Амренова Айгуль Кажибаевна, учитель русского языка и литературы Мариновская казахская средняя школа Атбасарского район Акмолинская область
Тема урока: Обобщение знаний по теме “Имя прилагательное”. Тип урока: урок-соревнование (обобщающее повторение) Цель урока: 1) Повторить и закрепить сведения о прилагательном. 2) Охватить широкий спектр сведений, имеющих какое-либо отношение к “снежной” лексике. 3) Прививать любовь к природе. Оборудование: презентация, карточки, музыкальное произведение «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой на урок. -Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда – за работу! Удачи желаю всем вам!
Класс делится на группы. Каждый правильный ответ приносит группе победное очко – красивую снежинку, вырезанную из бумаги. II. Обобщение пройденного материала об имени прилагательном. Учитель: Давайте вспомним всё, что вы знаете об имени прилагательном. Начинаю урок с игры в снежки. Группы по очереди бросают друг в друга «снежок», адресуя друг другу вопросы по теме: • Что обозначает имя прилагательное? • На какие вопросы отвечает имя прилагательное? • Как изменяются прилагательные? • От чего зависит род, число, падеж прилагательных? • Назовите разряды прилагательных. Приведите примеры. • Какую синтаксическую роль в предложении играет имя прилагательное? • С какой частью речи связано имя прилагательное?
III. Выразительное чтение отрывков из произведений А.С. Пушкина представителями групп: И вот сама идет волшебница-зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
Блистает речка, льдом одета, Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед; На красных лапках гусь тяжелый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лед, Скользит и падает; веселый Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег.
Учитель: - Что объединяет эти отрывки? - Что описывает автор? IV. Прослушивание одного из фрагментов музыкального произведения «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди. Он называется «Зима». Задание: словесно нарисовать картину, которую изобразил композитор с помощью волшебных звуков. - Что вы представляете себе, слушая волшебную музыку? - Какие образы возникли у вас в воображении? V. Словарная работа. - Посмотрите значение «зимних» слов на доске и запишите их в нужной последовательности: Вьюга – снежная буря Метель – сильный ветер со снегом Поземка – снег, который поднимает с земли низовой ветер Пурга – сильная вьюга Буран – сильная снежная буря. Подберите как можно больше прилагательных к этим словам. VII. Работа с текстом Н. Надеждиной. Вставьте там, где необходимо, «снежные слова»: хлопья, крупка, пороша, поземка, вьюга, буран. Прочитайте тексты. Вспомните, как называются эти стихотворения и кто их автор (каждая группа получает по одному отрывку). Выборочный диктант. Выпишите прилагательные с определяемыми существительными. Определите род, число, падеж. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела…
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. VIII. Игра «Кто больше?» За 3-5 минут подобрать к слову зима прилагательные-эпитеты и записать их. Кто больше? IX. Физминутка. Давайте отдохнём. Определите разряды прилагательных, поворачиваясь в ту сторону, где даны определения. Медвежья берлога – притяжательное золотое кольцо – относительное тихий вечер – качественное волчий хвост – притяжательное громкий голос – качественное степной ветер – относительное
X. Составление кластера к слову снег.
Выразительное чтение стихотворения «Снежинка» К. Бальмонта. XI. Самостоятельная работа. Выпишите прилагательные и разберите их по составу. Снежинка
Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!
Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную – На землю просится…
Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная.
Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая, Какая смелая!
Опираясь на материал этого и предыдущих упражнений, учащиеся делают коллективный вывод о том, какую роль играют имена прилагательные в художественной речи. XII. Итог урока. Какие сведения мы повторили об имени прилагательном? Подсчитываем, сколько снежинок в у каждой группы, и называем победителя «снежных» соревнований. XIII. Рефлексия. Учитель: Итак, ребята, давайте выскажем своё мнение об уроке. 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я научился… 5. Меня удивило… 6. Урок мне дал для жизни… 7. Мне захотелось… XIV. Комментирование оценок. XV. Домашнее задание. Составить словарь снежных слов.