Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.11.2017, 04:08

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [29]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [7]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [49]
Информатика [60]
История [57]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [188]
Математика [86]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [43]
Музыка [105]
Начальная школа [406]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [135]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [21]
Технология [21]
Физика [21]
Химия [31]
Экологическое воспитание [14]
Самопознание [37]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1604
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Трагическая судьба творческой интеллигенции в тоталитарном государстве
Интегрированный урок
(литература, история) в 10 классе
Авторы: Михеева О. Г.
Борисенко Е. Б.

Тема: «Трагическая судьба творческой интеллигенции в тоталитарном государстве».

Цель: Создать условия, которые помогут учащимся понять, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

Оформление: Плакаты, воспроизводящие зарешеченные окна, свечи, портрет Сталина, портреты репрессированных или гонимых поэтов, живые цветы.

Видео и музыка: х/ф «Цирк», х/ф «Восток-Запад», Моцарт «Реквием».

1. Слово учителя литературы: Нашу сегодняшнюю встречу мы решили начать с просмотра эпизодов из двух кинофильмов.
Смотрим видео:
1. «Цирк» - «Широка страна моя родная»;
2. «Восток-Запад»-Возвращение русских эмигрантов на Родину.
Вы, конечно, обратили внимание , насколько разные, абсолютно противоположные по содержанию и настроению кадры предстали перед нами и все же, несмотря ни на что, эти фрагменты объединяет многое. А что именно?- Этот вопрос мы хотим задать вам.
- Обсуждение в группах.
- Ответы спикеров.
Вывод: Общее место и время действия. Место - Советский Союз, время - 1930-е годы.
Учитель литературы: Почему же такие разные события увидели мы? Сегодня, когда мы знаем правду о том времени, нетрудно ответить на этот вопрос. Принято считать, что у луны 2 стороны: одна светлая, другая - темная. Так можно образно представить жизнь страны под руководством И.В.Сталина. Было 2 государства, 2 страны, 2 Родины, как две половинки луны. И светлый образ, образ-миф был искусственно создан советским правительством и широко освещен советским кинематографом. Именно поэтому в кинокартинах того времени мы видим красивых, счастливых советских людей, которые верной дорогой идут навстречу своему светлому будущему. А что же скрывалось за обратной, темной стороной луны?

2. Учитель истории: Темная сторона луны… Понятия: тоталитарный режим, культ личности, репрессии, враг народа и т.д. (Работа в группах).
Сколько их было, невинно убиенных, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых из страха даже родными?
Краткая статистика: -К 1919 году были уничтожены 320 тысяч священнослужителей.
-
-
-
-
Можно ли оправдать и забыть такое?
3.Учитель литературы: Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек. А репрессировано было 2000!
« Горька судьба поэтов всех времен.
Тяжеле всех судьба казнит Россию».( В.Кюхельбекер Х1Х в.)

Звучит «Реквием». Зажигается свеча. Учитель литературы:

Чисты их имена,
И горек голос лир,
И дух высок. И слово осияно…
На вечны времена:
Владимир, Велимир,
Марина и Борис,
И Александр, и Анна.

Музыка умолкает, и далее идет перекличка из разных концов зала.

Цветаева Марина. Поэтесса. Прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.

Гумилев Николай. Поэт, переводчик, критик. Обвинен в контрреволюционном заговоре. Расстрелян.

Маяковский Владимир. Поэт. Добровольно отдал свой талант советской идеологии. Покончил жизнь самоубийством.

Мандельштам Осип. Поэт. Переводчик, критик. Незаконно репрессирован. Расстрелян.

Есенин Сергей. Поэт.

Ахматова Анна. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали.

Мережковский Дмитрий. Прозаик, поэт, критик, философ.

Гиппиус Зинаида. Поэтесса. Вынуждены навсегда покинуть Родину .

4. Учитель литературы: (Обращает внимание на плакаты на доске). Решетки. Зарешеченные окна. Это не только символ неволи. Это символ того времени, символ всей страны, которая стала тюрьмой для своего народа.

5. Учитель истории: Но все ли осознавали преступную политику Сталина? Давайте попробуем повернуть колесо истории вспять и окунуться в реалии того времени. А помогут нам в этом
документальные источники - письма советских людей товарищу Сталину.

Учащиеся читают письма.

6. Учитель литературы: Итак, мы увидели, что были те, кто свято верили в непогрешимость Сталина и власти. Но не все были так наивны. И не случайно основная волна репрессий была направлена на людей талантливых, умных, прозорливых, интеллигентных. На тех, кому внутреннее нравственное достоинство не позволяло молчать. Уничтожалась интеллигенция- честь и совесть нации. А особую опасность для сталинского режима представляла свобода слова, свобода творчества. Правдивого поэтического слова страшились. Ведь издревле поэтов считают пророками. Так как же сложилась судьба тех поэтов, которые стремились сохранить в чистоте свою совесть, внутреннее достоинство человека и благородство души?

Учащиеся рассказывают о судьбах поэтов + литмонтаж.
1 группа. Гиппиус.Мережковский.
2 группа Маяковский. Есенин.
3 группа. Гумилев, Ахматова.
4 группа. Цветаева. Мандельштам.

Учитель литературы. Униженные, но не сломленные, поэты пытались найти ответ на вопрос «За что?» Ответ очевиден - за то, что пытались остаться самими собой, не желали подстраиваться под систему. Судьба этих людей трагична. Но надо ли об этом помнить? Или лучше забыть и не возвращаться к этой теме? (Мнения учащихся).
А теперь мы предлагаем вам поработать самостоятельно.

Работа в группах.

1 группа. 1. И есть ли смысл в том,
Что ты
В постель из вечной мерзлоты
Упал?-
Догнал свинцовый овод…
Нет, это вовсе был не бой,
И сотни падали с тобой…
Какой тут смысл-
Да никакого!

2. В 30-х годах Сталин вбивает клин между народом и интеллигенцией, объявив ее лучшую часть « врагами народа». Какую цель преследовала эта политика?

2 группа
1. В тебя стрелял
В ГУЛАГе брат
И вроде был не виноват-
Он делал по приказу это…
Но как же дальше
Жить тогда?
Где Справедливости звезда?
Легло на смысл жизни вето.

2. Прокомментируйте данное высказывание:
«Государству нужно не только физическое, но и нравственное могущество». Карамзин.

3 группа
1.Что ж, дать в забвенье утонуть
Прошедших этот адский путь?-
Тогда он снова повторится.
Листайте прошлого страницы,
Переправляя в Правду боль…

2. Почему достижения в образовании, науке культуре не сделали Советский Союз в 30-е годы «нравственно могущественной страной»?

4группа.

1. Моя страна была рабой.
Теперь ей надо стать собой.
Как это трудно-
Распрямиться…

2. Казахстан уже 15 лет - независимое государство. Как вы считаете, удалось ли ему за эти годы полностью «распрямиться», т.е. отойти от тоталитарной системы Советского Союза?

Итог, обобщение - составление ассоциативных кластеров:
1группа «Тоталитаризм и экономика».
2группа «Тоталитаризм и политика».
3группа « Тоталитаризм и культура».
4группа « Тоталитаризм и личность».

Презентация кластеров, анализ, обсуждение.

Учитель литературы. Наша встреча подошла к концу. Нет границ у памяти, но есть предел забвению. И закончить наш урок я хочу словами писателя Варлама Шаламова, который сам прошел все круги сталинского ада: «Забвение пережитого - смерть души».

1Группа. 1. И есть ли смысл в том,
Что ты
В постель из вечной мерзлоты
Упал?-
Догнал свинцовый овод…
Нет, это вовсе был не бой,
И сотни падали с тобой…
Какой тут смысл-
Да никакого!

2.В 30-х годах Сталин вбивает клин между народом и интеллигенцией, объявив ее лучшую часть « врагами народа». Какую цель преследовала эта политика?

2группа
1.В тебя стрелял
В ГУЛАГе брат
И вроде был не виноват-
Он делал по приказу это…
Но как же дальше
Жить тогда?
Где Справедливости звезда?
Легло на смысл жизни вето.

2. Прокомментируйте данное высказывание:
«Государству нужно не только физическое, но и нравственное могущество». Карамзин.

3группа
1.Что ж, дать в забвенье утонуть
Прошедших этот адский путь?-
Тогда он снова повторится.
Листайте прошлого страницы,
Переправляя в Правду боль…

2. Почему достижения в образовании, науке культуре не сделали Советский Союз в 30-е годы «нравственно могущественной страной»?

4группа.

1. Моя страна была рабой.
Теперь ей надо стать собой.
Как это трудно-
Распрямиться…


2. Казахстан уже 15 лет- независимое государство. Как вы считаете, удалось ли ему за эти годы полностью «распрямиться», т.е. отойти от тоталитарной системы Советского Союза?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: aleka (08.12.2016) | Автор: Михеева Ольга Геннадьевна E
Просмотров: 110 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 danshina_5861   (04.02.2017 17:03)
Разработка очень актуальна. Спасибо за собранный, насыщенный материал. Педагог умело подобрал судьбы униженных, но не сломленных людей.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2017
    Сайт управляется системой uCoz