Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 23:20

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема: "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными".
Конспект урока русского языка в 9 классе
Тема: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными»

Цели урока: учащиеся должны знать основные виды СПП, уметь определять значения придаточных определительных, ставить к ним вопросы, находить место в сложноподчинённых предложениях, определять средства связи придаточного с главным, строить по указанным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи; производить синонимическую замену придаточных определительных причастными оборотами; правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными определительными, обосновывать условия постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях.
Ход урока:
1.Психологический настрой на урок.
-Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки.
I. Проверка домашнего задания.
Назвать СПП с придаточными изъяснительными, доказывая, что это СПП с данным видом придаточных. Какие еще виды придаточных вы знаете? Как мы их определяем?
2. Орфографическая работа
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Составить СПП с придаточными изъяснительными, используя глаголы: объяснить, рассказывать, надо, нужно, необходимо, желать, ждать, мечтать, опасаться, стараться, стремиться.
Ц…ник, щипц.., конституц…оный, электрифиц…ровать, светлолиц…й, ц…пленок, станц…я, ц…вилизац…я, на ц…почках, полиц…я.
2. Класс выполняет синтаксический разбор предложения Ветер шевелил на деревьях листья, ещё неуспевшие облететь. Учащиеся заменяют обособленное определение придаточным предложением, записывают предложение, определяют способ связи придаточного с главным, составляют его схему.
Девятиклассники делают вывод: для выражения признаков предметов могут быть использованы прилагательные, причастия, обособленные определения, придаточные определительные. Одна и та же мысль может быть выражена различными синонимическими конструкциями, но они отличаются оттенками значения, сферой употребления.
Учащиеся анализируют предложения, записанные на доске.
1) Есть люди, которые через всю жизнь проносят чувства, приобретённые ими в детстве или юности. (Г. М. Марков)
2) Они сидели в том саду, где играл оркестр. (К. А. Федин)
Девятиклассники отвечают на вопросы:
— Что обозначает главная часть в первом предложении?
— Какой вопрос от главного к придаточному можно задать?
— Что поясняет придаточное предложение: одно слово, сочетание слов или всё главное предложение?
— При помощи чего присоединяется придаточное к главному?
— Чем является слово которые в предложении? Можно ли поставить к этому слову вопрос?
В такой же последовательности разбирается второе предложение. Учитель обращает внимание на функции союзных и указательных слов. Учащиеся доказывают, что которые и где — союзные слова, их можно заменить другими словами, они имеют логическое ударение.
Указательная словоформа в том является определением в главном предложении, она введена как средство уточнения и выделения.
Девятиклассники составляют схемы предложений.
Учащиеся делают вывод, что придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой?. Они относятся к такому члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного, и присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов.
Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.
Девятиклассники читают теоретический материал на с. 121, узнают, что придаточные определительные могут относиться к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков в главном предложении и присоединяться к главному при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей или союзов что, словно, как, как будто. В этих предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».
3. Составить «толстые» и «тонкие» вопросы по параграфу учебника.
IV. Закрепление материала.
1. В упр. 277 учащиеся списывают сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, расставляют выделительные запятые. Оформляют запись по образцу, данному перед упражнением.
2. Упр. 278 девятиклассники выполняют по вариантам. Списывают сложноподчинённые предложения, расставляют знаки препинания, выделяют опорные слова в словосочетания в главном предложении, обозначают союзные слова как члены предложения и как части речи I вариант — 1-я часть, II вариант — 2-я часть текста.
Ученики отвечают на вопросы, используя сложноподчинённые предложения с определительной придаточной частью, присоединяемой с помощью союзного слова который.
Какой раздел науки о языке называется синтаксисом?
Что такое словосочетание?
Какие предложения называются двусоставными?
Какой член предложения называется дополнением?
Какие предложения называются безличными?
4. Конструирование сложноподчинённых предложений с определительными придаточными.
Составьте СПП, используя в качестве главных предложений примеры под цифрой 1, а в качестве придаточных под цифрой 2. Используйте союзные слова который, где.
Образец.1. Озеро тянулось вдоль дороги.2. На берегу этого озера расположились туристы.- Озеро, где расположились туристы, тянулось вдоль дороги.
I. 1.Дорога вела к станции.
2.На этой дороге показались всадники.
II. 1.Дятел сел на ту же березу.
2.Он утром шелушил шишки.
III. 1.Холм был окружен со всех сторон еловым лесом.
2.Возвышался помещичий дом.
6. Диктант.
Война не убила в душах моих ровесников довоенный мир. В самые тяжкие дни мы хранили память о том пятачке земли, который каждый из нас исходил босыми ногами, где плакал и смеялся, учился понимать добро и зло, по дороге из которого ушёл в большой мир. Этот маленький кусочек земли олицетворял для нас Родину.
Самые высокие порывы человеческой души связаны с чувством Родины, которое вряд ли можно выразить обычными словами, настолько оно объёмно и у каждого своё.
(По А. П. Маресьеву)
В тексте диктанта учащиеся выделяют опорные слова и словосочетания в главном предложении, обозначают союзные слова как члены предложения и как части речи, чертят схемы сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.
V. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) § 13, упр. 281
б) выписать из произведений А. С. Пушкина восемь сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: liliushakz (07.02.2016) | Автор: Панчайкина Лилия Гаязовна E
Просмотров: 235 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Этери   (08.06.2016 22:33)
урок ,действительно, разработан  учетом возрастных особенностей учащихся.Именно в 9 классе дети часто путают структуру сложного предложения,но здесь очень четко разработан урок и тема  доступна детям.Мне понравился урок.Спасибо!

1 saule-mautkan   (19.02.2016 14:37)
Урок разработан с учетом возрастных особенностей учащихся. Учитель использовал новые подходы в обучении.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz