Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 00:44

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Разносклоняемые имена существительные. Урок русского языка, 6 класс
Брозголь Татьяна Аркадьевна,
Государственное учреждение «Гимназия «Самопознание»», ННПООЦ «Бобек»,
учитель русского языка и литературы,
г. Алматы, Казахстан.

Тема урока:
Разносклоняемые имена существительные.

Цель:
- познакомить с группой разносклоняемых имен существительных, научить их изменять, обосновывать выбор гласных в окончаниях; научить находить разносклоняемые существительные в предложениях;
- совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных;
формирование умения мыслить логически, сравнивать, обобщать; развивать монологическую и диалогическую речь; способствовать формированию речевой культуры;
- воспитывать доброжелательность, ненасилие, толерантность, уважение к труду одноклассников и учителя.

Тип урока: совершенствование знаний и способов действия

Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
1.Повторение теоретического материала. Фронтальная беседа.
Что называется именем существительным?
Каковы морфологические признаки существительных?
Как определить род имени существительного?
Можно ли сказать, что существительные изменяются по родам?
Какие имена существительные называются собственными, а какие – нарицательными?
Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
Что называется склонением имен существительных? Какие существительные относятся к каждому из склонений?

2.Тест (проверка: по окончании вывешивается код ответов, учащиеся сами выставляют оценку, зная шкалу оценивания)
1.Какое из указанных слов не является существительным?
1 пятёрка 2)пятак 3) пять 4) пятиклассник 5) пятерня
2.Укажите существительное среднего рода.
1) деталь 2) рейд 3) рельс 4)намерение 5) договоренность
3.Укажите существительное второго склонения.
1) тропинка 2) аллея 3) иней 4) деревня 5) постель
4.Укажите существительное третьего склонения.
1) деталь 2) березка 3) медведь 4) дорога 5) хвоя
5.Какое существительное имеет окончание е?
1) о приземлени… 2)в ущель… 3) о детал… 4) в направлени… 5) в област…
6.Какое существительное имеет окончание и?
1) алле… 2) к березк… 3) к деревн… 4) в счасть… 5) в армии…
7.Укажите неодушевленное существительное?
1) белка 2) фамилия 3) ученик 4) школьник 5) ребенок
8.Укажите собственное существительное?
1) спортсмен 2)приземление 3) сражение 4) Наталия 5) счастье
9.Укажите нарицательное существительное?
1) Саранск 2) девочка 3) Дарья 4) Елховка 5) Москва
10.Какое существительное в Родительном, Дательном и Предложном падежах имеет окончание и?
1) медведь 2) рейд 3) постель 4) рельс рейка
II. Актуализация знаний учащихся.
Тема урока «Разносклоняемые имена существительные».
- Что необходимо повторить для успешного усвоения материала. Что такое имя сущ. уже знаете .
- Склонение имен сущ. Что такое склонение? Типы склонений.
Склонение - это изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числе.
СИСТЕМА СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...

Три склонения имен существительных.
Разносклоняемые существительные – как образовался этот термин?
Разносклоняемые существительные – те, которые склоняются по-разному.
Цель сегодняшнего урока – познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых; понять, в чем особенность, научиться их склонять.
Ключевые вопросы: КАКИЕ? СКОЛЬКО? В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ? (можно использовать интерактивную доску, на которой в процессе урока появляются эти вопросы).
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1.Разносклоняемые имена существительные (а их 11: 10 сущ. ср.р. на –мя и сущ. муж.р. путь) склоняются по-особому, и поэтому не относятся ни к одному типу склонений.
Постановка проблемы.
По какому склонению, на ваш взгляд, будут изменяться существительные разносклоняемые?
2.Просклонять сущ. поле, степь, время. Обозначить окончания.
Демонстрируется таблица склонений. Сравнить окончания. Учащиеся делают вывод: сущ. время в Р.,Д.,П. п. имеет такие же окончания, как сущ. 3 скл. степь, а в Т.п. окончание –ем, как сущ. 2 скл. поле. Таким образом, учащиеся видят общее и отличие в склонении существительных.

3.Просклоняем вместе с вами устно существительные путь и имя в единственном числе. (Все падежи, кроме именительного, и форма существительных в них появляются по мере ответов учеников на интерактивной доске).
4.Обобщение. Итак, в каких падежах эти существительные имеют окончания 3 склонения, в каких – 2 склонения? (ответили на поставленный в начале урока вопрос: В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ? Почему называются РАЗНОСКЛОНЯМЫЕ, объяснение значение слова: разное склонение)
Разносклоняемым именам существительным присущи следующие особенности: 1) окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа — как в III скло¬нении;
2) окончание -ем в творительном падеже единственного числа как во II склонении;
3) суффикс -ен- во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа (только для существительных на -мя).

5. Послушайте стихотворение, по ходу которого выпишите все имена существительные, относящиеся к разносклоняемым. Таким образом, отвечают на вопрос: Какие и сколько.
В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –
Необразованное было это ПЛЕМЯ.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку превратить
Простое СЕМЯ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков,
Чтоб она получилась полезной,
Мы включили в неё десять слов.
Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ,
СЕМЯ, ПЛАМЯ,
В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ,
СТРЕМЯ, ЗНАМЯ.
А для того, чтоб облегчить учебы
БРЕМЯ,
Вы повторяйте эту песенку все
ВРЕМЯ.
А. Хайт

Как вариант предлагаю еще одно стихотворение про племя, в котором поднимаются вопросы нравственно-духовного воспитания: толерантность, ненасилие.
Тему новую опять надо мне запоминать.
Как упомнить все слова? Разболелась голова!
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять – бремя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный путь…
Сказку нашу не забудь!

6.. Составление опорного конспекта. Можно воспользоваться опорным конспектом Ю. Меженко.
Пользуясь опорным конспектом, просклоняйте данные существительные.
1 вариант племя 2 вариант знамя.
По окончании работы проводится взаимопроверка.

IV. Применение. Формирование основных умений и навыков.
1. Выборочный диктант (работа по карточкам)
Выписать разносклоняемые существительные, определить род, число, падеж, выделить суффиксы и окончания.
Потерянного времени не воротишь.
Большого пламени не задуешь.
Добрый совет ко времени хорош.
Не в золоте богатство, а в добром имени .
От худого семени не жди доброго племени.
В знамени твоя честь, а в оружии – слава.
Можно задание усложнить и предложить раскрыть скобки, поставив сущ. в нужный падеж:
Потерянного (время) не воротишь.
2.Решение задач.
Лексическая задача. Раскрыть значение. Составить с данными фразеологизмами предложения.
До поры до времени – до определенного срока.
Тянуть время (р.п., ср.р.) – медлить.
Под бременем лет – большой возраст.
Называть вещи своими именами (т.п., мн. ч.) – говорить правду.
Заронить семена (в.п., мн.ч.) добра – воспитать положительные качества.
Стать под знамя (в.п., ср.р.) – принять чью-либо сторону.
Без роду и племени. - одинокий или человек незнатного происхождения.
Лингвистическая задача. Как правильно сказать?
Который час?
Сколько время?
Сколько времени?
3. Корректорская правка.
Исправить неверное употребление разносклоняемых существительных. Определить падеж, выделить суффиксы и окончания.
1) Время было в обрез.
2)У тебя нет время потолковать со мной.
3)Сколько время
4)Стояли у знамя
4. Заменить фразеологическим оборотом.
Постепенно морским прибоем разрушало берега.
До определенного момента мальчик пытался решить задачу сам и не просил о помощи.
Рядом проскакали казаки эти всю войну.
(Подсказка: со временем, до поры до времени, стремя в стремя)
5. Работа по карточкам.
Раскройте скобки, укажите, укажите падеж, число, род разносклоняемых существительных).
I вариант
1) Всякая работа трудна до (время), пока ее не полюбишь.
2) Миллионы (семя) летят с деревьев и немногие из них прорастают.
II вариант
1) Рядом со (знамя) на тумбочке лежат барабан и горн.
2) Уж утро хладное сияло на (темя) полночных гор.
Проверка выполненного задания.
6. Задание для Шерлока Холмса.
Совсем недавно во время раскопок было найдено интересное письмо. Но беда в том, что некоторые места в этом таинственном послании сильно повреждены. Может быть, вам удастся восстановить текст? Тогда мы узнаем, о чем хотел поговорить с нами наш далекий предок.

Дорогой друг! Прости, не знаю твое…….. (имени). Задумывался ли ты над вопросом: хватало ли у предков на все дела…….. (времени)? Ведь нужно было заняться посадкой…….. (семян), покачаться в ……… (стремени) на лихом коне, и не согнуться под………. (бременем) забот. Ты, конечно, можешь сказать, что они были из другого………. (племени). Но, наверное, все дело в каком-то особом духовном ………. (пламени).

V. Подведение итогов урока
-С какой группой существительных мы сегодня познакомились? В чем особенности их склонения?
-Какие имена существительные относятся к разносклоняемым? Почему они так называются?
-Какие суффиксы появляются при склонении этих существительных?
-Чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина "Что в имени тебе моем?"
Какое разносклоняемое существительное встретилось в этом стихотворении?

VI. Этап информации о домашнем задании.
Выучить разносклоняемые сущ., составить рассказ, используя все разносклоняемые сущ.
Каждому учащемуся вручается ПАМЯТКА.
Десять слов с концовкой -МЯ
Будем мы запоминать:
ИМЯ, ВЫМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ, ПЛЕМЯ,
БРЕМЯ, ВРЕМЯ, ТЕМЯ, ЗНАМЯ, СТРЕМЯ.
Всякий раз, когда склоняешь,
Суффикс -ЕН- ты прибавляешь.

VII. Этап рефлексии. Учащиеся сдают лаборантам листы самоконтроля, которые ведутся на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика

Вид задания Отметка
1.
2.
3.

Используемая литература
1. Методические рекомендации к урокам русского языка в 6 класс, составители:
Ионова Л.Ф., Коломыцева И.В.
2. Русский язык, 6 класс, учебник

3. А. Хайт «Песенка про племя»
4. А. Пушкин «Что в имени тебе моем»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ТатьянаТатьянка (01.01.2014) | Автор: Брозголь Татьяна Аркадьевна E
Просмотров: 5331 | Комментарии: 1 | Теги: сущесительное, склонение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ALEMA@   (10.01.2014 00:09)
Хороший урок! Разные виды работ. Рефлексия. Оценивание

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz