Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 09:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Обобщение и систематизация изученного о местоимении
Тема урока: Обобщение и систематизация изученного о местоимении.
8 класс
Тип урока: урок-игра

Цель, задачи урока:
1. Закрепить и углубить знания учащихся по изученной теме;
• формировать умение различать разряды местоимений по их признакам, применять знания на практике;
• формировать навыки грамотного письма, умение находить и исправлять речевые ошибки в употреблении местоимений.
2. Воспитывать у учащихся положительные качества характера: доброжелательность, коллективизм;
• воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету, художественной литературе, любовь к чтению.
3. Развивать речь учащихся, их память, логическое мышление, навыки самостоятельной работы.
Методы: беседа, игра, репродуктивный, словесный.
Оборудование: опорный конспект,песня, карточки, ромашка Блума.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на урок.
С. А. Назарбаева написала свои пожелания детям Казахстана: «Я хочу пожелать маленьким гражданам Казахстана, чтобы любовь и доброта были с ними всю жизнь» Возьмитесь за руки и передайте через руки тепло, любовь и добро друг другу. И пожелайте себе хорошего настроения.
Постановка задач. Чтобы узнать о чем пойдет речь на уроке, ответьте на шуточный вопрос: Сын моего отца, но мне не брат. Кто это?
К какой части речи относится слово «Я»?
Мы с вами закончили изучение интересной, своеобразной части речи. Мир местоимений широк и разнообразен. Без местоимений нет языков. По частоте употребления они занимают 3 место после существительных и глаголов. Местоимения создают нам речевое удобство, т.к. экономят время и пространство.
Известный лингвист А.А.Реформатский образно писал о местоимениях. «...Они как запасные игроки на футбольном поле или как дублеры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные слова».
Но урок у нас будет не совсем обычный. Урок – игра. Класс разделён на 2 команды, которые уже выбрали капитана и помощника-консультанта, к которому команда может обратиться за помощью. Команды не имеют названия. Они их получат только в конце урока, в зависимости от того, кто будет победителем, а кто побеждённым. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает жетон. Победитель определяется по большему количеству жетонов. Итак, отправляемся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.

2. Разминка. Задание на развитие памяти учащихся. Работа по карточкам (можно в виде таблицы), на которой 12 слов – существительных.

Казахстан Друг Школа Родина
Семья Сердце Хлеб Солнце
Зима Человек Земля Местоимение


3. Повторение изученного материала.
А) «Экскурсия» по опорному конспекту «Местоимение». (воспроизведение теоретического материала).
1. Местоимение как часть речи
Местоимение — самостоятельная часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, а только указывает на него. Например: Некто шёл по какой-то дороге и нашёл нечто.

2. Разряды местоимений:
1) личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
2) возвратное: себя;
3) притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш, её, его, их;
4) указательные: то, это, этот, тот, такой, таков;
5) определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, иной;
6) вопросительные: кто? что? какой? который? сколько? чей?;
7) относительные: кто, что, какой, который, сколько, чей;
8) неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, кое-то, какой-то, кто-либо, кое-какой, что-либо, какой-либо, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, сколько-то, сколько-нибудь;
9) отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, никого, ничего, нисколько.

3. Правописание местоимений
1. У неопределённых местоимений пишется только приставка НЕ-, которая при этом всегда является ударной: некто, некоторый, некий и т. д.
2. В отрицательных местоимениях под ударением пишется НЕ-, без ударения - НИ-: некого — никого, нечем — ничем.
3. Если отрицательные местоимения употребляются с предлогами, предлог всегда ставится между отрицательной частицей и местоимением: такие сочетания пишутся в три слова (ни у кого, ни с кем, ни о чем)
4. Частицы кое-, -то, -либо, -нибудь у неопределённых местоимений пишутся через дефис: кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь.
Б) Беседа по вопросам:
• Для чего, с какой целью используются местоимения в речи?
• Какое местоимение не имеет формы именительного падежа?
• Как образуются отрицательные и неопределенные местоимения?
• Как пишутся местоимения с предлогами?
• Какие местоимения пишутся через дефис?
• Когда пишутся приставки ни и не в отрицательных местоимениях?
• В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
4. Закрепление.
А) Задание «ромашка Блума»
- запиши предложения;
- найди в предложениях местоимения и укажи, какими членами предложения они являются.

1. В наши края пришла зима. 2. Я люблю это время года. 3. Никто не отставал. 4. Некоторую часть найденного он отдал товарищу, а кое-что бросил. 5. Что у него осталось? 6. Она не владеет никаким иностранным языком.

5. Игра «Знайка». Учитель читает названия художественных произведений, а ученики называют автора. Находят местоимения.
• «Мои университеты»
• «А что у вас?»
• «Меня зовут Кожа»
• «Чем пахнут ремесла?»
• «Мой щенок»
• «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
• «Приключения Незнайки и его друзей»

6. Контроль усвоения разрядов местоимений.
1. говорю тебе 7. ничего не видно
2. посмотрел на себя 8. в этом доме
3. никакой работы 9. каждую весну
4. увидеть кого-либо 10. в своей комнате
5. в нашем селе 11. в каком-нибудь месте
6. знаем, что 12. подарю вам

7. Музыкальная разминка. «Кто внимательнее?» Учащиеся слушают фрагмент популярной песенки и выписывают местоимения.

8. Игра «Пойми меня».
Задание. Команда должна угадать, что это за фразеологизм и объяснить её значение по пантомиме, которую придумывает игрок.
Рвать на себе волосы.
Мы сами с усами.

9. Стилистическая работа.
Задание: найдите и устраните ошибки в употреблении местоимений.
• В ихнем огороде много травы.
• От энтого места до того 100 метров.
• На площади собрался народ. Они шумели.
• На его было много жалоб.
• Он чего-то сказал.

10. Склонение местоимений. У доски два ученика, и в группе склоняют местоимения ТЫ, ЭТОТ, помогают, исправляют если есть ошибки.

11. Игра доскажи пословицу.
• Скажи мне, кто твой друг, и …
• Кто много читает, тот …
• Не всё золото что …

12. Чему мы научились на уроке? Вывод учитель делает сам от имени местоимения.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.


учитель русского языка и литературы
Хасенова Мугильсин Хамитовна
школа № 47 с. Сарыколь
Целиноградский район
Акмолинская область
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Dina277 (22.12.2015) | Автор: Хасенова Мугильсин Хамитовна E
Просмотров: 280 | Теги: Русский язык, местоимение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz