Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 09:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

СБОРНИК ДИКТАНТОВ "СТЕПНЫЕ ПРОСТОРЫ"
КГУ «САТПАЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
СТЕПНЫЕ ПРОСТОРЫ
Сборник диктантов по русскому языку для казахстанских школ

Жумабекова А.Д.
Макишева Э.И.



Сатпаев 2014 г.

Авторы – Жумабекова Анар Досымбековна, учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя общеобразовательная школа №15», Макишева Эльмира Иосифовна, учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя общеобразовательная школа №3»



В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематизированы по темам, сопровождаются грамматическими заданиями. Сборник адресован учителям русского языка и литературы, работающим в классах с казахским языком обучения.


«СТЕПНЫЕ ПРОСТОРЫ»
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Пособие «Сборник диктантов по русскому «Степные просторы» для 9 класса» предназначается для учителей русского языка, работающих в классах с казахским языком обучения.
Цель пособия – помочь учителю в организации работы по формированию навыков правописания, по развитию устной и письменной речи учащихся.
Тексты для диктантов взяты, в основном из художественной литературы, энциклопедических словарей, некоторые составлены на основе газетных и журнальных статей, из интернетного источника и носят краеведческий характер. Авторы сборника стремились к тому, чтобы предлагаемый материал был актуальным, разнообразным, отражающим все стороны жизни родного города и региона в целом, формировал активную гражданскую позицию, казахстанский патриотизм, воспитывал трудолюбие и способствовал бы обогащению словаря учащихся и выработке у них навыков грамотного письма и культуры речи. Тексты располагаются по лексическим темам.
В пособии предлагаются диктанты обучающие и контрольные. К обучающим относятся: предупредительные, объяснительные, выборочные, словарные, диктанты с комментированием, схематические диктанты, диктанты – переводы, творческие диктанты.
Работы оцениваются в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Учитель по своему усмотрению может менять задания к любому виду диктанта. Следует творчески подходить к использованию предложенного для диктантов материала. Объем письменных работ для 9 класса: текст контрольного диктанта содержит 110/120 слов; словарный диктант состоит из 30-35 слов

СОДЕРЖАНИЕ
І. СЛОВО О КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. СЛОВО О КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
3. НА СТЕПНЫХ ПРОСТОРАХ САРЫАРКИ
4. ЖЕЗКАЗГАН
5. «СТРАНА ГОР, ОЗЕР И РОДНИКОВ»
6. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
7. ТАЛДЫСАЙ
8. ГОРОД ГОРНЯКОВ
ІІ ИМИ ГОРДИТСЯ КАРАГАНДИНСКИЙ РЕГИОН
9. КАНЫШ САТПАЕВ
10. СЫН ВЕКА
11. ОРЫМБЕК ЖУТЫКОВ
12. КАРИМ МЫНБАЕВ
13. ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГРУНИН
14. ШЫНБОЛАТ ДИЛЬДЕБАЕВ
15. ХАНИСА САТПАЕВА
16. ПАТРИАРХ ШАХТОСТРОЕНИЯ
17. ЧЕЛОВЕК С КЛАДОМ ИДЕЙ
ІІІ. ПО ПРОСТОРАМ РОДНОГО КРАЯ
18. СЛОВО О ПРИРОДЕ КАЗАХСТАНА
19. УЛЫТАУ (КАЗ.)
20. УЛЫТАУ
21. ОХОТА С ЛОВЧИМИ ПТИЦАМИ
22. БАРСУК
23. КОРСАК
24. САЙГАК
IV. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РОДНОГО КРАЯ
25. ДРАМАТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
26. ЦЕНТР КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
27. СЛОВО О ПОЧЕТНЫХ ГРАЖДАНАХ ГОРОДА
28. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ГОРОДА САТПАЕВ
V. ПО СТРАНИЦАМ ТВОРЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ ГОРОДА САТПАЕВ
29. ПО СТРАНИЦАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ ГОРОДА САТПАЕВ
30. МОСТЫ
31. БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
32 -34. ПО СТРАНИЦАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ ГОРОДА САТПАЕВ
35. ЖЕНЩИНА С ГИТАРОЙ

I. СЛОВО О КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Объяснительный диктант. Озаглавить текст. Объяснить правописание выделенных слов и постановку знаков препинания.
Карагандинская область, занимающая в наши дни центральную часть Казахстана, — это сердце страны и одна из самых значимых её частей, как по размеру своей территории, этническому разнообразию или историческому наследию, так и по своему промышленному и сырьевому потенциалу.
В настоящее время Карагандинская область — это самая крупная область по территории и промышленному потенциалу, богатая минералами и сырьём. Это мощный индустриальный центр. По своему экономическому, культурному, научному потенциалу, развитостью инфраструктуры область занимает ведущее место в Казахстане.
Железнодорожное сообщение связывает область с городами стран СНГ, Германии, Китаем. Международный аэропорт «Сары-Арка» осуществляет прямые рейсы в Россию, Германию, Арабские Эмираты и другие страны. Через Карагандинскую область проходит автомобильная трасса, соединяющая Алматы с Астаной – столицей Казахстана. (109слов)
(По С.К.Досмаганбетову )
2. Словарный диктант. Объяснить правописание слов с безударными гласными. Произвести разбор по составу.
В горах, тропа, граница, вершина, смельчак, сторожка, следы, пробежал, скалистый, зарядил (ружье), деревья, лошадка большой, беда, защищать, полезный, висит, помогал, держал, под ногами, листва, поход, ложка, дорожка, гриб, помог, сладкая, денек, легкий, рыбка, березки, похож, полз, пруд, низко. (36слов)
3. Предупредительный диктант. Объяснить постановку знаков препинания.
НА СТЕПНЫХ ПРОСТОРАХ САРЫАРКИ
Привольно и широко раскинулась Карагандинская область на степных просторах Сарыарки. Территория области занимает наиболее возвышенную центральную часть Казахстанского мелкосопочника. От Каркаралинских гор на востоке до озера Тенгиз на западе, от реки Ишим на севере до Шерубай-Нуринского водохранилища на юге простирается широкая степь, которой казахский народ с древних времен присвоил поэтичное имя Сарыарка, что в переводе означает «Желтый хребет».
Климат области – резко континентальный: лето жаркое и сухое, зима малоснежная, но суровая с ветрами и буранами. В летние дни температура может подниматься до 37 градусов. Самый холодный месяц – январь. Морозы достигают до 40 градусов.
В области есть более двухсот больших и малых рек. Главная водная артерия области – река Нура пересекает область с востока на запад и впадает в одно из крупнейших озер Центрального Казахстана – Тенгиз. На юге находится самое крупное озеро Казахстана – Балхаш. Его уникальность состоит в том, что в восточной части вода соленая, в западной – пресная.
Карагандинская область известна в истории, прежде всего тем, что по ее территории проходила северная ветка древнего Шелкового Пути. Исторически этот регион был торговой артерией, каналом экономического и культурного обмена между Казахстаном и другими странами.
(Из сайта http://karagandatour.kz/)
4. Выборочный диктант. Выписать из текста предложения с обособленными членами предложения, объяснить знаки препинания.
ЖЕЗКАЗГАН

Жезказган - это город Центрального Казахстана с богатой промышленной инфраструктурой, с множеством культурно-образовательных и спортивных учреждений.

Великий казахский ученый-металлург, горняк и геолог академик К.И. Сатпаев, образно выражаясь, был крестным отцом Жезказганского горно-металлургического комбината, мечтал об открытии в Жезказгане университета. И его крылатая мечта осуществилась. Жезказганский университет имени О. Байконурова, музыкальный и медицинский колледжи готовят высокопрофессиональных специалистов, овладевающих новыми образовательными технологиями.
История космонавтики неразрывно связана с Жезказганом. Газета «Правда» 18 августа 1958 года проинформировала весь мир о том, что третий искусственный спутник Земли, стартовавший с космодрома Байконур, можно наблюдать в космосе из Жезказгана в 18 часов 17 минут.
В Жезказгане побывал Тохтар Аубакиров - первый казахский космонавт, Герой Советского Союза, 20 октября 1991 года открывший космическую летопись независимого Казахстана. Вслед за Тохтаром в космос полетел Талгат Мусабаев.
(По С.К.Досмаганбетову)

5. Диктант с комментированием. Указать собственные имена существительные, прокомментировать правописание и постановку знаков препинания. Сделать синтаксический разбор первого предложения

«СТРАНА ГОР, ОЗЕР И РОДНИКОВ»
Улытау - исторический центр казахского народа, эпицентр кочевой культуры степной цивилизации. Величие этих древнейших гор заключено в значимости событий национальной истории Казахстана.

Улытау был излюбленным местом ханов кочевых племен. Здесь дислоцировалась ставка Жошы хана - старшего сына великого Чингисхана, отсюда начинал свой завоевательный поход на восток хан Батый.
В Улытау воздвигнуты мавзолеи Жошы Хана и Алаш хана - основателей тюркоязычных племен. Здесь же погребен хан Золотой Орды Тохтамыш, великий ордынский полководец, эмир Едыге. На каменной плите улытауской горы Алтыншокы оставил память о своем пребывании здесь весной 1391 года великий Тамерлан.
Улытау называют «страной гор, озер и родников». О целебных свойствах горной родниковой воды Улытау было известно далеко за пределами этого региона. Русские и европейские послы, отправляясь в главную ставку татаро-монголов Каракорум, непременно останавливались, чтобы подлечиться улытауской родниковой водой.
(По Б. Хабдиной «Улытау»)
6. Словарный диктант. Объяснить правописание слов, выделить орфограмму.
Академик, демонстрировать, добропорядочный, доверенность, инициатор, колорит, компаньон, куцый, лестный, машинально, мозаика, наперсник, нерукотворный, облучок, оптимизм, покровитель, поручик, предел, предприимчивость, профессор, раскаяние, роскошный, талисман, трещотка, тщедушный, фольклор, честолюбие, эксперимент, эрудиция, этнография, безалаберный, бесчувственный. (32слов).
7. Предупредительный диктант. Указать сложные предложения, определить вид и объяснить постановку знаков препинания.
ТАЛДЫСАЙ
К северо-западу от современного Жезказгана, непосредственно у автомобильной трассы Жезказган-Астана, на берегу реки Жезды, располагается небольшой скотоводческий поселок Талдысай. В его окрестностях сосредоточено множество выдающихся археологических памятников: поселение металлургов эпохи бронзы, могильник этого же времени, могильник эпохи ранних кочевников, средневековое поселение Баскамыр, сторожевая башня предположительно этого же времени, пещера со следами обитания в древности и средневековье. И только время, предшествовавшее эпохе бронзы, до недавнего оставалось неизученным, хотя геологи и археологи, а также местное население нередко находили на поверхности каменные изделия.
(Из энциклопедического справочника)
8. Схематические диктанты. Указать виды простых предложений, входящих в состав сложных, по образцу: Жарко, и хочется пить. [безличн.], и [безличн.].

ГОРОД ГОРНЯКОВ
Одному из самых молодых городов Казахстана – городу Сатпаеву в этом году исполняется 40 лет. Для города этот возраст совсем юношеский, однако, в плане экономического развития горнорудной промышленности, рудной базы корпорации «Казахмыс», социально-бытовых объектов в городе несравнимо сделано много.
Биография Земли с богатым меднорудным запасом уходит в далекое прошлое. О богатых недрах с богатым содержанием меди люди знали еще в эпоху бронзы, о чем свидетельствуют археологические находки. Медное месторождение Жезказганского региона узаконено в 1847 году царским правительством.
Рождению в безводной степи Сарыарки первой медной магнитки предшествовали огромные геологоразведочные работы по инициативе и непосредственным руководством Каныша Имантаевича Сатпаева, чьим именем был назван горнометалургический комбинат и город Сатпаев – центр горнорудной промышленности. (110 слов)
(По У. Муканову )
«ИМИ ГОРДИТСЯ КАРАГАНДИНСКИЙ РЕГИОН»

9. Контрольный диктанты.
КАНЫШ САТПАЕВ
Многие знаменитые ученые своим трудом, научными исследованиями и открытиями внесли большой вклад в развитие науки Казахстана. Одним из них был Каныш Имантаевич Сатпаев.
Каныш Имантаевич – доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик, открывший несметные богатства родной земли. Он родился в Павлодарской области. С детства был красноречив, знал древнюю историю и музыкальные произведения своего народа. Считал образцом для подражания.
Всю свою динамичную трудовую жизнь он посвятил своему народу. Когда в 1946 году Каныш был в Англии на приеме Черчилля, его спросили: «Неужели все казахи такие высокие и крепкие, как вы?» На что тот отвечал: «О, нет. Мой народ намного выше меня». Так мог ответить только такой великий и мудрый человек, как Каныш. (110 слов)
(Из энциклопедического справочника)
10. Контрольный диктант.
СЫН ВЕКА
Да у каждого великого ученого своя судьба и своя слава. Не зря говорят, что на белом свете существуют две расы, две человеческие разновидности: люди плохие и люди хорошие. И Сатпаев, согласно всем своим основным параметрам, относился к расе людей хороших. Все было в нем гармонично и цельно, все проявления его натуры, вплоть до мелочей, были какими-то типично «сатпаевскими», отражающими самое его существо – его философию, его убеждения сильного духом человека. Но во всем, что было дано этому человеку от природы, сказывалась его простая и добрая душа, которая сразу угадывалась в особенном, на редкость внимательном и тактичном отношении к людям. (100 слов)
(По Р.Каренову)
11. Предупредительный диктант. Указать в каждом предложений основу и обозначить обособленные определения.
ОРЫМБЕК ЖУТЫКОВ
Орымбек Ахметбекулы – известный специалист по истории математики и методологии, доктор физико-математических наук, профессор, академик. Он родился в Карагандинской области. Его научные труды посвящены совершенствованию сложных неравенств. Орымбек Жаутыков написал историю развития математики с древних времен до начала XVII века.
С целью практического использования в народном хозяйстве и для поднятия статуса теоретических исследований по механике и математике в 1965 году под руководством О.Жаутыкова был основан институт математики и механики при Казахстанской Академии наук. (72слов)
(Из энциклопедического справочника)
12. Предупредительный диктант. Указать в каждом предложений основу и обозначить обособленные определения.
КАРИМ МЫНБАЕВ
Карим Мынбайулы – член –корреспондент Академии наук Казахской ССР, доктор сельскохозяйственных наук, известный ученый в отрасли выращивания и культивирования растений. Он родился в Карагандинской области, окончил хлопково-ирригационный институт в Ташкенте. В 1934-1936 годах преподавал в Казахском институте сельского хозяйства и выполнял научно-педагогические работы в Алматинских учреждениях селекции. Основную научную работу посвятил селекции растений. Исследовал биологические особенности каучука и нашел способы его сортировки. (64слов)
(Из энциклопедического справочника)

13. Творческий диктант. Ответить на вопросы: 1. Кто такой Юрий Грунин? 2. Почему не довелось Грунину закончить училище? 3. Как попал в плен? 4. Какой деятельностью занимался он в плену? 5. Кем был освобожден из немецкого плена? 6. За что был осужден после плена? 7. Где отбывал свой срок? 8. Где жил после войны? 9. Какое участие принимал в строительстве Жезказгана? 10. В каких изданиях печатался автор?
ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГРУНИН
Юрий Грунин начал писать стихи еще в школе, печатался с 1939 г. Он учился в Казанском художественном училище, закончить которого не успел — училище расформировали в связи с началом Великой Отечественной войны. Юрий Грунин был призван в армию. Сначала в стройбат, потом в действующие войска на Северо-Западный фронт. В мае 1942 года был контужен в бою и подобран на поле боя штурмовиками дивизии СС «Мертвая голова». Три года провел в плену, в прифронтовых лагерях военнопленных на оккупированных немецко-фашистскими войсками территориях Находясь в плену, принимал участие в подпольной комсомольской организации советских военнопленных, которая устраивала побеги, скрывала командиров и коммунистов, казнила предателей. В числе других военнопленных Грунин работал на строительстве дорог в Организации Тодта, приравненной к армейским частям вермахта, за что и был впоследствии осужден. В мае 1945 г. лагерь военнопленных перешёл в руки британских войск. Англичане предлагали всем освобожденным советским военнопленным службу в британской армии и гражданство, предсказывали им отправку в сибирские лагеря на Родине. Грунин был в числе отказавшихся. Он вернулся в Советскую Армию, проходил службу в зоне советской оккупации Берлина, но вскоре был арестован. Десять лет отбыл в ГУЛАГе.
С 1955 года Юрий Грунин жил в казахстанском городе Жезказган. Принимал участие в строительстве Джезказгана, сначала как рабочий-заключенный, потом как архитектор. Грунин — художник, автор деревянных скульптур и иллюстраций к собственным произведениям. Стихи публиковались в журналах «Новый мир» «Сибирские огни», «Октябрь», «Огонёк», «Советская женщина», «Волга», «Радуга», «Простор», «Нива», «Слово», «Андрей», «Золотой век», в альманахах «Следопыт Средней Азии», «День поэзии 1989», а также в периодике Болгарии, Австрии, ГДР. Его стихотворения вошли в сборник «Средь других имен» и антологию русской поэзии XX века «Строфы века».
(Из журнала «Простор» )
14. Диктант-переводчик. Сделать перевод текста. Записать сложные предложения, определить вид, составить схему.

ШЫНБОЛАТ ДИЛЬДЕБАЕВ
Шынболат Ділдебаев – Қазақстан республикасына еңбек сіңірген мәдените қызметкері, ақын, жыршы –термеші, сазгер, кенші, Сәтбаев қаласының «Құрметті азаматы».
Шынболат Ділдебаев өзінің еңбек жолын 1956 жылы Оңүстік Жезқазған кенішінің 45 шахтасында жұмысшы болып бастап, 1988 жылы зейнетке шыққанға дейін комбинаттың өндіріс орындарында еңбек етті. Кейінен жер асты кен шебері қызметтерін атқарумен бірге,қалам мен домбырасын қатар ұстап, халқымыздың ежелгі айтыс пен жұртшылық дәстүрін дамытуға көп үлес қосты. Жезқазған өңірінің жер байлығы мен ел қазынасын ақындық жырларына қоса білген азамат халқының жүрегінен берік орын тапты. (83слов)
(По Жанпейсовой М.Е.)

15. Схематические диктанты. Указать виды простых предложений, входящих в состав сложных, по образцу: Жарко, и хочется пить. [безличн.], и [безличн.].
ХАНИСА САТПАЕВА
Ханиса Сатпаева прожила долгую, до краев наполненную жизнь, она и сейчас полна оптимизма, интереса к происходящему, хотя ей пошел уже 91 год. Старшая дочь Каныша Сатпаева - Ханиса Канышевна — оказалась во всем достойной своего великого отца – в отношении к делу, котором у верой и правдой служила долгие годы, к жизни, людям…
И хотя она выбрала иную профессию, не продолжив семейную династию геологов, как, например, ее сестра Меиз, а пошла своей дорогой, но по сути, Ханиса – плоть от плоти частичка могучего клана Сатпаевых. Еще в детстве, едва не умерев из-за сделанной в школе прививки, она решила стать врачом. Когда выросла, не изменила детской мечте, поступив в алматинский мединститут. Но для нее это был не просто выбор профессии, это было призвание. Быть нужной людям, щедро делиться с ними знаниями, умением, помогать им и словом и делом, работать не щадя себя на благо своей страны – вот принципы жизни Ханисы Сатпаевой.
(147 слов)

16. Диктант с комментированием. Прокомментировать знаки препинания в предложениях. В некоторых предложениях указать однородные члены предложения. Объяснить значения выделенных слов.

ПАТРИАРХ ШАХТОСТРОЕНИЯ
Жизнь выдвигает две категории выдающихся людей. Одним судьба уготовила высокие взлеты над родными просторами и, с каждым годом удаляясь от них, они достигают доброй славы, ими гордятся и земляки. Вторые – с каждым днем все больше запускают корни в родные земли, они их не покидают, а живут и растут на глазах у людей. Они принадлежат своей деревне, своему аулу, своему городу и тем славны их имена, что они становятся гордостью своего края и всей Родины. Ко второй категории могучей когорты знатных людей земли казахской можно отнести Газиза Омаровича Омарова, который никогда не покидал родной Жезказган. Он овеял его немеркнущей славой и тем самым прославился и сам.
Герой Социалистического труда, Лауреат Государственной премии, заслуженный горняк Казахстана Газиз Омарович Омаров принадлежит к славной плеяде горных инженеров Казахстана, внесших огромный вклад в развитие горно- рудного дела, особенно горно-шахтного строительства. Он, прежде всего, является одним из талантливых последователей и продолжателей дела великого сына казахского народа Каныша Имантаевича Сатпаева. (153 слов)
(По К. Салыкову)

17. Схематические диктанты. Указать виды простых предложений, входящих в состав сложных, по образцу: Жарко, и хочется пить. [безличн.], и [безличн.].

ЧЕЛОВЕК С КЛАДОМ ИДЕЙ
Инженерная и научная деятельность А.И.Имангалиева связана со строительством новых шахт и развитием горных работ на рудниках Жезказганского горнометалургического комбината, являющегося одним из крупнейших предприятий в странах СНГ.Его работы известны широкому кругу научной общественности.Асером Имангалиевым решены крупные научно- технические проблемы эффективной добычи руды на предприятиях отрасли.В результате этого внедрены передовые технология и техника горных работ, обеспечивающие повышение безопасности и производительности труда, а также полноту извлеченя запасов.
Асер Имангалиев уделяет большое внимание подготовке горных инженеров и научных кадров высокой квалификации, так как является членом областных научно-технических обществ. За плодотворную исследовательскую и изобретательскую работу, большой вклад в развитие научно-технического прогресса А.И.Имангалиев награжден орденом «Знак почета», удостоен почетных званий «Заслуженный изобретатель и рационализатор Республики Казахстан», награжден Золотой, Серебряной и двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР. Принципиальность и настой- чивость в достижении поставленной цели, широкая эрудиция в области горной науки и техники, высокая требовательность к себе и подчиненным, ,высокое чувство долга и творческий подход к решению поставленных задач – таковы основные черты характера известного ученого и изобретателя Асера Имангалиева . (171слов)
(По В.Щеглову)

ІІІ. ПО ПРОСТОРАМ РОДНОГО КРАЯ
18. Контрольный диктант.
СЛОВО О ПРИРОДЕ КАЗАХСТАНА
По - особому благосклонна Природа-мать к казахской земле. Щедро наделила она ее недра полезными ископаемыми. Нет ни одного элемента из Менделеевской таблицы, которого нельзя было бы обнаружить в горах или степях Казахстана.
Однако эти несметные богатства веками были неведомы для мира. В своих дневниках и книгах чужестранцы-путешественники писали о нем, как о суровом, скудном на растительность, крае бесконечных степных просторов и огромных песчаных массивов.
В то же время поэтическое наследие нашего народа содержит немало завораживающих картин красоты родной земли, ее безбрежных просторов, белоснежных громад альпийских гор, лазурных гладей озер… И все это – не заимствование из поэтики соседних восточных народов, а то, что было не раз подмечено в родной природе. (113 слов)
(По Абишу Кекильбаеву)
19. Диктант-переводчик. Сделать перевод текста. Записать сложные предложения, определить вид, составить схему.
ҰЛЫТАУ
«Кіндік жұрт» аталып кеткен ұлттық сананы қайта өркендеткен соңғы жылдары терең тарихымен ғалымдарды, журналистер мен туристерді тамсандырған Ұлытау небір мақтау сөөзге де лайық. Ұлытау – «қазақ халқының бесігі, көшпелі халық мәденитеінің, дала өркениетінің алтын кіндігі».
Ұлытау – ежелгі заманның көне сырларын ішіне бүккен шежірілі өлке. Ол ежелгі де әралуан әдемі ескерткіштерінің көптігімен кім-кімді де тәнтті етеді» (55слов)
(Из фотоальбома «Улытау»)

20. Контрольный диктант.
УЛЫТАУ
В сознании каждого человека понятия отчего дома, родины, земли предков ассоциируются с центром, вокруг которого существует весь остальной мир и к которому восходят истоки национальной культуры, обычаев и традиций родного народа. Таким домом предков для казахов являются горы Улытау.
Улытау является историческим Центром Казахстана. В дни Всемирного курылтая казахов участники форума в первую очередь пожелали посетить эту национальную святыню казахского народа. В те дни Президент Казахстана Н.А. Назарбаев принимал участие в установлении памятного знака в ознаменование исторической роли Улытау в становлении казахской государственности.
Сегодня этот край, вобравший в себя трехтысячелетний дух кочевников, овеянный легендами, воспетый поэтами, многие века привораживающий людей, все еще окутан покровом тайн. (105слов)

(Из фотоальбома «Улытау»)

21. Предупредительный диктант. Найти в тексте предложения с однородными членами предложения. Объяснить постановку знаков препинания.
ОХОТА С ЛОВЧИМИ ПТИЦАМИ

В Шетском районе (районный центр Аксу-Аюлы) Карагандиснкой области расположено единственное в Центральном Казахстане специализированное хозяйство по выращиванию и дрессировке ловчих птиц-беркутов и соколов. Здесь же создана школа по обучению искусству беркутши, казахским народным промыслам по производству кожевенных изделий для охоты с ловчими птицами.
Казахи издавна использовали беркутов, соколов для промысловой охоты на лисиц, зайцев. Хорошо подготовленные птицы могут охотиться и на волков, джейранов. Приручение и обучение охоте птенцов, которых достают прямо из гнезда, требует много времени и высокого профессионализма. Подготовленные соколы, беркуты оцениваются на мировом рынке очень дорого.
Охота с беркутами и соколами - традиционный и многовековой самобытный национальный вид элитной охоты, который всесторонне изучается учеными-охотоведами биологического факультета Карагандинского госунивертитета имени Е.А.Букетова. (111слов)
(Из сайта http://karagandatour.kz/)
22. Диктант с комментированием. Прокомментировать знаки препинания в предложениях. В некоторых предложениях указать однородные члены предложения. Объяснить правописание –н- и –нн- в прилагательных.
БАРСУК
Барсук осторожный зверь, обладающий хорошим слухом и обонянием. Зрение у него слабое. В случае опасности становится агрессивным. Далеко не всякая собака может справиться с ним в одиночку. Барсуки являются ценным промысловым животным, хотя качество меха у него невысокое. Кроме шкуры используется мясо, а жир издавна считался целебным. Его используют при туберкулезе, как наружное средство при радикулите и многих других болезнях. Кроме того, барсук имеет большое биоценотическое значение, поедая большое количество вредных беспозвоночных, а также распространяя семена многих растений. (79 слов)
( Из энциклопедии «Животные Казахстана»)
23. Предупредительный диктант. Сделать синтаксический разбор простых предложений. Определить разряд по значению прилагательных.
КОРСАК
Корсак – один из видов рода лисиц. Основная окраска рыжевато-серая, слегка серебристая. Уши крупные, очень широкие у основания и заостренные кверху. Кончик хвоста всегда черный или темно-бурый, чем отличается от обыкновенной лисицы. Зимний мех густой и шелковистый. Населяет корсак в основном сухие степи и полупустыни. В народе называют его пустынной лисичкой.
(51слов)
(Из энциклопедии «Животные Казахстана»)
24. Предупредительный диктант. Сделать синтаксический разбор простых предложений. Определить разряд по значению прилагательных.
САЙГАК
Сайгаки – животное средних размеров. Окраска от желтовато-рыжей до почти белой. Над ртом нависает сильно вздутый нос, похожий на хоботок. Глаза большие, уши короткие и закругленные. У самцов имеются рога. Сайгаки - отличные бегуны, хорошо плавают. Живут сайгаки стадами, в которых бывает от десятка до нескольких сотен животных.
На сайгаков издавна велась охота ради получения мяса, шкур и, особенно, рогов. Рога использовались в качестве сырья при изготовлении лекарственных препаратов в тибетской медицине, поэтому пользовались постоянным спросом. Из-за чрезмерной охоты и частных многоснежных зим в начале ХХ века эти животные оказались на грани исчезновения. Благодаря принятым охранным мерам их численность к середине ХХ века удалось восстановить. С 1999 года охота на сайгаков запрещена. (112 слов)
(Из энциклопедии «Животные Казахстана» )

IV. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РОДНОГО КРАЯ

25. Творческий диктант. Ответьте на вопросы: 1. Как называют поселок Долинка? 2. Как Карлаг вошел в мировую историю? 3. Какая достопримечательность привлекает внимание приезжих в Долинку? 4. Кто отбывал свое наказание в Карлаге? 5. Какие ученые исследуют историю Карлага?
ДРАМАТИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Поселок Долинка, находящийся неподалеку от города Шахтинска, называют столицей КАРЛАГа. Именно здесь во все времена сталинского военно-коммунистического единодержавия дислоцировалось управление.
КАРЛАГ вошел в мировую историю благодаря повествованию «Архипелаг ГУЛАГ» лауреата Нобелевской премии, писателя Александра Исаевича Солженицина. В Долинке создан музей истории КАРЛАГ, в котором собраны уникальные документы о жизни и каторжном труде политических заключенных – жертв сталинского тоталитарного режима.
В КАРЛАГ отбывали незаслуженное наказание по пресловутой 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР осужденные без суда и следствия так называемыми сталинскими «тройками» Народная артистка России Лидия Русланова, которая пользовалась всенародной любовью, ее называли певицей Победы, главный редактор газеты «Известия» Иван Гронский, академик, профессор доктор технических наук Александр Чижевский, известный российский писатель Николай Заболоцкий, сын великого русского поэта Александр Есенин, выдающийся ученый-гуманитарий Лев Гумилев и другие замечательные люди. Историю Карлага по крупицам возрождают карагандинские историк Д. Шаймуханов, писатели Ю. Попов, В. Новиков, В. Могильницкий, А. Воейков.
Мы должны жить и помнить о том драматическом времени сталинского террора, в котором погибали, были уничтожены и оскорблены патриоты Отечества. (162слов)
(Из сайта karagandatour.kz)
26. Предупредительный диктант. Сделать синтаксический разбор простых предложений. Выделить причастия, определить грамматические признаки причастий.

ЦЕНТР КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Город Сатпаев является не только промышленным центром, но и центром культурных мероприятий и спортивных соревнований. Нет знаменитых артистов и певцов России, СНГ и Казахстана не выступавших на сцене Дворца Горняков. Особенно эти мероприятия проходят очень торжественно в День города, в День Шахтеров и Сатпаевские дни.
Город горняков богат своими местными акынами, прославляющие город, его шахтеров, воспевающие будни города и медного края. Ими выпущены немало книг. Это Шынболат Дильдебаев, Мауия Бекмаганбетова, Мусса Тлеуов, П.Е. Цаплин, Токтар Ерсеитов и другие.
На площади Горняков, где расположен одноименный Дворец имени Ш.Дильдебаева, бьют фонтаны, по выходным дням играет духовой оркестр, поочередно коллективы художественной самодеятельности дают свои очередные концерты. (83 слов)
(По У. Муканову)
27. Диктант с комментированием. Прокомментировать знаки препинания в предложениях. В некоторых предложениях указать причастные и деепричастные обороты. Объяснить правописание суффиксов причастий.
СЛОВО О ПОЧЕТНЫХ ГРАЖДАНАХ ГОРОДА САТПАЕВ
В пустынной и полупустынной зоне Сарыарки, благодаря открытиям месторождений меднорудных запасов ученым геологом Сатпаевым на голом месте выросли города Жезказган и Сатпаев, продукция которых известна всему миру.
Эти великие свершения совершены людьми, проживающими сегодня среди нас, оставив после себя добрую память как первостроители, первопроходцы городов. Многие сатпаевцы удостоены высокого звания: «Почетный гражданин города». Надо сказать, что заслуги их измеряются не числом годов прожитых в городе, а тем, что он сделал доброго, памятного для развития экономики, культуры, просвещения, здравоохранения, благоустройству и озеленению города. Жители города гордятся именами Почетных граждан. (86 слов)
28. Выборочный диктант. Выписать ССП и СПП. Определить вид, объяснить постановку знаков препинания.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ГОРОДА САТПАЕВ
Сегодняшняя медицина в Сатпаевском регионе имеет более века историю. Первым врачом из числа национальных кадров, который в 1900 году оказывал горнякам врачебную помощь, был Ниязбек Жанбаев. окончивший Омский медицинский институт. Первые фельдшера стали прибывать на рудник в 1905 году с момента освоения рудных богатств англичанами. Однако они в основном лечили и оказывали первую помощь своим сотрудникам-англичанам.
Вызывает гордость состояние сегодняшнего здравоохранения в городе. Открыты нового типа лечебно-профилактических учреждений называемых семейно-врачебной амбулаторией. Медицинская помощь максимально приближена к каждому семейному очагу, каждый горожанин имеет право выбора амбулатории и лечащего врача. (82 слов)
(По У. Муканову)

V. ПО СТРАНИЦАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ ГОРОДА САТПАЕВ

29. Объяснительные диктанты. Озаглавить текст. Объяснить правописание выделенных слов и постановку знаков препинания.Выписать односоставные предложения, определить вид. Объяснить знаки препинания.

1. … Сгущалась ночь. Стоило мне поднять голову, как со стороны немцев взвивалась осветительная ракета - в небо, в зенит, рассыпаясь светлячками искр. Если поднимусь с земли, по мне могут выстрелить. Делаю несколько ползков назад, к своим позициям - мне предупредительно простреливают вещмешок, что у меня на горбу. А ползти вперед, к немцам - это добровольная, позорная явка в плен. Что предпринять? Лежать неподвижно - это жизнь. Но ведь настанет утро, я буду на виду! Пока темно, отрываю переднюю корочку комсомольского билета и корочку красноармейской книжки, прячу их под стельку сапога. Нет, это глупо. Вспарываю в промежности кальсон двойной клин, перепрятываю драгоценные документы. Хорошо, что перочинный нож с собой. Зашить бы этот клин! Нет, не удастся - немцы заметят мою возню. И вдруг позади меня голос, полушепотом, по-русски:
- Земляк!
2. Совсем рассвело. У меня в вещмешке был однодневный сухой паек - хлеб с сахаром. Пришлось разделить с Антоном. Антон хотел определенности - сдаться в плен: высовывался из бункера, но выйти боялся. Я вообще не высовывался. Шел четвертый день. Хлеб и сахар съели в первый день, за один раз. Пить нечего. Раз в день мочились в глиняные ямки. И "по большому" один раз в предварительно вырытое углубление, зарыли его
3. Я вспоминал, как по-немецки попросить пить. Вспомнил. Попросил. Один из немцев удивился, оживился, спросил, откуда я знаю немецкий. Я ответил, что учил в школе и в художественном... - не зная, как по-немецки "училище", я сказал "в академии". (Потом все три года плена я привирал об академии, подтверждая это вранье рисунками. Меня уважали - за то, что художник, и за то, что говорю по-немецки). Воды в бункере не было - "русские стреляют, носа не высунешь!" есть остатки кофе. Я выпил коричневую бурду, поблагодарил. При обыске у меня забрали перочинный нож, армейский ремень. А ложки нам оставили.
- Жить будем! - осклабился по этой причине ясновидящий Антон.
(Из романа Ю.Грунина «Живая собака»)

30. Выборочный диктант. Выписать СПП, определить вид придаточного. Составить схемы предложений.

МОСТЫ
Я шел на войне сквозь кусты
чужими глухими местами,
чтоб к счастью разведать мосты.
А счастье лежит за мостами.

Копал я породы пласты,
чертил я листы за листами,
чтоб к счастью построить мосты.
А счастье лежит за мостами.

Но слева и справа, пусты,
застыли погосты с крестами,
и взорваны кем-то мосты.
А счастье лежит за мостами.

И я не твержу про мечты
потрескавшимися устами —
в душе сожжены все мосты.
Да было ли что за мостами? (Ю.Грунин)

31. Выборочный диктант. Выписать СПП, определить вид придаточного. Составить схемы предложений.
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Что человеком стать должен я,
о том твердил мне брат не раз.
Но лишь теперь я понимаю,
как был непрост его наказ.

Тогда ж умом своим незрелым –
мне было восемь лет всего –
понять всей сути не умела
и с этим мучила его.

Ну почему, на самом деле,
я кем-то в жизни стать должна?
В детдоме нашем углядели
в том просто прихоть пацана.

- Чудит, - твердили, - он, как видно.
Откуда только блажь взялась?
А за девчонку впрямь обидно –
не глупой, вроде, родилась.

Ну что он сделает, мальчишка –
три года разницы всего.
Зря только бедная малышка
грустит по прихоти его!

А брат мне был счастливым роком,
мне заменив отца и мать,
твердя настойчиво и строго:
- Должна ты человеком стать!

…Промчались годы быстротечно.
У каждого из нас – семья.
И я уже не так беспечна,
и он уж не бранит меня.

Но вновь готова, как когда-то,
я перед ним ответ держать,
чтобы услышать слово брата –
смогла ль я человеком стать? (З.С.Чумакова)

3.
ЗИМА
Алёне
Словно в платье подвенечном,
ты пришла опять,
белизною безупречной
мне глаза слепая.
В ноябре простуженном
снега кутерьма!
Что ж, давай подружимся,
Зимушка-зима!
Распахну на окнах шторы
в царство белых грёз,
нарисует мне узоры
дедушка Мороз.
Хрусталём невиданным
ослепив дома,
удивляешь приданым,
Зимушка-зима.
Только солнце всё наглее
и то тут, то там,
твой наряд от самой шеи
затрещал по швам.
Никуда не денешься:
по весне сама
донага разденешься,
Зимушка-зима.
В новом платье подвенечном,
белизной слепя,
вновь придешь, а я, конечно,
буду ждать тебя.
По осенним лужицам
сквозь сырой туман
мы еще покружимся,
Зимушка-зима! (С.А.Коробейников)
32. Выборочный диктант. Озаглавить текст. Выписать СП, определить вид СП. Составить схемы предложений.
Дым с трубы дома Правления председатель колхоза «Искра» Семен Прохоров увидел издалека и прибавил шагу. Под утро было холодно и безветренно. Снег, как плохая половица, скрипел под ногами и отдавался эхом в соседних улицах и, казалось, там тоже кто-то идет навстречу. Но никого не было и только собаки, беззлобно лаяли вслед, так, ради порядка, и казалось Семену, встречали его, как председателя.
Дом правления, на зависть другим председателям района, в колхозе был большой и основательный. Достался он колхозу еще в годы коллективизации, когда районное начальство потребовало от колхозного руководства, в угоду партийной линии, итогов раскулачивания. Тогдашний председатель (до Семена) Макар Иванович Пряхин отписался, мол, погорельцы, едва отстроились. Да и где кулаков искать в тысячелетнем селе, когда родня на родне? Только району в те времена, видимо, тоже приходилось не сладко. И написали они Макару Ивановичу прямо, не найдешь Пряхин у себя кулака, так приедем, и сами с десяток найдем.
(По Шакиру А-Милу Рассказы из серии «Судьбы человеческие…» (трилогия) «СМЕРТЬ ПОЧТАРКИ…» (1947 г.)

33. Диктант с комментированием. Прокомментировать знаки препинания при прямой речи. Составить схемы предложений.
- Ой, Егор! Заходи, конечно! – приветливо отозвалась Надежда Петровна.
Егор как–то странно шагнул в открытую дверь, и только теперь Надежда Петровна увидела в его руках костыли и что у него только одна нога.
- Принимайте Надежда Петровна! – сказал Егор и протянул ей букет и пакет, в котором как потом, оказалось, была огромная коробка конфет, пачка чая и банка сгущенного молока.
- Ой, спасибо Егорушка! – сказала Надежда Петровна. – Да ты проходи, не стой!
Егор пытливо взглянул на нее, затем себе под ногу, на пол, будто разглядывая, где ему можно разуться.
- Тебе помочь, Егор? – тихо и участливо спросила Надежда Петровна.
- Нет, что вы, я уже давно сам научился, - ответил Егор, и действительно, каким-то особым ловким движением сбросил с ноги обувь и отодвинул его костылем в сторону.
Не решившись предложить Егору тапок, Надежда Петровна предложила:
- Ну, пойдем, пойдем, проходи прямо в зал.
И проводила его прямо в комнату, усадила на стул, бережно забрала у него костыли и поставила их в угол у стенки.
- Ты подожди Егор минутку, - сказала она. – Я сейчас чай организую. У меня минутку назад как чайник вскипел, ты как раз вовремя!
(По Шакиру А-Милу)
34. Предупредительные диктант. Выписать сложные предложения, объяснить постановку знаков препинания.Составить схему предложений с прямой речью.
1. Я выросла в семье, где «главным ребенком» был Жезказган. Для моих родителей – Каныша Имантаевича и Таисии Алексеевны Сатпаевых – проблемы Жезказгана в течение всей жизни были на первом месте. И даже в последний день в своей жизни, 30 января 1964 года, отец тревожился за обогащение руд Жезказгана. И, видимо, «по наследству» эта тревога передалась мне. Я с детства решила, что стану геологом. Школу окончила в Алма-Ате с золотой медалью, и , конечно, могла поехать на учебу куда—нибудь дальше, но отец сказал: «Наш горно-металургический институт настолько хорошо готовит геологов, что ехать куда-то не стоит, лучше учиться здесь».
Однажды Каныш Имантаевич сказал: «Наши богатства велики, но не безграничны». Поэтому вся надежда на геологическую разведку и горняцкую рачительность.(115слов)
(Из интервью с Меиз Канышевной Сатпаевой)

35. Объяснительный диктант. Объяснить правописание выделенных слов и постановку знаков препинания.
ЖЕНЩИНА С ГИТАРОЙ
Счастлив тот, кто хоть однажды испытал тревожное чувство начала пути. Ведь любая дорога, распростёртая перед тобой, сулит радость новизны. Эта радость в тебе самом, в желании движения, смены впечатлений, в ожидании за поворотом просёлочной дороги. Это готовность встречи с новым – неведомым и прекрасным.
Вот так и я, однажды прикоснувшись к творчеству Людмилы БАРЛАМОВОЙ, поэтессы, барда, композитора, словно отправилась в неведомый путь за дивной женщиной с гитарой. День сменялся ночью, весна летом, слёзы улыбкой, украинские леса простором казахстанских степей. А я всё дальше и дальше уходила от житейских бурь в мир поэзии и грёз. Восхищаясь и удивляясь тому, как добро побеждает зло. И как велика сила истинной любви.
Пусть лето венчают дожди и гроза,
У лета всегда с бирюзою глаза,
И горький, степной, терпкий запах полыни,
Им с детства пропитана я и доныне.
И руки , и сердце, и губы мои
Обласканы ветром казахской земли. (Ожидание лета) (144 слов)
(По З.С.Чумаковой)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Энциклопедия «Қарағанды. Қарағанды облысы» - Алматы; Атамұра, 2006. стр.467
2. Энциклопедия «Бұл кім? Бұл не?» - Алматы; «Атамұра», 2009
3. С.К.Досмаганбетов «Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие» - Алматы:2003. стр.464
4. А.А. Иващенко «Растительный мир Казахстана» - Алматы:ОАО «Алматыкітап», 2003. стр.38-41
5. Б.Кожахметова «Ұлытау».Альбом-кітап. – Алматы: Өнер, 1998 стр.11-15
6. М.Е. Жанпейсова, С.С.Есмағанбетова «Шынболат Ділдебаев» - Жезқазған «Қазақмыс» корпорациясы, 2007ж., стр 2.
7. Журнала «Простор», 2005г №9
8. Ю.Грунин «Живая собака». - Журнал «Нива» 2007,№4
9. Ю.Грунин «Пелена плена» книга стихов – Алма-Ата Научно-исследовательская и издательский центр «Мұратас» -1993
10. З.С.Чумакова «Осенняя рапсодия» - Астана, 1999, стр.10-11
11. К Салыков «Патриарх шахтостроительства» - Жезказганская газета», 1998г за 10 июня
12. Н.Михайлова «Пусть процветает наш родной край» интервью с Меиз Канышевной Сатпаевой – газета «Индустриальная Караганда» 2003 г., за11сентября
13. В. Щеглов «Доктор технических наук Асер Имангалиев» - газета «Сарыарқа», 1996, за 10февраля
14. (Из сайта http://karagandatour.kz/)
15. У.М. Муканов «Сатпаев и сатпаевцы» - Жезказган, ОАО «Полиграфия» 2003
16. Сайт Жезказганского историко-архиологического музея
zhezmuzey.kz
17. С.А.Коробейников «Осенние картинки» - Газета «Подробности» -
podrobnosty1.narod.ru
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ZHumabekova (27.01.2014) | Автор: Жумабекова Анар Досымбековна E
Просмотров: 15345 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz