Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 18.08.2017, 23:19

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [29]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [7]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [49]
Информатика [60]
История [57]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [187]
Математика [86]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [43]
Музыка [104]
Начальная школа [406]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [135]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [21]
Технология [21]
Физика [21]
Химия [31]
Экологическое воспитание [14]
Самопознание [36]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1586
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Изображение советской действительности в повести М.Булгакова «Собачье сердце»
Интегрированный урок
по литературе и истории в 11 классе (2 часа).
Авторы: Михеева О. Г.
Борисенко Е. Б.

Тема: Изображение советской действительности в повести
М.Булгакова «Собачье сердце».
Цель: Показать, в чем особенность изображения М. Булгаковым исторических современных ему событий, показать авторскую позицию. Прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя.

Оборудование: На доске коллаж из образов-символов: справа – изображения собак (симпатичных животных с умными добрыми глазами), слева – изображения человеческих лиц, выражающих отрицательные эмоции (злость, агрессия и т.п.), среди которых есть лица «отрицательных» исторических деятелей (например: Сталин, Гитлер и т.п). Цитаты.
Технические средства: телевизор, видео (для демонстрации эпизода из фильма С. Бортко «Собачье сердце»).

Форма работы: групповая.

Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Побуждение:
- Вступительное слово учителя литературы о символичном оформлении доски.
- Составление ассоциативных кластеров.
- Комментарии учителя истории к логической цепочке кластеров.
3. Реализация:
А) Работа с текстом повести:
- Заполнение таблицы-синтез.
Б) Просмотр эпизода из фильма (образ Шарикова).
В) Составление диаграммы Вена: Шарик - Шариков.
Г) Ток-шоу «Пусть говорят». Гости студии: Преображенский Ф.Ф., Шариков, Швондер, Дарья Петровна.
4. Рефлексия:
- Формирование собственного мнения о разного рода экспериментах (1гр.- биологический, 2гр.-социальный, 3гр.-экономический, 4.-нравственный.) - заполнение таблицы + комментарии, мнения группы.
5. Домашнее задание. Написать эссе.

Ход урока:
1 Организационный момент.

2. Побуждение:
- Вступительное слово учителя литературы:
Ребята, сегодня мы с вами проведем интегрированный урок по литературе и истории. Литература и история очень тесно связаны друг с другом. Ведь история – это документальное отражение жизни общества, а литература ее художественное, образное изображение. Вначале я хотела бы обратить ваше внимание на доску, где мы попытались создать коллаж изображений-символов. И мне хотелось бы узнать, какие мысли возникают у вас, когда вы смотрите на изображения, расположенные по обеим сторонам доски? Обратите внимание на глаза, выражение лиц. Какие эмоции вызывают у вас изображения собак? Людей? В чем заключается символичность такого сопоставления?
- Заслушиваются мнения учащихся.
- Вывод: К сожалению, история существования человечества подтверждает, что в жизни встречается гораздо больше агрессивных, бездушных, злых и жестоких людей, чем собак. И мы сегодня еще вернемся к этому сравнению. А сейчас давайте запишем тему нашего урока: «Изображение советской действительности в повести М.Булгакова «Собачье сердце».
И возвращаясь к началу урока, вновь обращаю ваше внимание на доску, где, кроме изображений, вы видите ключевые фразы, которые будут отражать основные этапы нашей работы. Итак, первая фраза: Литература – это отражение истории.
Писатель – голос и совесть народа.
Эти слова можно считать эпиграфом нашего урока. Ведь М.Булгаков в повести «Собачье сердце» не только создал образ Родины, образ Истории, причем современной ему (повесть написана в 1925 году), но и стал голосом и совестью своего времени, Мастером, пророком, сумевшим предугадать многие последствия новой социалистической политики.
- Слово учителя истории.
- Составление ассоциативных кластеров:
1 группа – РЕВОЛЮЦИЯ
2 группа – ШВОНДЕР
3 группа – ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
4 группа – САТИРА
- Защита кластеров.
Кластеры размещаются в центре доски (в таком порядке: революция - Швондер- Преображенский - сатира) и представляют собой логическую цепочку.
-Уч. истории предлагает дать комментарии к логической цепочке.
- Заслушиваются мнения учащихся.
- Вывод: Революция породила Швондеров, которые объявили буржуями, врагами людей, подобных Преображенскому, и сатира Булгакова направлена против «феномена Шарикова и Швондера».

3.Реализация.
А) - Работа с текстом.
1 группа – «Монолог Шарика»
2 группа – «Обед»
3 группа – «Документ»
4 группа – «Разруха»

- Заполнение трехчастного дневника:

Ключевые слова Цитаты из текста к ключевым словам Комментарии, мысли, рассуждения
Черты времени

Невежество

Социальное хамство

Здравый смысл

Жертвы эксперимента

Слушаем ответы групп. Анализируем. И в завершение обсуждения обращаемся ко второй ключевой фразе:
« Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя» Л.Б. Каменев.
литературы: Благодаря мастерству Булгакова, который сумел создать столь красноречивый и проникновенный монолог Шарика, мы можем не только представить себе внешний облик этого персонажа, но и оценить его способности (умеет читать, разбирается в медицине, дает объективную оценку происходящему, рассуждает как интеллигентный человек и т.п.).
И для сравнения предлагаем вам посмотреть на того, кто получился в результате эксперимента профессора Преображенского, на Шарикова. Таким увидел его режиссер фильма «Собачье сердце» С. Бортко, а сыграл эту роль известный казахстанский актер В.Толоконников.

Б) Просмотр эпизода из фильма (образ Шарикова)
После просмотра ребятам предлагается сравнительный анализ: Шарик – Шариков.

В) Составление диаграммы Вена
Комментарии, выводы по диаграммам.
Третья ключевая фраза урока:
«Фантастика…органически сливается с острым бытовым гротеском… Присутствие Шарикова в быту многие ощутят» литератор Ю.Н.Потехин

Учитель литературы: А теперь мы предлагаем вам воссоздать атмосферу того времени и самим пообщаться с героями этой истории. А общение это мы предлагаем провести в очень популярной в наши дни форме Ток-шоу. Итак, ток-шоу «Пусть говорят» и его ведущий (-ая) -… (Ф.И. ученика)!

Г) Ток-шоу «Пусть говорят». Гости студии: Преображенский Ф.Ф., Шариков, Швондер, Дарья Петровна.
Учащиеся, играющие роли гостей студии, получили предварительное задание: придумать костюм герою, продумать стиль общения, манеру поведения. Основной задачей для выполняющих это социально-игровое задание будет являться описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Задание ведущему: сделать подводки к героям, составить вопросы для беседы. Остальные ученики – зрители в студии, задают вопросы, участвуют в беседе, могут высказать свое отношение к тому или иному персонажу.

4. Рефлексия.

Учитель истории от эксперимента Преображенского переходит к теме экспериментов над людьми, обществом (революция). Обращается к четвертой ключевой фразе урока:
«Он (Ленин) работает как химик в лаборатории, с тою разницей, что химик пользуется мертвою материей, но его работа дает ценный для жизни результат, а Ленин работает над живым материалом и ведет к гибели революцию). М.Горький

И ребятам предлагается выразить собственное мнение о разного рода экспериментах:
1 группа - биологический,
2 группа - социальный
3 группа - экономический,
4 группа - нравственный,
заполняя таблицу:
Форма
Цель
Ход
Итог

Комментарии, мнения группы.

Последняя ключевая фраза урока:
«Мир превращен в лабораторию. Во имя спасения человечества как бы отменяется естественный порядок вещей и над всем безжалостно и цепко царит великий, но безумный, противоестественный, а потому на гибель обреченный эксперимент…»

- Домашнее задание. Эссе на тему: «Есть ли право у человека на проведение биологического или социального эксперимента? Ваше мнение о клонировании»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: aleka (08.12.2016) | Автор: Михеева Ольга Геннадьевна E
Просмотров: 143 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 danshina_5861   (04.02.2017 17:00)
Большое спасибо за разработку. Интегрированные уроки прочно вошли в систему образования. Интеграция литературы и истории переплетает реальную действительность с мастерством художественных образов.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2017
    Сайт управляется системой uCoz