Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 19:17

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Программа курса "Искусство выразительного чтения" первый год обучения
Программа «Искусство выразительного чтения».
Трубач Алина Михайловна
учитель русского языка и
литературы
ОСШ № 27
город Темиртау
Карагандинская область

I. Пояснительная записка.
В Республике Казахстан Русский язык является национальным языком русского народа и официально употребляется наравне с казахским.
Современный русский язык - историческая категория, национальный язык русского народа, объединяющий как социальные, так и территориальные формы существования языка (наречные, говоры, диалекты, жаргоны, арго и т.д.) Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык.
1. Актуальность темы для школы. Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению- таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.
2. Роль и место в образовательном процессе.
Весь курс обучения «Искусству выразительного чтения» в 5 классе направлен на освоение системы языка, повышение культуры речи и формирование речемыслительной деятельности, которые выступают в тесной взаимосвязи. Программа курса предусматривает тесные связи с программой по русскому языку и литературе. Многие занятия строятся по принципу: от словарной работы (объяснение слов, введение их в собственное предложение, толкование отдельных выражений, пословиц и пр.) к диалогической речи, от беседы и диалогов к конкурсным пересказам (выборочному, связному, художественному, от другого лица), затем к выразительному чтению, собственным рассказам о писателе, художнике. Актере, герое художественного произведения.
3. Связь курса с профильными предметами. Учащиеся, прошедшие полный курс «Искусства выразительного чтения », в старших классах будут иметь необходимые знания и умения для обучения в классах с гуманитарным направлением. Содержание курса представлено вскользь в базовых курсах, поэтому данный курс позволяет сформировать практические навыки и умения по видам общения и речевым навыкам.
4. Практическое и профессиональное применение. Программа данного школьного курса включает учебный материал по условиям и видам обучения правильно поставленного голоса, способам развития речи, условиям редактирования текста, типах и строении текстов, пересказов, условием составления объявлений.
Усиление речевого аспекта программы предполагает использование учебных ситуаций общения, а также текстов как дидактических единиц. На основе связных текстов наблюдаются факты языка, усваиваются речеведческие понятия, формируются навыки создания собственного текста. Также программа подготавливает к жизненно важному выбору будущей профессии, организует пробу сил учащихся на поприще журналистики.
5. Воспитательный аспект. Государственная программа развития духовной сферы и, прежде всего системы образования, основанная в «Комплекции гуманитарного образования в Республике Казахстан» и в Послании Президента Н.А.Назарбаева «Казахстан 2030», ставит своей целью формирование и воспитание высокоинтеллигентной и высокоинтеллектуальной элиты нации, чей научно- созидательный потенциал закладывается в процессе школьного обучения. Развитию творческого воображения. Предмет риторики способствует развитию навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, инициативности, ответственности и развитие творческих способностей.
6. Цель курса.
• Основная цель обучения курса «Искусство выразительного чтения» в школах Казахстана - дать учащимся дополнительные знание о русском языке, сформировать практические навыки и умения.
• Способствовать самоопределению школьника относительно профиля.
• Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: слушании, говорении, чтении и письме. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности.
7. Задачи курса. Курс выполняет такие задачи как:
• Знакомство учащихся с новыми способами деятельности;
• Расширение багажа ЗУН по предмету русский язык;
• Обеспечение поддержки изучения базовых курсов;
• Обеспечение формирования положительной мотивации на изучение профиля;
• Обеспечение профильной ориентации
8. Количество часов. Программа составлена для общеобразовательных учебных заведений РК и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Даная программа рассчитана на первый год обучения для учащихся 5-6 классов и сохраняет возможность дальнейшее изучение данного курса в 7-8 классах.
9. Ожидаемые результаты:
учащиеся смогут -
• Определить тему или идею текста;
• Составлять простой и подробный план текста;
• Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
• Оценивать чужую и свою речь;
• Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
• Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
• Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
• Сочинять и инсценировать сказочные истории с волшебными героями и помощниками;
• Составлять и зачитывать тексты объявлений, заявлений, объяснительных, докладных, протоколов;
• Вести репортаж с места событий;
• Составлять различные типы газетной информации.

II. Содержание курса.
Тема №1. Вспоминаем изученное. 1 час.
Идет повторение пройденного в начальных классах материала.
Метод- традиционный.
Форма обучения- диалог.

Тема № 2. Качество речи. 3 часа.
Содержание: Коммуникативные качества речи. Выразительность, средства выразительности, степень выразительности.Выразительность- особое качество речи..
Выразительность… и другие качества речи.
Такая разная выразительность.

Метод- метод исследования.
Форма обучения- исследование, практическая работа, деловая игра.

Тема№ 3. Подготовленное и неподготовленное выступление. 4 часа.
Содержание: Озвученная письменная речь, признаки спонтанной речи, подготовленность устной речи и ее жанры, приемы подготовки выступления. Неподготовленное выступление.
Частично подготовленное выступление.
Подготовленное выступление.
Приемы подготовки выступления.

Методы- традиционные.
Форма обучения- Диалог, эксперимент.

Тема № 4. Подружимся с голосом. 2 часа.
Содержание: интонация голоса в зависимости от ситуации, тренируем свободное дыхание. Послушайте свой голос.
Голосовой сценарий

Методы- традиционные.
Форма обучения- Диалог, эксперимент.

Тема № 5. Чужая речь в моём тексте. 4 часа.
Содержание: Чужая речь как элемент текста. Чужая речь- рефрен. Чужая речь как лейтмотив произведения. Использование цитат. Конкурс эрудитов (чьи строки ?). Знаки препинания и интонация при прямой и косвенной речи. Что такое чужая речь?
Для чего нужна цитата?
Предложения с чужой и косвенной речью

Методы- традиционные, самостоятельная работа.
Формы обучения – Практическая работа, исследование.
Тема № 6. Инсценировка. 2 часа.
Содержание : признаки инсценировки; речевые стереотипы, культура инсценировки, сценарий. Что такое инсценировка? Структурные части инсценировки.

Методы- метод исследования.
Формы обучения- дебаты, деловая игра.

Тема № 7. Газетная информация. 3 часа.
Содержание : Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, информационные газетные жанры. Хроника, заметка.
Методы- традиционный, КСО.
Формы обучения- дебаты, деловая игра, исследование.

Тема № 8. Текст. 3 часа.
Содержание: Признаки текста, виды текстов, описание, повествование, рассуждение. В мире текстов.
Тема - микротема. Визитная карточка.
Текст о тексте.
Методы- разновозрастные группы, традиционные.
Формы обучения- практическая работа. Исследование.

Тема № 8. Сделаем себя ораторами. 4 часа.
Содержание: Правила хорошего оратора, упражнения для укрепления голоса, история ораторского искусства, известные ораторы. Дыхательные упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки.

Методы: КСО, традиционные.
Формы обучения - практическая работа, эксперимент, лекция

Тема № 9. Наша речь. 8 часов.
Содержание: Цель говорящего и вид речи. Критерии успеха и эффективности выступления. Устные информативные жанры. Приемы редактирования выступлений. Типы стилистических ошибок. Цель говорящего и вид речи.
Как добиться успеха в выступлении.
Критерии эффективности выступления.
Зачетный урок.
Повторение изученного.

Методы- традиционные, самостоятельная работа.
Формы обучения- Дебаты. Деловая игра. Исследование. Лекция.

IV. Методическое обеспечение.
1. Имеющийся материал:
А) Диагностические тесты по риторике, тестовый материал по темам курса риторики.
Б) Методические разработки для уроков:
• Методическая литература;
• Поурочное планирование;
• Наглядные пособия:
- таблицы по изучаемым темам;
- блок-схемы
• Раздаточный материал:
- практические работы;
- разноуровневые задания по изучаемым темам.
• Пособия для учащихся:
- Ладыженская Т.А. Школьная риторика. Развитие речи – М., 1998г.
- Узорова О.В., Нефедьева Е.А. 550 Правил и упражнений по риторике - М., 2004г.
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. Просвещение – М.,1989г.
- Троцкий П.С. Орфография без правил. Просвещение – М., 1991г.
2. Способ оценивания уровня достижений учащихся.
При изучении риторики основной метод – безоценочный. Выставляемые оценки- зачтено/ не зачтено. Текущие оценки выставляются в качестве поощрения.
3. Количество лекционных, практических, лабораторных работ.
Определяетс в зависимости от способа развертывания во времени и средства достижения учебных целей.
• Лекционные занятия-3;
• Практическая работа-6;
• Исследования-4.
4. Техническое и программное обеспечение:
• Аудиомагнитофон;
• Таблицы по изучаемым темам.
5. Средства коммуникации:
• Телефонная линия;
• Круглые столы.

6. Литература для учителя.
1. Ладыженская Т.А. Школьная риторика. Развитие речи – М., 1998г.
2. Узорова О.В., Нефедьева Е.А. 550 Правил и упражнений по риторике - М., 2004г.
3. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. Просвещение – М.,1989г.
4. Троцкий П.С. Орфография без правил. Просвещение – М., 1991г.
5. Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся.- М., 1996г.
6. Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. 6 класс – М., 2004 г.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: alina900044 (19.12.2010) | Автор: Трубач Алина Михайловна E
Просмотров: 2851 | Теги: задания, программа | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz