуациях.
На уроке может быть представлен всего 1 слайд, но от этого урок не проиграет, напротив, все внимание учащихся будет привлечено именно к этому материалу. Можно дать, например, небольшую творческую работу по иллюстрации к какому-нибудь художественному произведению. Так, на уроке «Свидригайлов и Раскольников» по роману Ф.М.Достоевского можно продемонстрировать 2 портрета Свидригайлова и предложить учащимся письменно ответить на вопросы:
«Кто из художников точнее передал психологический тип личности героя? Чем отличаются друг от друга иллюстрации Шмаринова и Глазунова?»
Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия. На таких уроках часто осуществляется интеграция различных дисциплин: литература и история, литература и живопись, при этом вырабатываются общекультурные компетенции учащихся. Учащиеся могут обсудить различные точки зрения литературоведов на ту или иную проблему.
В деятельности любого учителя словесности широко используется метод проектов. При создании проектов ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений. Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, формирует ценностно-смысловые компетенции.
Все учителя русского языка и литературы знают, что уроки литературы будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио или видео средства. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Музыка, использованная при подготовке к сочинению, перенесёт детей в мир творчества, обогатит их новыми выразительными средствами. Благодаря использованию информационных технологий на уроке, я смогла показать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, послушать музыку и речь.
Новый вид деятельности учащихся на уроке – защита видеороликов, которые создаются ими в программе Windows Movie Maker, звуковым сопровождением которых являются романсы или стихи. Ученик объясняет, почему он выбрал тот или иной видеоряд для иллюстрации стихотворения. Такой вид работы развивает и информационные компетенции, и эстетический вкус, и творческое воображение, и коммуникативные способности. Интересные клипы созданы учащимися на стихи С.Есенина, В.Маяковского, Ф.Тютчева.
На уроках русского языка очень продуктивной, на мой взгляд, является работа с дидактическими материалами, подготовленными самими учащимися. При изучении орфографии и пунктуации даю индивидуальные задания подобрать практический материал к уроку. После изучения какой-нибудь большой темы такие задания можно дать всему классу. Так, на завершающих уроках по теме «Наречие» учащиеся получили задание в группах. Одна группа создавала презентацию о наречии как части речи, 2-я – презентацию-викторину, 3-я – алгоритмы к орфографическим правилам, 4-я – карточки, 5-я – таблицы, демонстрирующие грамматические показатели. Весь материал был подкорректирован и использован на обобщающем уроке. Конечно, такая работа занимает много времени, но дает положительные результаты.
Использование в обучении ИКТ позволяет:
• развивать у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
• усилить мотивацию учения;
• активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
• дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
• качественно изменить контроль деятельности учащихся;
• формировать ключевые и предметные компетенции учащихся.
Итак, применение компьютерных технологий на уроках русской словесности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, способствует формированию у них рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его действий. Кроме того использование ИКТ создает положительный эмоциональный фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: 03000 (26.03.2013) | Автор: Дуймагамбетова Марзия Шагиевна E
Просмотров: 2645 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 5
5 pbyfblf1950   (21.10.2013 08:22)
Меня больше заинтересовало, какими средствами, педагогическими приемами  учитель обеспечивает формирование  информационных и коммуникативных навыков на уроках русской словесности, одно из основных требований  ИКТ, развитие познавательные потребности и мотивационный настрой учащихся. Удачи, Вам коллега!

4 ceilova   (16.05.2013 16:13)
спасибо за размышления, однако, я согласна с комментарием, учителю необходимо чувство меры, чтоб учащиеся не забывали: учеба - это труд, а не одно лишь развлечение

3 5soldo5281   (30.03.2013 16:59)
Без ИКТ в наше время проводить урок - по меньше мере, несовременно. Учитель, умеющий лишь вытирать пыль с компьютера становится анахронизмом. С другой стороны, важно, чтобы педагога не кидало в другую крайность - картинки не подменяли бы содержание и цель урока. Важно помнить, что школа - это всё же не цирковое шоу.

2 (____)   (28.03.2013 21:43)
Интересная статья.Очень хорошо что учителя общественно гуманитарного цикла используют ИКТ в своей работе.

1 (-((_))   (28.03.2013 00:09)
Спасибо за интересную статью.Я согласно что ИКТ развивает у учащихся творческие способности.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz