Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 07:27

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Внеклассное мероприятие по русскому языку «В дружбе со словом»
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«В дружбе со словом»
Подготовила: учитель русского языка и литературы Скочеляс Валентина Владимировна

Сказка про Лексику
Потешник:
Давным-давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшочек без огня кашу варил. Шло время... Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины. Но оказывается, сказки бывают не только волшебные, о животных и социально-бытовые, но и о русском языке. Вот фрагмент одной из таких сказок.
В этой сказке вы найдете все, что собрано в народе о родимом языке.
Здесь антоним и синоним, с ними рядышком омоним и метафоры все в ряд за гиперболой стоят.
Здесь найдешь диалектизмы, омофоны, силлогизмы …много всякого тут есть – вам всего не перечесть.
В царстве этом с давних пор правил грозный царь Глагол.
Повелительным считался, был свиреп и очень зол.
Хоть по виду был сморчок, головою с кулачок,
Но уж как во что упрется – не уступит пятачок.
Дочка у царя была – Несмеяною слыла.
По дворцу в тоске ходила, слезы горькие лила.
Царь:
Порешил я в эту ночь
Замуж выдать нашу дочь,
Потому как настроенье
Я поправить ей не прочь.
Да и о своем здоровье
Голова поди болит:
Я от старости боюся получить радикулит.
Царевна:
Хоть, конечно, здесь ты власть,
Всеми здеся правишь всласть,
Но в мою судьбу не суйся
И в любовь мою не влазь.
Я давно уж на примете заимела жениха,
За Ивана выйду замуж:
Об Иване вся тоска!
Сколько б ты не супил бровь,
Повторяю вновь и вновь:
Индивид имеет право на свободную любовь!
Царь:
Наше царское сословье
Мы в обиду не дадим.
А Иван-то, ну и плут,
Что удумал, шалопут.
Дам ему я три заданья:
Сразу отпадет желанье
Царских соблазнять детей.
“Эй, Ивана ко мне скорей”.
Потешник:
Привели к нему Ивана,
Глазом царь его сверлит,
Не нашедши в нем изъяна,
Грозно Ване говорит:
Царь:
Хочет наша Несмеяна
Взять в мужья тебя, болвана!
Ты ее волнуешь кровь,
Видно вправду, зла любовь!
Дам тебе я три заданья,
Коли справишься – вполне
Сможешь зятем стать ты мне.
Ну, а нет, кого винить?
Я должон тебя казнить.
Так что сам решай, Ванюша,
Быть тебе или не быть.
Слушай первое заданье:
Вот тебе такая фраза,
Ты поймешь ее не сразу
“Шла девица по лесу,
Ухватилась за косу”.
Это, Ванечка, омоним,
А теперь сумей, дружок,
Сочини-ка мне стишок.
В каждой строчке чтоб омоним
Было слышно на конце;
Всей прислуге во дворце.
Иван:
Ну, удумал, ну хитер,
Но и я на ум востер,
Хоть, конечно, я не Пушкин
И на рифму не велик,
Только не учел старик,
Кто в омонимах сильнее,
Как ни русский наш мужик.
В общем, бросим рассужденье,
Получай стихотворенье:
“Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меда крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть,
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало
И за это им попало”
Потешник:
У царя от гнева закололо слева.
Царь:
Ваня, мне твое чело
Прямо скажем, не мило.
Не пойму, что в нем сокрыто
Иль коварство или зло.
Нагловатый твой мигай,
Длинноватый твой сопай,
И нахален лепетало,
И зевало до ушей.
Ты сумеешь победить,
Если сможешь убедить
И меня и весь народ,
Что ты вовсе не урод.
Иван:
Вот заданье, так заданье.
Это что ж за наказанье,
Я ведь даже не пойму,
Что сказал он и к чему.
Царевна:
Что ж ты, Ванечка, грустишь,
На меня не поглядишь.
Аль не хочешь стать мне мужем,
Аль назад поворотишь.
Ты, Ванюша, полистай
Старый дедушкин словарь.
В нем найдешь тех слов значенье
И исполнишь порученье.
Иван (листает словарь, который дала ему царевна):
Сложный царь мне дал наказ,
Я решу его не враз.
Вот “мигай” – так это глаз,
А “сопай” – всего лишь нос,
А “зевало” – просто рот,
Это ж прямо анекдот.
Ну и ловок же старик!
“Лепетайло” – здесь язык!
Что же царь, хоть эту фразу
Я понять сумел не сразу,
Но даю тебе, “мой свет”,
Я достойнейший ответ.
Потешник:
Тут царевна Несмеяна
Кинулась на грудь к Ивану.
Царь со зла позеленел,
Но готовить пир велел.
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
Тут урок усвоит всякий,
Вы улавливайте нить?
Чтобы грамотными быть,
Надо русский всем учить
И тогда себе царевну
Каждый сможет раздобыть.
Язык народа и богат и точен,
Но есть, увы, неточные слова,
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный –речь.

1 ведущий: Добрый день учащиеся, учителя и гости нашего праздника! Наше мероприятие называется «В дружбе со словом», словом , обладающим магической властью и необыкновенной силой.
2 ведущий: Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле берегу.
1 ведущий: Сократ считал, что человек – творец самого себя. Представления о Сократе, как о синониме мудрости, мужества мысли сохранились до нашего времени. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».
2 ведущий: Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться – учиться упорно и терпеливо. Писатель Толстой отмечал, что обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. Значение языка, речи, слова отмечают русские пословицы и поговорки:
 От доброго слова язык не усохнет.
 Каков разум, таковы и речи.
 Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.
 Что написано пером, того не вырубишь топором.
1 ведущий: Баснописец Эзоп утверждал, что лучше языка нет ничего на свете, и что язык – это худшее, что есть на свете. Послушайте, пожалуйста:
2 ведущий: Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!» Предание гласит, что не всем гостя было приятно слышать этот ответ Эзопа.
1 ведущий: Мы всегда должны помнить, что наша речь – это наша визитная карточка.
2 ведущий: Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори же ты, чтобы я тебя узнал, наконец!».
1 ведущий: Вот давайте сейчас посмотрим миниатюру. И чтобы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит то «младое, незнакомое племя» о его романе «Евгений Онегин».
Сценка
- Димка, ну че, прочитал?
- Прочитал.
- Прикольно или стремно?
- Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану.

Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на пар¬нишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину

не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать со¬бой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».
- Вот лох!
- А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
- Ух, ты!
- Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бе¬га… Короче.., А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от языка.
- Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Алексан¬дра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:
Кто б ни был ты, о мой читатель
Друг, недруг, я хочу с гобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах безбрежных.
Воспоминаний ли мятежных,
Отдохновенья ль от трудов.
Живых картин, иль острых слов.
Иль грамматических ошибок,
Дай Бог. чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты.
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя б крупицу мог найти,
За сим расстанемся, прости!
2 ведущий: Хочется и нам сказать: «Простите и Вы нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили».
1 ведущий: В последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие ученые бьют тревогу о надвигающейся катастрофе – вымирании русского языка.

Миниатюра «Двенадцать стульев» (слайд № 3)
Инсценировка:

Действующие лица: автор, Эллочка, Эрнест Павлович Щукин (муж Эллочки).

Автор: Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Жена инженера Щукина, Эллочка Щукина, легко и свободно обходилась тридцатью.
Эллочка: Хамите! Хо-хо!
Автор: Выражает в зависимости от обстоятельств восторг, многословного и могучего русского языка.
Эллочка: Знаменито! Мрак! Жуть!
Автор: Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча».
Эллочка: Парнишка.
Автор: Обращение ко всем знакомым мужчинам.
Эллочка: Не учите меня жить! Красотка! Поедем на извозчике!
Автор: Говорится мужу.
Эллочка: Поедем на таксо.
Автор: Говорится другим мужчинам.
Эллочка: У вас вся спина белая.
Автор: Шутка. Остальное небольшое количество слов служило передаточным звеном между Эллочкой и продавцами магазинов.
Несчастный муж Эллочки, Эрнест Павлович Щукин, и не подозревал о том, что его жена купила на аукционе 2 стула. Семейный бюджет был подрезан под самый корень.
Щукин: Здравствуй, Еленочка! Откуда стулья?
Эллочка: Хо-хо.
Щукин: Нет, в самом деле?
Эллочка: Блеск!
Щукин: Да, стулья хорошие. Подарил кто-нибудь?
Эллочка: Ого!
Щукин: Как? Неужели ты купила на последние деньги? А жить на что?
Эллочка: Хамишь, парниша!
Щукин: Что же делать?
Эллочка: Подумаешь!
Щукин: Ты живешь не по средствам.
Эллочка: Шутишь!
Щукин: Да-да, не по средствам.
Эллочка: Не учите меня жить!
Щукин: Нет, давайте поговорим серьезно. Я получаю 200 рублей…
Эллочка: Мрак!
Щукин: Взяток не беру, денег не краду, подделывать не умею…
Эллочка: Жуть!
Щукин: Вот что: так жить нельзя, нам нужно разойтись.
Эллочка: Хо-хо!
Щукин: Мы не сходимся характерами.
Эллочка: Шутите!
Щукин: И откуда у тебя этот идиотский жаргон?
Эллочка: Не учите меня жить!
Щукин: Нет, это невыносимо! Живи, как тебе хочется, а я так больше не могу.
Эллочка: Красота!
Автор: Муж ждал, что жена хоть этом случае воздержится от своих обычных металлических словечек. Эллочка напряглась и стала искать подходящие слова. Они быстро нашлись.
Эллочка: У тебя вся спина белая!
Эллочка и Щукин в конце сценки забирают по одному стулу и расходятся в разные стороны.
2 ведущий: Ситуация, описанная Ильфом и Петровым, относится к первой половине 20 столетия, однако русский язык не был побежден такими, как Эллочка.
Русский язык могуч и богат!
Из уважения к предкам
Не позволяйте коверкать язык
Эллочкам – людоедкам.
1 ведущий: Плохо, однако, и то, если речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе – шутке «Сотрудник института синонимов». Сценку разыгрывают три актера.
Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук.
В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.
- Моя фамилия Михайлов,- отрекомендовался посетитель.
- А моя - Сидорчук, -сказал начальник ЖЭКа.
- Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов.
Синонимы - это слова, близкие по смыслу, значению…
- Ну и что?
- Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не
надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…
- Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы…
- Хотеть, делать, желать, стремиться- это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…
- Но что я должен сотворить? Что?- взорвался Сидорчук.
- Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.
- Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только … вот такой справки я
выдать не могу. Их выдает паспортистка Мария Ивановна Кукушкина.
-Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…
-Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.
- Вот возьмите, - сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только, пожалуйста, уходите, выйдете, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…
Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявления на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются».
Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:
- Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.
А в это время начальника ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать…»
2 ведущий: Проведем небольшой конкурс эрудитов, мы будем задавать вопросы, а вы на них отвечать.
1 ведущий:
 В каком слове сорок а?
 Как называются звуки, состоящие из голоса?
 Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число?
 Как каплю превратить в цаплю?
 В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
2 ведущий:
 Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек?
 Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
 Как можно превратить семя в слово семья?
 В каком глаголе нет слышится сто раз?
 Сколько слогов в слове да?
1 ведущий:
 Какую часть слова можно в земле найти?
 Сколько существует степеней сравнения?
 Называем слово, в котором несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы О.
 Звук Ж звонкий или глухой?
 В начале слова буква Ё обозначает?
 Гласных букв 10, а звуков?
 Назовите первую букву алфавита.
 Чем кончается день и ночь?
2 ведущий:
Слог первый мой – предлог.
Второй слог – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом.
(ЗА-ДАЧА).

Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта,
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(Я-БЛОК-О)

Начало – буква в слове «плот»,
Конец – местоименье,
А середина – пара нот.
Всё вместе – поощренье.
(П-РЕ-МИ-Я)

Один из месяцев возьмите,
В нём слева букву зачеркните,
Вторая часть в лесу растёт,
Она не липа и не ива.
Ответ легко любой поймёт:
Он – разновиднось коллектива.
(АРТ-ЕЛЬ)

Слог первый для того знаком,
Кто в математике силён,
Второй бывает у животных,
А целое – едим охотно.
(ПИ-РОГ)

Начало в танцах вы найдёте,
Конец в напитках подберёте.
Ответ шарады очень пост:
Он на реке заменит мост.
(ПА-РОМ)

Союз, число, затем предлог,
Вот это – вся шарада.
А чтоб ответ найти ты смог,
О реках вспомнить надо.
(И-СТО-К)

В шараде первый слог – отрава.
Второй на пасеке бывает,
В нём букву зачеркните справа.
Всё вместе каждый разгадает:
Для войн снарядом было встарь,
Теперь – спортивный инвентарь.
(ЯД-РО)

Начало слова – зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(КИТ-ЕЛЬ)
1 ведущий: Спасибо за участие, ваши познания русского языка велики. Так и продолжать. Не останавливайтесь, изучайте русский язык. Удачи вам!
2 ведущий: Наша встреча подходит к концу. В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы Анны Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы ВОВ
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь.
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
1 ведущий: Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали наши герои, можно было бы избежать, умело используя правила русского языка. Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.
2 ведущий: Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается наша Родина.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Valenta (11.06.2014) | Автор: Скочеляс Валентина Владимировна E
Просмотров: 456 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1 pbyfblf1950   (13.06.2014 18:54)
1.   Интересное по форме внеклассноемероприятие по русскому языку «В дружбе сословом». Наличие игрового материала(сказка, миниатюра, шарады), продуманность содержательногоматериала в целом с учетом возрастныхи учебных возможностей, позволит учителю полностью решить образовательные и
воспитательные цели, задачи урока. Суважением Ляхова Зинаида Дмитриевна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz