Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 07:30

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
№ 3, 2008 г.

План-конспект урока Литература+Информатика, 2 ч.

Р. В. Бикташева, учитель литературы,

Г. С. Рахметова, учитель информатики

Цель

Применение ИКТ на уроке литературы.

Задачи

1.             образовательная

           рассказать о значении романа, его судьбе; показать особенности жанра и композиции;

           понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички романа;

           уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; проверить содержание романа;

           совершенствовать умение анализировать текст;

           применить полученные знания при изучении темы Power Point в нестандартной ситуации;

2.             развивающая

           развивать познавательный интерес;

           организовать самостоятельную работу  учащихся при подготовке к уроку;

           развивать умения и навыки при работе в программе Power Point при оформлении слайдов (подбор материала, анимационные эффекты, вставка звука);

           стимулировать творческий подход к достижению поставленной цели;

           развивать творческое мышление, зрительную и слуховую память и восприятие;

           активизировать словарный запас учащихся, способствовать развитию ораторских способностей, артистизма;

3.             воспитательная;  

           воспитывать умение работать в команде;

           понять, как раскрывается человек в ситуации выбора;

           постараться понять значение христианских мотивов в творческом замысле Булгакова;

           показать, как утверждаются писателем вечные ценности: дом, труд, любовь, преданность, честность и честь;

           прививать ученикам глубокое уважение к истории и культуре.

Методические приемы

           углубление знаний по теории литературы с использованием программы;

           отработка умений выделять главное в тексте, подбирать эпизоды для слайдов основных идей, определять позицию автора;

           рассказ учителя;

           использование межпредметных связей с историей, музыкой, ИЗО;

           аналитическая беседа по содержанию романа;

           сообщения учеников;

           инсценирование;

           чтение наизусть монологов из произведения, стихотворений;

           кроссворды, коллажи, тесты.

Оборудование

           стенды, раскрывающие основные темы романа:

а) «Три мира в романе»

б) «Иешуа-Иисус – одно лицо?»

в) «Черная месса» Воланда»

г) «Понтий Пилат»

д) «Любовь и творчество»

           компьютер, телевизор, DVD, магнитофон, видеокамера;

           костюмы, свечи, музыка (классика);

           на доске эпиграф: «Рукописи не горят».

Тип урока. Контрольно-обобщающий, интегрированный, урок-презентация.                                                       

Ход урока

1.             Орг. момент. Встреча гостей. Звучит спокойная классическая музыка. Приветствие учеников, располагающихся за своими столиками. Приветствие гостей.

2.             Слово учителя.

Роман «М.и М.» – главный в творчестве Булгакова. Он писал его 12 лет, до самой смерти, сделал 8(!) редакций. Этот роман был книгой, с которой он не в силах был расставаться. К современному читателю роман пришел в конце 60-х годов и сразу привлек внимание необычным сюжетом, острой сатирой и глубоко философской проблематикой. Читателям предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образцам персонажей, ни по стилю. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в 80-е годы XX в. Роман вызвал острую полемику, различные гипотезы, трактовки. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью. «Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне», сатирическую фантастику и мистику, опробованную в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», драматическую тему судьбы гонимого художника, развернутую в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе». К тому же, картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в «Беге», готовила описание Ершалаима. А сам способ перемещения во времени назад – к первому веку истории христианства, и вперед – к утопической грезе «покоя»   напоминал о сюжете «Ивана Васильевича».

Из истории создания романа мы видим, что он был задуман  и создавался как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят в нем апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла. В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя.

Поэтому и форму урока мы выбрали необычную «Восприятие романа учениками через использование технических средств», т.е. сегодня вы увидите много различных картин, услышите много разной музыки, интересных стихов (некоторые из которых сочиняли дети), игру – инсценирование.

3.             Выступления учащихся (5 групп, презентация индивидуальных тем).

Учитель: Как мы выяснили, роман «М.и М.» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира. Расскажет нам о них  первая группа «Три мира в романе».

Выступление 1-й группы.

Учитель: Если «московские» главы оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалеристской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…»  Если в «московских» главах активен посредник, рассказчик, ведущий за собой, как бы вовлекающий читателя в процесс игры, рассказчик, чья интонация может быть и иронической (эх – хо, да, было, было!.. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова), и лирический («Боги, боги мои!»), то никакого посредника, никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью.

Выступление 2-й группы «Иешуа-Иисус – одно лицо?»

Учитель: Через образ Иисуса Булгаков передает свое убеждение в том, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти».

Олицетворением власти, центральной фигурой является Понтий Пилат, прокуратор Иудеи. Императорская служба обязывает его находиться в ненавидимом им Иерусалиме.

Выступление 3-й группы «Понтий Пилат».

Учитель: какое дело нам, людям XX века, до трагического духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата? Надо знать о пустынной вершине горы, где врыт столб с перекладиной. Надо помнить о голых безрадостных камнях, о леденящим душу одиночестве, о совести, о когтистом звере, которые не дают спать по ночам.

 За что наказан Пилат? «Трусость – самый тяжкий порок», –  повторяет Воланд в сцене ночного полета. Воланд,  которого некоторые называли «палачом порока», «карающим мечом в руках правосудия», другие видят в Воланде светлые начала, ибо он «различает то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно, нетленно». Сатана в Священном писании – всегда антитеза Богу. Булгаков же вольно обходится с ним и делает Воланда защитником Бога, как единственного критерия Добра и Зла, нравственности и безнравственности (это справедливо), но сам судит людей безжалостно, не любя, не по-христиански (это плохо). Но при этом Воланд у Булгакова не столько идея, сколько характер, и художник имеет на это право.

Выступление 4-й группы «Черная месса Воланда».

Учитель: Когда появилась первая статья Латунского о романе (того самого, с легкой руки которого перевернулась жизнь мастера), он, Мастер «смеялся», удивленный фальшью и надуманностью ее. На II этапе возник «страх» (от недоумения, растерянности). На III этапе – почувствовал, что психологически заболел, и «сжег» роман, как Гоголь. Позже, оказавшись в клинике Стравинского, Мастер посчитал себя сумасшедшим и не захотел больше жить.

В романе не случайно выделяется исповедь мастера. Мы представляем,  что пережили Ахматова, Зощенко, Мандельштам, Платонов, Цветаева и многие другие талантливые писатели, о которых Мастер высказался: «Я не выношу насилия, плохих стихов и социального заказа».

Как мало, оказывается, надо истинному художнику: скромное жилище, стол, печь, клен под окном, но в то же время как много: свобода творчества, любовь, ученики.

«За мной, читатель!» Этим призывом открывается вторая часть романа: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

 Выступление 5-й группы «Любовь и творчество».

4. Подведение итогов.

    Выводы, обсуждение урока.

                                               

Категория: Русский язык и литература | Добавил: teacher-almaty (15.12.2008)
Просмотров: 3221 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz