Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 13:35

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

"Понятие о фольклоре. Малые жанры фольклора"
Тема: «Понятие о фольклоре. Малые жанры фольклора».
Цель урока: дать понятие о русском фольклоре, познакомить с малыми жанрами русского фольклора, отрабатывать навыки правильного, осмысленного и выразительного чтения, расширять кругозор, воображение, воспитывать интерес к изучению традиций русского народа, способствовать обогащению словарного запаса.
Оборудование: ПК, проектор, книжная выставка.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
І. Организационный момент.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Ну, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Вам желаю получать
Только лишь оценку «5».
ІІ. Новая тема.
- Запись в тетрадях темы урока.
1. Слово учителя.
Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это слова М. Горького: «Фольклор является почвой, на которой возникает и развивается письменная культура…» И это действительно так. Потому что на том, что создано народом веками, построено все то, чем мы владеем сегодня, вся литература. Так что же означает слово «фольклор», давайте заглянем в этимологию этого слова.
Фольклор - в переводе с английского языка, означает « народная мудрость», «народное знание».
Фольклор – это устное народное творчество. Поработаем над этим понятием. Как вы понимаете Выражение Устное народное творчество. (ответы детей).
Творчество – это то, что человек создает, придумывает.
Устное, потому что нигде не записывалось, а сказывалось.
Народное – придумывалось в течение многого времени разными людьми. Передавалось из поколения в поколение, дополнялось, менялось.
Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Устное народное творчество – величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Его роль в воспитании очень велика и мы должны бережно и с интересом относиться ко всему, что досталось нам от предков.
- Какие жанры УНТ (Халық ауыз әдебиеті) казахского народа вы знаете? (ертегі, мақал-мәтелдер, жұмбақтар, аңыз-дастандар т.б). Молодцы! А сегодня наш урок будет посвящен малым жанрам УНТ русского народа.
2. Знакомство с жанрами фольклора.
Учитель:
У нас лошади в колошах, а коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах, а боронят на санях.
Рано утром, вечерком, поздно на рассвете
Баба ехала пешком в ситцевой карете.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь подгоняла мужика кнутом.

- Как вы думаете, что я сейчас прочитала?
(небылица - өтірік өлең)
3. Инсценирование. Выходят два скомороха
Разве ж это небылицы?
Вы послушайте, ребята нашу сказку небогату!
Я-скоморох Прошка!
А я Федул - скоморошка! Сидим рядком. Говорим ладком!
- Пошел я на лыко гору драть. Увидел, на утках озеро плавает. Бросил я три палки: одну еловую, Другую березовую, третью - рябиновую. Бросил еловую - не добросил. Бросил березовую - перебросил. Бросил рябиновую - угодил. Озеро вспорхнуло и улетело, А утки остались.
Учитель.
- Вот так весело рассказывали крестьяне друг другу небылицы, а иногда прямо на месте их сочиняли.
Россия, Россия – края дорогие
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы
И звонкие песни поют!
(Звучит песня «Два веселых гуся»).
- А какие еще русские народные песни вы знаете. ( «Калинка, малинка», «Во поле березонька стояла», «Светит месяц, светит ясно»…)
Скороговорка – рифмованная строка, с часто повторяющимися одинаковыми звуками в специально подобранных трудно произносимых словах. Назначение: помогали научить ребенка быстро и отчетливо говорить, а также помогало освоить произношение трудных сочетаний звуков, которые встречаются в некоторых словах. Шел Саша по шоссе, сосал Саша сушку. На дворе - трава, на траве – дрова. Не руби дрова, на дворе – трава.
Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Обычно предполагается как вопрос для отгадывания.
Загадки развивают ум, смекалку, воображение, учат точно определять предмет. Художественное своеобразие загадок: олицетворение - наделение неодушевленных предметов качествами живых существ: Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь). Золотое решето чёрных домиков полно. (подсолнух). Не рубашка, а сшита, Не человек, а разговаривает.(книга)
Строение загадок:
1. загадка - краткое сообщение из одного предложения: Стоит Антошка на тонкой ножке.
2. загадка – рассказ: Шла девка с гор, несла на себе семь кож, а как её раздевали, все над ней рыдали. (лук)
3. загадка – описание: Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (петух)
3. загадка – вопрос: Кто родится с усами? (кот)
4. загадка – задача: Сидит в комнате по углам по кошке, напротив каждой кошки – кошка. Сколько всего кошек?
Пословицы и поговорки. Поговорка – меткое народное выражение, краткое по форме, остроте мысли. А воз и ныне там. А де щи, там и нас ищи. Дружба как стекло, разобьешь, не сложишь. Не отведав вкусу, вкусу не узнаешь. Правде огонь не страшен.
Пословица – законченное суждение, а поговорка - только часть суждения.
Закончи пословицу.
Семь раз отмерь... (один раз отрежь)
Без труда... (не вытащишь и рыбку из пруда).
Не имей сто рублей... (а имей сто друзей)
Поспешишь... (людей насмешишь)

- У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора, ждет вас русская игра.
Игры.
Учитель Знаете ли вы игру «Гуси и волк»?
Народные игры - это тоже фольклор. Обычно, водящий выбирался считалкой.
Считалки – это ритмичный стишок, с их помощью выбираются водящий и устанавливается очередь для начала игры.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Раз, два, три.
Аты-баты, выходи. (Дети выбирают водящего).
Разминка. Игра:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите же домой!
- Серый волк под горой, не пускает нас домой!
- Что он делает?
- Зубы точит, нас съесть хочет!
- Ну летите, как хотите! Только крылья берегите!

Дразнилки- вид УНТ, развитый детьми. Это умение давать клички и прозвища. В большинстве случаев они были рифмованными: Архип – старый гриб. Вовка - морковка. Ябеда – беда, тараканья еда.
Заклички(«закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка.
Дождик, дождик лей, лей
Никого не жалей!
Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.
Божья коровка, улети на небко, Там твои детки кушают конфетки.
И последний фольклорный жанр, о котором мы сегодня вспомним – это частушка. Что же такое частушка? Какие частушки вы знаете? (Это короткая песенка (4-стишье), исполняется в быстром темпе)
Исполнение частушек.
ІІІ. Обобщение и закрепление. Блиц тест.
1. каким еще словом мы можем назвать УНТ?
А) проза В) фольклор С) поэзия
2. Найди лишнее: стихи, песни, считалки
А) стихи. В) считалки С) песни
3. Определи малый жанр УНТ:
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!
А) считалка В) загадка С) скороговорка
4. Определи малый жанр УНТ:
Водолей, водолей, Вылей воду из ушей!
А) скороговорка В) закличка С) дразнилка
5. Отгадай загадку.
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
ІV. Домашнее задание.
1-группе Подобрать пословицы и поговорки о дружбе, о труде, о Родине.
2-группе Составить пятистишие к слову «Фольклор»
3-группе сочинить частушки на школьную тему.
V. Итог урока.
«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»
А.М. Горький
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Умница (03.11.2013) | Автор: Абылгазинова Гульжанат E
Просмотров: 2542 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 tyty   (14.12.2013 00:06)
Интересно построен урок. Возьму на заметку, так как тоже преподаю в 5 классе. Удачи на нашем поприще.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz