Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 16:36

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1520
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

"Нравственное воспитание учащихся – подростков в современных условиях общеобразовательной школы".
Нравственное воспитание учащихся – подростков в современных условиях общеобразовательной школы
Дуймагамбетова М. Ш.
СШ №1
Учитель русского языка и литературы

Воспитание человека как носителя нравственности приобретает особую актуальность в связи с все более усиливающейся технократизацией общества в целом, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров (запретов), экологическим неблагополучием Земли и многими другими причинами.
Эта ситуация усугубляется растянутостью и неопределенностью обще- ственного реформирования, ломкой сложившихся смысловых и ценностных ориентаций, отсутствием общественных ценностей, нарушением моральных норм. Отсюда, прежде всего, ставится задача воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.
Государство поставило перед школой задачу воспитания нравственной, деятельной личности, способной решать разноуровневые задачи, особенно в период социально-экономических, политических и духовных преобразова- ний, происходящих в настоящее время в нашей стране. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитанию как целенаправленному планомерному процессу, включающему разносторонние воспитательные воздействия на личность, являющуюся и объектом и субъектом воспитания. Среди современных проблем воспитания наиболее острой является проблема нравственного воспитания. Это обусловлено разрушением привычной политической и социальной системы государства, его экономики, ростом преступности, насилия, проявлений жестокости, эгоизма и нравственной распущенности. В условиях перехода на рыночную основу хозяйствования изменяются формы социокультурной ориентации людей, основания их мировоззренческого и нравственного выбора. Нередко привычные нравственные нормы входят в противоречие с социальной действительностью. Подобные процессы оказывают негативное влияние на общественную мораль, систему духовно-нравственных ценностей. Все это деструктивно действует, в первую очередь, на сознание школьников.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм.
В этих условиях нравственное воспитание выступает ключевым звеном процесса формирования личности, способствующим полноценному ее раскрытию, при котором школьник адекватно осознает обязанности перед обществом.
Анализ существующей школьной практики показывает, что образовательный процесс не в полной мере решает воспитательные задачи. Школьная программа наряду с целенаправленным подходом к обучению не предполагает рассмотрение таких базовых нравственных понятий, как труд, общественное достояние, долг, непримиримость к негативным чертам и качествам личности.
В ней полностью отсутствуют механизмы формирования таких качеств как патриотизм, честь, достоинство, гуманизм, коллективизм. Это не позволяет формировать у школьника мировоззренческую позицию, трансформируемую в последующем в конкретном поступке.
Приоритет отдается учебной деятельности в ущерб формированию нравственной личности. Вместе с тем школьное образование располагает значительным потенциалом духовно-нравственного воздействия на подрастающее поколение. Особенно это относится к блоку учебных предметов гуманитарной направленности, что не умаляет роль других предметов и образовательных областей. Школа призвана сформировать у воспитуемых ценностные ориентиры по широкому кругу вопросов современной общественной жизни. Особенно это актуально для школьников-подростков. Выделение данной возрастной группы обусловлено тем, что в младших классах ученики еще не способны глубоко осмыслить и прочувст- вовать предлагаемые им нравственные постулаты и ценности, а в старших классах зачастую приходится прибегать к переубеждению относительно уже сформированных, не всегда положительных нравственных выборов.
Одним из учебных предметов, в наибольшей мере предоставляющих возможности для решения воспитательных задач формирования широкого спектра нравственных качеств на основе содержания, является литература. Учебные оценки по литературе имеют статистически значимые корреляционные связи с различными показателями нравственной воспитанности школьников. Акцентирование внимания в ходе учебной деятельности на нравственной стороне изучаемых литературных произведений, раскрытие заключенных в них патриотических, гуманистических, нравственных идей, а также усиление внимания к внеклассной воспитательной работе, расширяют возможности формирования нравственной личности школьника, её противостояния негативным влияниям окружающей социальной среды.
Какие же основные ориентиры нравственного воспитания в современной школе необходимо вычленить, какие интегративные понятия и характеристики обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся? Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет осмысливать школьникам, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия как:
Культура чувств – умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.
Способность к нравственному усилию, «усилию человека быть» (Мамардашвили) как основание для самооценки, самоопределения и самосовершенствования.
Чувство эмпатии – эмоциональное «чувствование» другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Все эти задачи формирования нравственной личности я стараюсь реализовывать на уроках литературы.
Литература - единственный предмет, который формирует душу ребенка. Моим профессиональным кредо являются слова французского философа М.Монтеня «Тому, кто не познал науки добра ,всякая иная наука приносит лишь вред».Мы все знаем ,что чтение книг развивает память ,расширяет кругозор ,обогащает лексикон и оттачивает грамотность. Чтение художественной литературы ,а особенно классики , обогащает душу ребенка ,заставляет ее « работать».Именно во время чтения классики душа ребенка «трудится»,т.е. наполняется эмоциями ,стремлением понять себя и других, найти свое место в окружающем мире. Чтение художественной литературы вырабатывает в ребенке некий стержень ,который впоследствии помогает ему достойно выдерживать жизненные бури и в любой ситуации оставаться человеком. Этот стержень называется духовностью.
Каждый урок я стараюсь строить так ,чтобы ребенок получил на нем хоть капельку духовности ,чтобы он чувствовал ,что он стал лучше ,чище, чем был до него .К счастью ,русская классика ,как и другая классика ,дает нам такую возможность. Изучение только биографий писателей способствует формированию у учащихся активной гражданской позиции. Изучение самих произведений ,если суметь правильно заинтересовать учащихся ,производит на них неизгладимое впечатление. Тема «лишнего человека», которая присутствует в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова способствует формированию у учащихся чувства долга ,ответственности перед другими за свои поступки ,желание найти свое место в обществе ,быть ему нужным и полезным. Произведения Л.Н.Толстого ,Ф.М.Достоевского ,И.С.Тургенева заставляют задумываться о смысле жизни ,учат доброте ,честности ,любви к людям. Например,образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».Да,его можно не любить,его можно не понимать, но не уважать его невозможно. За силу воли, за чувство собственного достоинства, за трудолюбие. И дети его уважают, и в душе хотят быть похожим на него.
Свои уроки я провожу чаще всего в форме дискуссии. Учащимся нравится спорить друг с другом, со мной, с учебником и даже с самим автором. Они учатся правильно формулировать свое мнение и правильно его отстаивать, учатся быть терпимыми к чужому мнению. В споре рождается не только истина, но и чувство собственного достоинства. Большое значение я придаю чтению стихотворений наизусть. Каждое выученное и рассказанное стихотворение оставляет пусть крошечный, но след не только в
памяти, но и в душе ребенка. Да, современные дети не любят читать, но они любят слушать, и при желании и умении учителя их можно заинтересовать литературой.
Как классный руководитель 9 класса я уделяю много внимания внеклассной работе. Считаю, что она служит сплочению класса больше, чем урочная деятельность. В процессе совместной деятельности вырабатываются такие качества учащихся как толерантность, чувство эмпатии, ответственность.
Для решения этих задач необходимо:
1.комплексирование урочных и внеурочных форм организации воспитательного процесса.
2.ведущая и координирующая роль учителя-классного руководителя.
3.поэтапная организация таксономии целей нравственного воспитания на основе интеграции содержания и форм урочной и внеурочной деятельности.
Всё это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педагогические параметры нравственного воспитания.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: 03000 (26.03.2013) | Автор: Дуймагамбетова Марзия Шагиевна E
Просмотров: 1158 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 pbyfblf1950   (15.10.2013 18:21)
Актуальная тема, затрагивающая нравственный аспект, раскрывается через анализ существующей школьной практики, явной недостаточности  реализации воспитательных  задач посредством образовательного процесса в комплексе. Удачи Вам, уважаемый коллега! Ляхова Зинаида Дмитриевна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz