Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 06.12.2016, 13:11

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Человек и природа в лирике В.А. Жуковского
Учитель русского языка и литературы
сш №1 г.Тайынша СКО
Садвокасова А.С.

Человек и природа в лирике В.А. Жуковского

Цель: помочь учащимся проявить свои способности, развить умения восприятия, истолкования, оценки поэтического текста в единстве формы и содержания.
Задачи:
1. Изучение творчества В.А. Жуковского
2. Формирование культуры художественного восприятия;
3. Воспитание высоких нравственных качеств, гражданско-патриотических чувств.
Оборудование: интерактивная доска
Литературный Колумб Руси
В.Г. Белинский
Лирика Жуковского- это «Дневник сердца поэта»
Ю.М. Лотман

Сопровождает урок мелодия из оперы Чайковского «Пиковая дама»
Ход урока:
Cтадия вызова «Толстые» и «тонкие» вопросы
Тонкие в-сы: Учитель: Какие литературные направления известны нам из курса литературы 8-го класса?
Охарактеризовать классицизм, сентиментализм, романтизм как литературные направления.
(Правильность ответов сверить с записями на интерактивной доске, представленной в таблице (электронный учебник)
Толстые в-сы: Вопросы: Когда и где возник романтизм как литературное направление?
-Назовите немецких и английских писателей- романтиков.
- Когда зародился романтизм в России?
-Какие общественно- политические события оказали влияние на развитие романтизма?
-Назовите представителей романтизма в России.
-Кто стал основоположником русского романтизма?

А что вы знаете о жизни и творчестве поэта Жуковского?

Учитель: Элегический герой Жуковского – чуткая, духовно богатая личность, со сложной и тонкой внутренней жизнью. В душе этого героя находят отклики почти все явления внешнего мира, причем преломляются они в его чувствах и мыслях своеобразно.
Сегодня разговор пойдет об элегии «Вечер».
Выразительное чтение элегии «Вечер».
Учитель: По жанру «Вечер» - элегия. Именно вечер был любимым у Жуковского временем суток, поскольку он располагал к задумчивому, мечтательному настроению, к размышлениям и воспоминаниям- этим наиболее характерным мотивом элегического жанра. В пейзаже Жуковского сливаются воедино все ощущения – краски, звуки, запахи, движения, шорохи, трепеты, отблески вечерней природы: Господствующее настроение в элегическом жанре – меланхолическое. Меланхолия – конкретное, реальное ( обусловленное созерцанием красоты природы) психическое состояние, для которого поэт нашел разнообразные средства выражения, позволяющие почувствовать «Стихов пленительную сладость». Эта «Сладость», певучесть стихов привлекла Чайковского, который взял из элегии 3 строфы для оперы «Пиковая дама» , в дуэте Лизы и Полины.
Звучит дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы» Чайковского.
Задание:
Учитель:
1) А каким вы видите этого человека?
2) Представить воображаемы портрет Жуковского
( мечтательный философ с грустью в глазах; с застенчивой улыбкой; мудрец писатель. В его глазах плещется море, живет доброта, грустит одиночество, отражается упорство, расцветает мечта.)

3 группа: Какие средства художественной выразительности особенно ярко и точно использует поэт?
а) поэтическую мелодию помогают создать эпитеты:
«тихая гармония» ручья (мирная, умиротворенная)
«Тихо веянье зефира» (эпитет выражен наречием)
«Тихое… светило» (луна)
«Тихий утра час»
«Сладкий» (приятный)
«Сладко плесканье струй»
«светлый» (просветленность души)
б) метафора:
«Какой вдали мелькнул волшебный луч»
(лунный свет- волшебный луч)
«Ужель иссякнули всех радостей струи?»
(жизнь человека – жизнь природы).
в )олицетворения:
«Рощи спят», «небеса задумчивые», «луны ущербный лик встает», «луч зари на башнях умирает», «на лоне дремлющей природы»
г ) метономия:
слав.
«Глас петела вдали уснувши будит селы…» ( называется место, где находятся люди, вместо самих людей).
д ) оксюморон
«Дышать под сумраком дубравной тишиной» (контрастные слова создают неожиданное смысловое единство).
е ) инверсия – усиленное смысловое значение отдельных слов:
«Как солнца за горой пленителен закат», «облаков померкнули края», «к протекшим временам лечу воспоминанием».
ж ) славянизмы придают величавую эмоционально – словесную окраску:
«оратаи», «брег», «плуг» , «град», «озлатило», «лик».
з ) многоточия (паузы)
и ) звукопись (музыкальность описаний):
сочетание аллитерации (согласные)и ассонансов ( гласные)
(однородные согласные и гласные звуки)
с целью звукоподражания создают определенную мелодию стиха.
«И рева гул гремит»
«В дубраве упредить пернатых пробуждение»
к ) стихотворный размер – шестистопный ямб (ударение на 2 слог)
придает плавный ритм поэтической речи. ( замыкает четырехстопная концовка строфы ).
л) сочетается мужская и женская рифма
м) Перекрестный способ рифмовки придает тексту размеренность, задумчивость лирического повествования.
Учитель: Мы проследили своеобразие сюжета, проследили гармонию формы и содержания в элегии «Вечер». Убедились, какой титанический труд вложен в создание данного произведения. А если труд будет одухотворен мечтой- он станет творчеством.
Сегодня, ребята, вы тоже были заняты творчеством (творили, работали в мастерской).
Этап рефлексии:
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Алма3476 (08.01.2015) | Автор: Садвокасова Алма Сатыбаевна E
Просмотров: 332 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz