Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 11:49

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

урок русского языка в 6 классе на тему "Фразеологические обороты"
Тема урока:ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ
Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
1) Образовательная: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
2) Развивающая:формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
развивать творческие способности и образное мышление школьников;
обогащать словарный запас школьников;
3)Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и
многозначности. Урок в системе уроков: первый урок в разделе «Фразеология.
Культура речи». Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование урока: тетради, учебники, тетради-справочники, фразеологические и
толковые словари, раздаточный материал, рисунки учащихся.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя
Сегодня мы проведём исследовательскую работу над интересными словосочетаниями,
выясним, как они называются, для чего мы их используем в языке, из скольких слов
состоят, откуда пришли они, как возникли в речи. А вы представьте себя
исследователями.
Ш. Разгадывание кроссворда
Дорогие мои исследователи, приступим к нашему научному изысканию.
Первое задание. Разминка. Кроссворд.
Задание: разгадать кроссворд и определить тему урока. Кроссворд
1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика.
2.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какие?» Прилагательное.
3.Часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы «Что делать? Что
сделать?» Глагол.
4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и
простых предложений в составе сложного. Союз.
5. Раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слова. Лексика.
6. Речь двух или нескольких человек. Диалог.
7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами. Предлог.
8. Раздел науки о языке, который изучает правильное написание слов. Орфография.
9. Речь одного человека. Монолог.
10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение. Синтаксис.
11. Знак препинания. Запятая.
12. Раздел науки о языке, который изучает значимые части слова. Морфемика.
IV. Определение темы урока
Какое слово получилось в результате? фразеологизм.
На магнитную доску вешается лист с определениями фразеологических единиц.
Выдвиньте свою теорию о значении данного определения. Что вам известно о нём?
Вывод: слово «фразеология» происходит из двух греческих слов: «фразис» — выражение и «логос» — учение.
Запись в справочную тетрадь: "Фразеология - от греч. фразис -"выражение" и логос — «учение» — раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы».
V. Слово учителя
Уважаемые юные ученые! Вы, наверное, заметили, что в русском языке, да и в казахском тоже, есть такие сочетания слов, которые помогают нам выражать свои чувства, эмоции, отношение к происходящему, делают нашу речь ярче и выразительнее. Например, когда человек удивляется, говорим «сделал большие глаза»; когда ничего не делает - «сидит, сложа руки»; работает хорошо - «работать, засучив рукава»; внезапно исчезнуть -«провалиться сквозь землю».
Вопрос: Как называются эти выражения? Фразеологизмы, которые являются фразеологическими единицами или фразеологическими оборотами.
VI. Исследование «Возникновение фразеологических единиц»
Вопрос: Откуда пришли фразеоло- гические обороты в нашу речь? Расскажите о происхождении данных сочетаний.
1 группа. «Колесо фортуны». В римской мифологии Фортуной
называют богиню слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась стоящей на шаре или колесе (символ изменчивости, шаткости, нестабильности), с повязкой на глазах. В руке она держала рог изобилия, указывающий на благополучие, которое может выпасть человеку.
Выражение колесо Фортуны употреб¬ляется в значении «случайность, слепое счастье».
На магнитную доску вешается листок «Древняя Греция и Рим».
2 группа. «Медвежья услуга».
Это крылатое выражение вошло в русский язык из басни И.А.Крылова «Пустынник и медведь». Медведь; охраняя сон человека, ударил камнем муху, сидящую на лбу спящего. От этого удара пострадала не только муха, но и человек.
Медвежья услуга — это такая неумелая помощь, которая вместо пользы приносит вред.
На магнитную доску вешается листок «Крылатые выражения, пословицы и поговорки».
3 группа. «Семь пятниц на неделе».
Это образное выражение человеческого непостоянства. Так говорят о том, кто часто меняет решения, постоянно отступает от своего слова, не выполняет обещаний, то есть о человеке, на которого нельзя положиться и которому нельзя доверять. А почему из семи дней выбрана именно пятница? Дело в том, что некогда пятница была базарным днем, а потом и днем исполнения разных торговых обязательств. В пятницу, получая деньги, давали честное слово привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу, получая товар, обещали в следующую пятницу отдать за него деньги. О нарушающих эти обещания и было сказано, что у них семь пятниц на неделе.
На магнитную доску вешается листок «Исторические события».
Слово учителя: Уважаемые юные ученые! Ответьте на такой вопрос: «Что является источниками поиска ваших материалов?»
1. «Словарь Фразеологизмов» под редакцией Жуковых;
2. Книга «Язык мой - друг мой», автор Л.Т.Григорян.
VII. Работа с учебником
Чтение теоретического материала в учебнике, стр.65 параграф 34. Слайд 8.
Вопрос, из чего состоит фразеологизм или фразеологический оборот?
На магнитную доску вешается определение «Состоит из двух и более слов».
Выясняем значение слова «устойчивый» (не подверженный колебаниям, постоянный, стойкий).
На магнитную доску вешается определение «Устойчивость выражения».
Слово учителя (текущий вывод): Итак, фразеологизмы - устойчивые сочетания слов. Устойчивостью мы называем те качества фразеологизмов, благодаря которым они используются, как правило, в одном и том же составе лексических компонентов и извлекаются говорящими из памяти целиком, а не создаются заново. Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения.
VIII. Задания по группам
1 группа: записать данные фразеоло¬гические сочетания одним словом и записать это слово вместе с фразеологизмами. Составить предложение с одни из них. Объяснить пропущенные орфограммы.
Кровь с м...л...ком; бить баклуши; выв...сти на чистую воду; делат(?) из мухи слона; мастер на все руки; бр...сать слова на ветер.
2группа: подобрать к данным фразеологическим оборотам синонимы из другого столбика и записать полученные пары. Объяснить пропущенные орфограммы.
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза гляд...т
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на г..лову 3) куры не клюют
4} ни рыба, ни мясо 4) кто в лес, кто по дрова
5) рукой подат(?) 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут б) ни то ни сё
3 группа: подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика и записать получившиеся пары. Объяснить пропущенные орфограммы/
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес з...лота 2) молоко на губах не обсохло
3} семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) на всех парах
5) в ч..,с по чайной ло...ке 5) грош(?) цена
6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове чеши
На магнитную доску вешается определение «Синонимы, антонимы».
IX. Сопоставление фразеологизмов
Немой диктант
X. Работа с текстом
Задание на компьютере. Каждый участник из группы выделяют (подчеркивают) фразеологические обороты в тексте стихотворения В.Суслова и объясняют их значение.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
Бывает частенько, что слово - одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово вода. Вот был я мальчишкой, да детство
прошло. С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд: «Такой сквозь огонь и сквозь воду
пройдет». А гуси и утки — сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода. Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? Воды в рот набрал. Лентяй отдыхает, а время идет -Под камень лежачий вода не течёт. Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе
толочь». Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду\ Ты дело давай!» Работать впустую. Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом.
XI. Игра «Из мухи слона»
Можно ли из мухи сделать слона? Можно, если расположить слова, которые даны (для справки) в определенном порядке. Слайд 9.
Порядок такой: последующее слово должно отличаться от предыдущего только одной буквой^ Последовательность букв может сохраняться, а может и меняться. Например: карп - кран, а в целом карп -крап - кран.
Начните' с мухи и закончите слоном.
Слова для справки: Муха, срок, тура, стон, кара, мура, корм, урок, кора, сток, тара, слон.
Конечно, порядок нужно выбрать самим.
Ответ: Муха, мура, тура, тара, кора, корм, урок, срок, стон, слон.
Проверка задания ребят на компьютере. Тексты проецируются на интерактивную доску и проверяются.
Вопрос: Уважаемые юные ученые! Обоснуйте, какое влияние имеют фразеологические единицы на нашу речь? Наша речь становится ярче и красивее.
На магнитную доску вешается определение «ярче и красивее».
XII. Творческое задание (опережающее домашнее задание).
Фразеологический зверинец: каждая группа показывает свой рисунок, учащиеся читают подобранные фразеологизмы и представляют приготовленные тексты.
1 группа: собака.
2 группа: заяц.
3 группа: кошка.
XIII. Фразеологические единицы в современном мире
Проводится работа над «молодыми» речевыми оборотами. Благодаря развитию общества, научно-технического процесса в 20 веке появились выражения: горячая точка, первая леди, мыльная опера, чёрное золото, висеть на телефоне, час пик, выйти на орбиту.
Объясните, что они означают.
На магнитную доску вешается определение «Постоянно пополняются».
XIV. Итог урока
Уважаемые юные ученые! Подведём итоги нашего исследования. Обратите внимание на наш кластер. Подумайте, сделайте вывод по нашей теме урока. Что мы выяснили? Как называются, для чего мы их используем в языке, из скольких слов состоят, откуда пришли они, как возникли в речи?
XV. Оценивание
На столе у вас лежат листы оценки каждого участника. Оцените работу вашей группы и поставьте оценку.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: fizik (09.02.2011) | Автор: Орлова Валентина Сергеевна E
Просмотров: 9017 | Рейтинг: 3.2/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz