Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 09:27

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

ВАРИАТИВНОСТЬ РАБОТЫ СО СЛОВОМ. Н. ЗАБОЛОЦКИЙ «СЕНТЯБРЬ». (УРОК- МАСТЕРСКАЯ).
Мангуткина Гульфия Хамитовна, учитель русского языка и литературы.
Республика Казахстан, ВКО, г. Семей, ГУ «Средняя общеобразовательная школа- лицей № 7»
ВАРИАТИВНОСТЬ РАБОТЫ СО СЛОВОМ. Н. ЗАБОЛОЦКИЙ «СЕНТЯБРЬ». (УРОК- МАСТЕРСКАЯ).

Анализ поэтических произведений вызывает в школе серьезные трудности. Поэтический образ ёмок, глубок, автор многого не досказывает, рассчитывая на воображение читателя, и важнейшая задача словесника на уроках литературы – развивать творческую фантазию и ассоциативное мышление учащихся. «Что же такое точное слово в поэзии? Казалось бы, главное – назвать вещи своими именами: лес – лесом, синее – синим, большое – большим, - пишет А. Урбан в своей книге «Стихи – собеседники», - но… точность эта не совсем обычная.(1, с. 80) Поэт идет дальше самого добросовестного наблюдателя». Действительно, по-настоящему талантливый поэт видит сверх видимого еще нечто такое, что может взволновать нас, пробудить интерес к уже знакомым, много раз воспетым звездам, лесам, озерам. Читатели должны почувствовать, что мир поэзии – это прекрасный, в чем - то необычный мир. Легко ли это? Есть много возможностей разных прочтений художественного произведения. Однако популярный прием устного словесного рисования при изучении лирики ведет к прозаическому пересказу текста, и поэтическое настроение стихотворения исчезает. Также любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые разрушают целостное восприятие текста.
В этой связи уроки – мастерские дают возможность учащимся свободно работать со словом, почувствовать глубину подтекста, представить то, что нарисовал сам поэт. Принцип работы мастерской – парадокс, неожиданное знание, удивление, и обращение к творчеству Н. Заболоцкого не случайно. Каждое его стихотворение – это открытие, оригинальное, глубоко философское толкование взаимоотношений природы и человека, который открывает в ней все новые тайны, находит все новые соответствия своему внутреннему миру. Мы обратились лишь к одному стихотворению Н.Заболоцкого, чтобы провести полный лингвистический анализ текста, помочь учащимся правильно понять художественный текст через язык, «языковые дроби», из которых слагаются целые образные единицы языка, увидеть образность каждого слова. Эпиграфом к уроку взяты слова самого Н.Заболоцкого: «Слова должны ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу…»(2, с. 51) Именно так перекликаются слова в стихотворении «Сентябрь» Чудесно и знаменательно это тонкое переплетение образов девушки и деревца, смены света и тени.
Выразительное чтение стихотворения.
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

На этапе побуждения к действию звучат вопросы учителя: что можно сделать с предметом? (съесть, сломать, понюхать и т.д.)
-А что можно сделать со стихотворением?
Примерные ответы: озаглавить по-другому, подобрать другие эпитеты, переставить строчки, определить размер; увидеть, услышать, ощутить вкус, запах (ассоциации по звучанию, вкусу, запаху), почувствовать холод или тепло, найти ключевые слова, подобрать слова- ассоциации по смыслу, звучанию; определить тему, идею, нарисовать, найти стилистические фигуры, найти и расшифровать тропы.
На втором этапе работы (индукция) учащиеся выбирают любой вид работы и занимаются индивидуально или в парах. На этапе индукции создается эмоциональный настрой, включается подсознание области чувств ученика, формируется личное отношение к предмету. Учитель приглашает учеников к поиску и творчеству и перед их выступлениями предлагает поразмышлять над словами драматурга 18 века Я. Княжнина:
Читается трояким образом:
Читать и не понимать,
Читать и понимать,
Читать и понимать то, что не написано.(3, с. 72)
Задание: нарисуйте портрет третьего читателя.
- Это творческий читатель, сопереживающий, наблюдательный, с особой читательской зоркостью, умеющий понять то, что скрывается за словами. Именно такими читателями хотел бы видеть каждый учитель своих учеников.
- Он живет с автором, автор ощущает его взгляд, ждет его смеха или слез.
- это художник.
«Художник- вместилище эмоций, которые приходят к нему со всех сторон: с неба, с земли, от клочка бумаги, от очертания тени, от паутины» (П. Пикассо)
Третий этап урока – представление, или социализация. Были выбраны разные виды представления: кластеры, ассоциативные схемы, рисунки, языковой анализ. Несмотря на кажущуюся разрозненность заданий, в выступлениях учащихся прослеживается единое направление работы над словом, поэтикой Н.Заболоцкого, формулой творчества которого стала провозглашенная им триада: мысль- образ- музыка. Лирические стихотворения Н. Заболоцкого по характеру воздействия сближаются с музыкой. Музыкальность его поэзии использовалась композиторами, сочинявшими песни на стихи Н.Заболоцкого. (Звучит песня «Осеннее утро» из кинофильма «Служебный роман»)
Примерный анализ текста. Наблюдения учащихся и учителя.
Тропы. Эпитеты: серебристой изнанкой.
Олицетворения: взъерошенный тополь, орешина засияла.
Сравнения: как сквозь арку из каменных плит; словно девушка, вспыхнув, орешина; золотой, как огонь.
Метафоры: орешина- девушка; царство тумана и морока.
Стилистические фигуры. Лексический повтор: нарисуй эту девушку мне. Нарисуй, словно деревце, зыбкую…
Синтаксический параллелизм: сыплет дождик; рвется ветер; закрывается тополь.
Инверсия: на полотне золотой, как огонь, и гранатовой нарисуй эту девушку мне.
Анафора: нарисуй.
Риторические фигуры. Обращения: живописец.
Фонетические изобразительные средства.
Аллитерация: повтор согласных звуков.(н)
Царевну в венце; не навек занавешена; на заплаканном юном лице.
Создание особой выразительности, звонкости.
Что слышу: звон капель дождя, шум ветра. Ощущаю запах дождя, влаги (на заплаканном лице).Цвета: золото, гранат, серебро.
Рифма: мужская и женская.
Ассоциации по смыслу: орешина- дерево- девушка.
Ассоциации по звучанию: орешина- черешина.
Пятистишие: Орешина
Мокрая, заплаканная.
Вспыхнула, засияла, изменилась.
Молодая царевна в венце.
Девушка.
Идея стихотворения: торжество света после тьмы, яркость красок, не все потеряно, сказка с хорошим концом (даль не навек занавешена), связь человека и природы.
Учащиеся комментируют эпиграф и отвечают на вопрос: «Каким вы увидели самого автора?»
На этапе рефлексии учащиеся создают собственные тексты на основе выбранного понравившегося словосочетания. Напутствие учителя: « Вы можете написать то, что пожелаете, потому что, когда мы читаем стихотворения, они могут вызвать любые ваши воспоминания, ассоциации, которые внешне не связаны с текстом, но в этом и заслуга истинного художника: заставить нас мыслить и сопереживать».
Работа на языком лирического стихотворения многогранна. Это выяснение значения того или иного слова в данном контексте, сопоставление вариантов стихотворений (проникновение в лабораторию писателя), введение в текст пропущенных эпитетов: поиск нужных слов обостряет внимание к языку, помогает увидеть значение слов в создании образа. Наблюдения над выбором точного образного слова можно проводить на каждом уроке. Разумеется, в процессе анализа художественного текста мы привлечем внимание лишь к некоторым словам, особенно значительным в раскрытии образного содержания стихотворения. «Всякое стихотворение, - замечает Блок, - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды».(4, с. 147) Эти слова и составляют главный объект наблюдения. Таким образом, работая со словом в нашей мастерской, соединяя и сталкивая разные ряды слов, мы видим, как раскрывается смысл поэтических строк и рождается новизна в восприятии стихотворения.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Gyla (09.02.2011) | Автор: Гульфия Мангуткина E
Просмотров: 2718 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz