Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 23:22

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Авторская программа по фольклору
ГУ «Курская средняя школа отдела
образования Есильского района»

Авторская
программа
по
фольклору

Автор: учитель русского языка и
литературы Ештаева Н.П.

село Курское
февраль 2011 года
Фольклор генетически явился почвою, на которой выросло всё профессиональное искусство.
Аристотель
Пояснительная записка.
Авторская программа по фольклору предназначена для 5-7 классов.
Мотивы создания авторской программы по фольклору. Современному человеку фольклорные образы кажутся фантастическими и нереальными, действия героев таинственными. Это понятно ведь здесь мы встретимся с другим уровнем мышления, корни которого уходят в мифологическое прошлое.
И тем не менее фольклор прежде всего ценен как прогрессивное явление, обладающее огромным научно-воспитательным значением. В произведениях фольклора многосторонне освещена действительность: история, общественные отношения, быт, воззрение и идеалы народа. Фольклор, что очень важно для литературы, это ещё и высочайшее искусство слова. Фольклор занимает особое место среди других видов искусства, так как фольклор по сути дела, синтетическое искусство, соединяющее в себе особе6нности нескольких искусств. Изучение фольклора убеждает в справедливости слов, некогда сказанных М. Горьким: «Фольклор – неиссякаемый источник ценностей духовных для народа». В любой литературе мира писатели учились и продолжают учиться у фольклора. Народное искусство развивалось и продолжает жизнь по своим особенным законам, которые следует изучать в школе.

Цели программы по фольклору
• гуманизация процесса обучения
• развитие коммуникативных навыков совершенствование речи

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
дать представление о сущности фольклора как предмета
воспитать интерес и сознательное отношение к изучению фольклора
обогатить культуру общения, культуру речи учащихся, лексический запас в активном словаре учащихся
способствовать развитию патриотического воспитания учащихся
научить ребят свободно и правильно вести беседу
установить взаимосвязи русского фольклора и фольклоров других народов и зарубежных стран
научить школьников свободно находить фольклорные элементы и пониманию фольклорных традиций в творчестве великих писателей
Методы и формы,
применимые на занятиях
по фольклору.

Теория – мини лекция, доклад, сообщения, беседы,
Практика:
 развивающие игры
 творческие задания
 поэтические пятиминутки

Авторская программа по фольклору.
Кружка «Фольклорист» 5 класс.
1. Что изучается в фольклоре.

2. Фольклор как искусство.

3. Коллективное и индивидуальное начало в фольклоре ( Известные сказители: Т.Г. Рябинин, В.П. Щеголёнок, А.И. Глинка, А.Н. Королькова ).

4. Общественная ценность фольклора.

5. Жанры русского фольклора.

6. Календарно – обрядовая поэзия.

7. Обряды – одни из древнейших видов культуры.

8. Колядки.

9. Подблюдные песни.

10. Масленичные песни.

11. Веснянки.

12. Егорьевские песни.

13. Вьюнишние песни.

14. Семицкие обрядовые песни.

15. Летние обрядовые песни.

16. Осенние обрядовые песни.

Мероприятия кружка.
1. Выпуск газеты «Фольклорист»

2. Фольклорный праздник «На вечерках»

3. «Пришла Коляда! Здравствуй, коляда!»
(рождественский и святочный обряд)

4. Игра – викторина «От зимних святок до зеленых…»

5. «На златом крыльце сидели» фольклорная игротека

6. Итоговые занятия (подведение итогов занятия по фольклору)

Итого за год
68ч

Авторская программа по фольклору.
Кружка «Фольклорист» 6 класс.

Содержание и структура

1. Что изучается в фольклоре(повторение). Викторина по календарно – обрядовой поэзии.

2. Семейно – бытовая обрядовая поэзия.

3. Поэзия, связанная с рождением человека.

4. Свадебные обряды (причитания невесты, свадебные песни, приговоры дружек).

5. Похоронные и рекрутские обряды.

6. Заговоры (исполнение заговоров, тематика, композиция).

7. Пословицы (определение жанра, собирание пословиц, общественная ценность пословиц).

8. Поговорки (жанр, изучение поговорок, содержание и художественная форма, связь поговорок с другими жанрами).

9. Загадки (определение жанра, собирание, издание и изучение загадок, содержание загадок, художественные особенности, связь загадок с другими жанрами).

10. Сказки (определение жанра, собирание сказок, классификация сказок, сказки о животных, волшебные сказки, социально–бытовые сказки).

11. Предания (определение жанра, собирание преданий, темы преданий, древнейшие предания. Предания 16-17 веков.

12. Легенды (жанр, классификация легенды, художественные особенности).

13. Былины (определение жанра, собирание и публикация былин).

14. Детский фольклор (понятие о детском фольклоре, детский игровой фольклор, внешнеигровой детский фольклор, детский фольклор, заимствованный у взрослых).

15. Праздник детского фольклора (устный журнал)

16. Урок – КВН (выявить уровень знаний).

17. Праздник СКАЗКИ.

18. Итоговые уроки
(подведение итогов. Выпуск стенгазеты)

Итого за год
36ч

Авторская программа по фольклору.
Кружка «Фольклорист» 7 класс.
Содержание и структура

1. Жанры русского фольклора

2. Исторические песни ( жанровые особенности исторических песен, происхождение песни о гневе Ивана Грозного, песни о Ермаке, песни о Степане Разине, песни о Емельяне Пугачёве, песни 19 века).

3. Балладные песни ( жанр, семейные баллады, исторические баллады, любовные баллады, социально-бытовые баллады, художественное своеобразие баллад).

4. Протяжные лирические песни (жанр, композиция, любовные песни, семейно – бытовые песни, песни о солдатчине, разбойные песни).

5. Частушки (жанр, происхождение частушек, содержание, поэтика частушек).
Литература и фольклор

6. Фольклорные заклички, песенки, приговоры (из русского фольклора). Литературные кричалки, тараторки, веселки, звенелки, шумелки.( А.С. Маршак, В. Левин, Я. Аким, Б. Заходер).

7. Фольклорные потешки, прибаутки, забавные вопросы. Литературные стихотворения – шутки (Д. Хармс, Э. Мошковская, В. Берестов).

8. Фольклорные перевертыши, хохотальная путаница (К. Чуковский, И. Токмакова, Ю. Мориц, Б. Заходер).

9. Фольклорные считалки. Литературные считалки (С. Михалков, В. Левин, В. Инбер, А. Милн).

10. Фольклорные дразнилки. Литературные дразнилки
(К. Чуковский, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто).

11. Фольклорные загадки. Литературные загадки (С. Черный, В. Левин, О. Григорьев).

12. Потешные фольклорные сказки. Литературные сказки (Э. Лир,
А. Милн, Б. Заходер).

13. Внеклассные мероприятия «Образ кота в литературе и истории»

14. Лингвистическая сказка (Анализ лингвистической литературы. «Русский язык в школе», «Русский язык и литература» (Композиция, классификация лингвистических сказок, задачи лингвистической сказки, алгоритм написания сказки).

15. Анкетирование в 5-6 классах. Лингвистическая сказка. Анализ авторских лингвистических сказок в современных учебниках. «Русский язык» 7 класс «Атамура» 2006г (Анализируемые темы – причастие, деепричастие, наречие, служебные части речи)

16. К неделе русского языка – рукописный сборник лингвистических сказок «Сказка – ложь, да в ней – намек». Авторы – учащиеся 7 класса:
- Есержанова А. «Ода глаголу»
-Нигматулин Д. «Имя прилагательное»
-Капина А. «Безличность глагола»
-Богданов П. «Сказочка о причастии»
-Кузенова М. «О возвратности глагола»
-Поведа К. «Размышление о временах»
-Ахмедова Д. «Мир частей речи»

17-18. Работа над научным проектом
«Жили - были… или лингвистическая сказка»

19. Итоговые занятия. Подведение итогов.

Итого за год
36ч

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Вик (10.03.2011) | Автор: Ештаева Наталья Петровна E
Просмотров: 3506 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz