Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 01:20

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Урок в 9 классе с казахским языком обучения
Цели урока:
- углубить знания о сложноподчиненном предложении, видах придаточных предложений;
- закрепить знания о видах подчинительной связи: последовательной, параллельной, однородной;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
-воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь.
Тип урока: закрепление
Методы: словесный, частично-поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, опорная схема, учебник по русскому языку, текст.

Ход урока:
I. Организационный момент
Целевая установка.
Психологический настрой
II. Лингвистическая разминка
Спишите, расставьте ударения в словах: договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, колледж, документ, позвонит, облегчить.
1. Выполните устный фонетический разбор слова юрта(4б, 5зв, 2слога)
2.Найдите устаревшее слово (столяр)
3.Найдите заимствованные слова ( партер, колледж )
III. Проверка домашнего задания (Упр. 273, стр.174)
IV. Слово учителя
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными.
Давайте вспомним, что же мы знаем о сложноподчиненном предложении.
Фронтальный опрос:
1.Какие предложения называются сложноподчиненными? (предложение, состоящее из главного и одного или нескольких придаточных).
2. В чем отличие СПП от ССП? ( В ССП части равноправные с сочинительной связью, а в СПП - неравноправные, с подчинительной связью).
3. Назовите виды придаточных предложений (определительные, изъяснительные, обстоятельственные.)
4. Назовите виды подчинительной связи в СПП? (последовательная, параллельная, однородная).

Работа с таблицей
Вид подчинения Значение Пример
последовательное главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д.
Я боюсь, что Анна опоздает на экзамен, который должен начаться рано утром.
Схема: [ … ], (союз что … ), (союзное слово который…).

параллельное Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.
Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать её.
Схема: (союзное слово когда … ),
[ … ], ( союз чтобы …).

однородное Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.
Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало и как легко стало у меня на душе.
Схема: [ … ], (союз как … ) и (союз как … ).

V. Закрепление

Запишите предложение, найдите грамматические основы и союзы, соединяющие части предложения, расставьте знаки препинания.
1.Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
(Если - =, = ), [ = - ],(ибо = - ). (параллельное подчинение)
2. [Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте). [ ], (потому что… глаг.), (что…). ( последовательное подчинение)
3. [Кучер Трофим сказал моему отцу], (что дорога стала тяжела), (что нам не доехать засветло до деревни), (что мы запоздаем).
[ ], (что …), (что …), (что …).( однородное подчинение)
Вывод: в СПП с двумя или несколькими придаточными возможны разные виды подчинительной связи:


VI. Работа с текстом.
1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.
2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.

- Определите стиль текста (публицистический).
- Определите тип текста (рассуждение).
- Найдите тезис (2 предложение).
- Найдите номера СПП с несколькими придаточными (1,2,5).

Выполнение задания по вариантам:
1. I вариант- составьте схему первого предложения, определите вид подчинения ( [- =,=,=],(чтобы = ),(чем = - ) последовательное подчинение )
2. II вариант - составьте схему пятого предложения, определите вид подчинения ( [ ,( ли = - ),(ли = ), = ],(= ли -) параллельное подчинение

VII. Тест
1. Может ли в СПП быть несколько придаточных предложений? (да)
А) Да
В) Нет
2. Вид подчинения, при котором главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.? (последовательное)
А) Последовательное
В) Однородное
С) Параллельное

3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов? (параллельное)
А) Последовательное
В) Однородное
С) Параллельное

4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом? (однородное)
А) Последовательное
В) Однородное
С) Параллельное

5. Каким является подчинение в предложении: Когда окончился спектакль, дети захлопали, чтобы артисты почувствовали их благодарность.?(последовательное)
А) Последовательное
В) Однородное
С) Параллельное

6. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что в следующей серии герой спасёт девушку, в которую он влюблён.?(параллельное)
А) Последовательное
В) Однородное
С) Параллельное

7. Каким является подчинение в предложении: Я услышал, как хлопнула дверь и как заговорили люди в прихожей.?( параллельное)
А) Последовательное
В) Однородное
С) Параллельное

8. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что брат будет рад моему подарку и что я сделала очень удачный выбор.?(однородное)
А) Последовательное
В) Однородное
С) Параллельное

9. Нужна ли запятая между придаточными предложениями, соединёнными союзом и при однородном подчинении их главному предложению? (нет)
А) Да
В) Нет

10. Верно ли считать, что при однородном подчинении придаточные предложения аналогичны однородным членам предложения, связанным между собой союзом и? (да)
А) Да
В) Нет

1. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?
- Кто сегодня хорошо поработал на уроке, кому есть за что себя похвалить?

2. Оценивание.

3. Домашнее задание.
стр. 179
упр. 1 уровень – 282
2 уровень – 281
Синтаксический разбор предложения Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Gulya (22.11.2013) | Автор: Гулжамал Закирова E
Просмотров: 5103 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 NAZGUL   (03.12.2013 18:00)
Здравствуйте! Хочу поблагодарить вас за данный урок. Известно, что тема СПП дается весьма нелегко учащимся. А здесь как раз применяется поэтапный подход к ее изучению. Урок содержит разные виды деятельности, что, безусловно,  является плюсом, т.к. смена деятельности повышает уровень интереса к теме и качество выполняемой работы. Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz