Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 00:43

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Тема урока: « не и ни и их правописание с различными частями речи».
Тема: « не и ни и их правописание с различными частями речи».

Тип урока: комбинированный

Цель урока:
1.Образовательная: знакомство с правилами правописания НЕ и НИ с различными частями речи.
2.Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма; развивать умение работать в коллективе, уважать мнение товарища.
3.Развивающаяся: развитие воображения, творческого мышления и речи.

Межпредметные связи: казахский язык, литература

Метод урока: словесно-объяснительный, практический.
Материально-техническое оснащение кабинета:
1.Плакаты
2.Рис. вагона
3.Перфокарты
4.Карточка для творческой группы
5.Листочки для графического диктанта.
Ход урока:
1.Организационный момент.
1.1. Проверить посещаемость учащихся.
1.2. Ознакомить с целью и планом урока.

2.Опрос домашнего задания.

Тема: «Частицы и их написание».
2.1. Частица как часть речи.
1)Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений глагола.
2)Частицы не изменяются.
3)Частицы не являются членами предложения.
2.2. Разряды частиц.
По значению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и модальные.
1)К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.
2)К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ.
3)Модальные частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.
Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, смягчение требования.
Модальные частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.
2.3. Раздельные написания частиц и написания через дефис.
1)Частицы же (ж), бы (б), ли (ль) пишутся со словами раздельно.
2)Частицы – ка, - тка, - с, - де, -то присоединяются к словам посредством дефиса, н/р: посмотри-ка.
Частица – таки пишется через дефис с глаголами (успел-таки, опоздал-таки) и в составе слов всё-таки, опять-таки, а в остальных случаях раздельно, н/р: Я таки полагаю.
2.4. Фронтальная проверка упр. 317 (по цепочке).
3.Объяснение новой темы
План урока:
3.1.Правописание НЕ с различными частями речи.
1)НЕ пишется слитно.
2)НЕ пишется раздельно.
3.2.Правописание частицы НИ.
4.Закрепление нового материала

1)Прочитать выразительно пословицы на доске и объяснить слитное и раздельное написание НЕ.
2)К словам подобрать синонимы с частицей НЕ.
3)Работа с перфокартами.
4)Прочитать стихотворение, выписать, добавляя частицу НЕ, слова, в которых она пропущена.
5)Игра «Билет».
6)Графический диктант.
7)Игра «Отгадай-ка».
8)Весь класс работает с упр. 323 – стр. 162 учебника.

5.Подведение итогов урока.
5.1.Оценивание учащихся.

6.Задание на дом.
§58,59, упр. 320

Не и Ни и их правописание с различными частями речи.
1.Правописание НЕ с различными частями речи.
а) НЕ пишется слитно
б) НЕ пишется раздельно
2.Правописание частицы НИ.

а) НЕ пишется слитно.
1)Со всеми словами, которые не употребляются без НЕ: неистовство, необходимый, нельзя, ненавидящий, негодуя, непобедимый, нестерпимый, несмолкаемый (НЕ входит в состав корня или является приставкой).
2)С существительными, прилагательными и наречиями на – о, когда с НЕ образуется новое слово (его нередко можно заменить близким по смыслу словом, но без НЕ): неправда (ложь), неплохой (хороший), недалеко (близко).
3)С неопределёнными местоимениями, а также и отрицательными без предлога: несколько рублей, нечто интересное, нечем заниматься, некого послать.
4)С полными причастиями без зависимых слов:
На столе лежала непрочитанная книга.
5)С прилагательными, причастиями и наречиями на – о, если к ним относятся слова: совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно и др., усиливающие степень качества: совсем непродуманное (безрассудное) решение, чрезвычайно неинтересная (скучная) книга, поступить крайне неосторожно (опрометчиво).
6)С отрицательными наречиями:
негде, некуда, некогда, неоткуда, незачем.

1. Задание учащимся: прочитать выразительно пословицы на доске и объяснить слитное написание НЕ.
1) Неграмотный – что слепой. (неграмотный=безграмотный)
2) Знайка по дорожке бежит,
а незнайка на печи лежит. (незнайка=беззаботный)
3) Учёный водит,
неучёный следом ходит. (неучёный=глупый)
4) Ученье – свет,
а неученье – тьма. (неученье=тупость, глупость).

2. К словам горе, ложь, грустный, тяжело, трусливый, безобразный, трудный, тотчас подберите синонимы с частицей НЕ.
Горе – несчастье трусливый – несмелый
ложь – неправда безобразный – невзрачный
грустный – невесёлый трудный - нелегкий
тяжело – нелегко тотчас – немедленно.
б) НЕ пишется раздельно
1)С глаголами в Н.ф. и в форме любого наклонения, деепричастиями и краткими причастиями: не читать, не ходил бы, не хватает, не видя, не покрашен, а также с числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на), союзами, частицами и некоторыми наречиями (кроме наречий на – о):
не один, не под силу, не то – не то, не только, едва ли не, не сегодня, не по-нашему, чуть ли не, вряд ли не, не всегда.
2)С существительными, прилагательными и наречиями на – о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: Он говорил не правду, а ложь.
Он совершил не хороший, а дурной поступок. От школы до дома не далеко, а близко.
3)С местоимениями, в том числе отрицательными, если при последних есть предлоги: а) не ты, не он, не каждый, не тот; б) не у кого спросить, не над чем работать.
4)С полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов: Полувагон – открытый сверху вагон, в котором перевозят сыпучие грузы, а также штучные, не нуждающиеся в защите от атмосферных осадков. На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга. На столе лежала не прочитанная мною книга.
5)С прилагательными, причастиями и наречиями на – о, если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или отрицательными наречиями, а также если входит в состав частиц далеко не, вовсе не, отнюдь не: ничем не оправданный поступок, ничуть не интересная книга, далеко не легкое дело, отнюдь не весело.
6)С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме или у которых она имеет иное значение: не рад, не должен, не готов, не горазд;
с наречиями, которые употребляются только в качестве сказуемого в безличных предложениях: не надо, не жаль, не пора.

3. Задание учащимся: прочитать выразительно пословицы на доске и объяснить раздельное написание НЕ.
1) Грамота – не болезнь, (не болезнь – подразумевается «а здоровье»)
годы не уносит. (не уносит – не с глаголами)
2) Наука – не мука. (не мука – подразумевается «а знание»)
3) Не стыдно не знать, (не стыдно – подразумевается «а можно»)
стыдно не учиться. (не знать, не учиться – НЕ с глаголами)
4) Ученье без уменья
не польза, а беда. (имеется противопоставление с союзом а ).

2.Правописание частицы НИ.
Частица НИ усилительная. Она прежде всего употребляется:
1)для усиления имеющегося в предложении отрицания: На самом локомотиве ни грузов, ни пассажиров не перевозят. Анара не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами.
2)в сочетании с местоимениями и предлогами: ни от чего, ни за чем, ни к кому.
3)в устойчивых оборотах речи: ни жив ни мертв, ни днем ни ночью,
ни туда ни сюда.
Во всех этих случаях частица НИ пишется раздельно.
В отрицательных местоимениях без предлога никто, ничто, никакой, ничей и в наречиях никогда, нигде, никуда, никак частица НИ пишется слитно.
4. 12 учащихся работают с перфокартами.
19-20 НЕ с существительными.
39-43 НЕ с именами прилагательными.
76-77 Образование неопределенных местоимений.
НЕ в неопределенных местоимениях.
78-80 Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.
5. Творческая группа учащихся (5 ч.) получает задание.
Прочитать стихотворение, выписать, добавляя частицу НЕ, слова, в которых она пропущена.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо – тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
С недоумением, нелепое, неразбериха, на невзрачной, незабудки, ненастная, несчастная, неуклюже, непролазные, неряха, неряхой, несуразный, недотепа, невежа, недоучки, Несмеяна.

6. Весь класс делится на 2 группы.
Двое учащихся «проводники» от каждой группы приглашаются к доске, чтобы раздать «пассажирам» билеты.
В І – вагоне (слитное написание), во ІІ - вагоне (раздельное написание).

7.Графический диктант
Преподаватель объясняет задание, раздает листочки (учащиеся проставляют цифры от 1 до 8), затем читает предложения;
Учащиеся ставят знаки +, - в соответствии с правописанием НЕ с различными частями речи (слитно +, раздельно - ).
1) Недоброе слово больнее огня жжет.
(недоброе = злое, противоположно по смыслу слову доброе).
2) Неясная речь – это мутное зеркало. (неясная = туманная, хитрая).
3) Честна не кудрявая речь, а правдивая.
(имеется противопоставление с союзом а).
4) Друзья в несчастье познаются. (в несчастье = в беде, в горе).
5) Неверный друг – опасный враг. (неверный = коварный).
6) Честный правды не боится. (НЕ с глаголами).
7) Умный при неудаче винит себя, а глупый винит товарища.
(при неудаче = при срыве, провале).
8) Ладно, коли складно, неладно, коли поперек. (неладно = плохо).
1) + 5) +
2) + 6) –
3) - 7) +
4) + 8) +

8. Игра «Отгадай – ка».
На столе лежат карточки разных цветов с загадками, а рядом стол с карточками и подсказками для тех, кто затрудняется отгадать.
1) Не сеют, не сажают, а сами вырастают. (волосы)
2) Красная лиса из своей норки не выходит. (язык)
3) Не часы, а тикают. (сердце)
4) Этот конь не ест овес,
Вместо ног – два колеса. (велосипед)
5) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё тук да тук. (гвоздь)
9. Весь класс работает с упр. 323 – стр. 162 учебника.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Аlma (02.07.2015) | Автор: Алмагуль E
Просмотров: 598 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 sano   (29.07.2015 19:36)
На уроке использованы разнообразные формы, приёмы и методы обучения, повышающие степень активности учащегося в учебном процессе и формирующие субъективную позицию учеников.

1 kucherenkonataliy   (06.07.2015 01:56)
Урок построен по традиционной методике. Удачно подобраны формы работы с учащимися. Хорошо организована индивидуальная работа. Однако нет чёткости в определении образовательной и развивающей целей урока (они даны обобщённо). В словах с НЕ-: несчастье, несмелый- НЕ не является частицей. Материал урока изложен последовательно и логично.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz