Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 09:35

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Урок русской словесности в 6 классе по произведению Р.Стивенсона "Вересковый мед"
«ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД» Р. СТИВЕНСОН. 6 класс

ЦЕЛЬ: развить критическое отношение к окружающему миру через стратегии технологии РКМЧП
Задачи:
1. Знать содержание баллады «Вересковый мед», особенности ее литературного жанра; познакомиться с биографией писателя.
2. Уметь работать с текстом художественного произведения; прогнозировать события по «ключевым словам»;
3. Воспитание любви и уважения к Родине; воспитание казахстанского патриотизма.

Оборудование: бланки «Бортовой журнал», интерактивная доска, музыка, тексты произведения, маркеры, бумага.
Стратегии: «ассоциации», «чтение с остановками», «прогнозирование», «мини-эссе»

ХОД УРОКА
«ВЫЗОВ»

«МОЗГОВАЯ АТАКА»
• Звучит шотландская музыка.
• - Ребята, закройте глаза и вслушайтесь в музыку, какие картины у вас возникают? (фронтально). Как вы думаете, музыка какого народа сейчас прозвучала?
• - Это шотландская музыка. А что вы знаете о Шотландии? (запись на доске ключевых слов)
• - Ребята, но мы ведь с вами на уроке литературы! Так почему же мы завели разговор о Шотландии?(учащиеся предполагают)
• Сегодня мы познакомимся с произведение, которое называется «Вересковый мед». Как вы думаете, о чем будет идти повествование. Напишите. (индивидуально – парно- группа)(предположение записывается на доске)

«ОСМЫСЛЕНИЕ»

• СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного английского писателя Роберта Луиса Стивенсона. Он родился в Шотландии 13 ноября 1850 года, в Эдинбурге, в обеспеченной семье. Много из того, чем по праву гордятся шотландцы, было ему присуще: удивительное мужество, целеустремлённость, сила воли, азартность и романтичность. И ещё – бунтарство, необыкновенная сила духа и чувство собственного достоинства. Всю жизнь Роберту Льюису приходилось бороться за выбранную ещё в детстве профессию писателя, за свою любовь и просто за жизнь. Он вырос в суровой пуританской семье, дед и отец его были инженерами – строителями маяков, поэтому вполне объяснимо, что юного Роберта притягивало всё, что было связано с морем. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях. Всё это питало воображение мальчика и будило любовь к родному краю, к истории Шотландии: яркой, контрастной, мрачной, полной романтизма и трагичности. Жизнь писателя не была простой. По наследству от матери Роберту досталась тяжелая болезнь – туберкулёз, и он был надолго прикован к постели.
“Детство моё, по правде, было безрадостное. Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи. Мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага”.
По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном, а затем на юридическом факультетах Эдинбургского университета и даже получил звание адвоката. Из-за ухудшения здоровья Стивенсон уезжает во Францию. Всё что он видит, он пишет на бумаге. Преодолев сопротивление родных он стал таки писателем.
“Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил”.
Сражаться с судьбой ему приходилось постоянно не на жизнь, а на смерть в прямом смысле этого слова. Вот предписание врача для 24-летнего Роберта: “Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить”.
Итак, ему противопоказаны волнения – он то и дело попадает во всяческие передряги. Ему запрещено движение – он плавает на каноэ и пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом по собственному плану на острове Самоа в Тихом океане.
“В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и мне кажется, я с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью.
Четыре года Стивенсон с семьёй прожил на острове Самоа, и о том, как любили и уважали его местные жители-туземцы, говорит такой факт: чтобы похоронить его, специально – в полном молчании по обету – добровольно они прорубили сквозь тропический лес тропу на вершину самой высокой горы Веа. И там, на могильном камне, были выбиты строки из стихотворения Стивенсона «Реквием»
В основу баллады Стивенсона положена народная легенда о пиктах - древнейшем из известных народов, населявших Шотландию. Это был таинственный народ, населявший Северную часть Шотландии. Одним из основных занятий согласно древней легенде было изготовление меда. Поэтому их еще называли медоварами. А мед у пиктов был не простой, а вересковый. Вереск- это невысокое растение, очень распространенное в Шотландии.

• Какими вы представляете себе пиктов? Как они выглядели? Опишите.

«ОСМЫСЛЕНИЕ»
• Звучит музыка из к\ф «Храброе сердце»

• Стратегия «Чтение с остановками» (Что будет дальше и почему?)

ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД

Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.

В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.

Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.

На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый - на живом.

1. Какое событие произошло?
2. Какой эпитет подбирает в характеристике шотландского короля автор произведение? (безжалостный)
3. А почему пикты «бедные»? Как автор относится?

Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.

В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.

Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.

Король глядит угрюмо:
"Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!"

Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.

Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет, --
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.

К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.

Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.

Гневно король промолвил:
-- Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!

• (Что будет дальше и почему?)

Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море - катились валы.

И вдруг голосок раздался:
- Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь!

• Кто решил поговорить с королем и о чем?

Старость боится смерти.
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну! -
Карлик сказал королю.

Голос его воробьиный
Резко и четко звучал:
-Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал!

Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему нипочем.
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.

Пускай его крепко свяжут
И бросят в пучину вод,
А я научу шотландцев
Готовить старинный мед!

• Что вы сейчас чувствуете? Почему? Как вы относитесь к поступку отца? Почему он так поступил?

Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.

Волны над ним сомкнулись.
Замер последний крик...
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик.

- Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды.
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.

А мне костер не страшен.
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна -
Мой вересковый мед!

• Ожидали ли вы такой развязки сюжета?
• Символом чего является «вересковый мед»?
• Почему вересковый мед «святая тайна»? Как вы относитесь к поступку отца? Какие поступки и качества пиктов прославляются в балладе?
• Во имя чего совершает старик подвиг?
• В каком жанре написано данное произведение? (Баллада. По каким признакам вы это определили? Литературный жанр)
• Выразительное чтение баллады учащимися, с последующим заполнением таблицы на доске (3 графа)

Мое предположение Работа с текстом Совпадает или нет
Шотландия Скалистые берега
Вересковое поле
Горы
Море
В море катились валы
Сильный воин
Пикты Малютки-медовары
Жили в пещерах под землей
Старый горбатый карлик и мальчик 15 лет
Голос воробьиный

Сюжет, основная идея произведения
Вереск – символ Родины для шотландцев. Ради Родины жизни не жалко!!

«РЕФЛЕКСИЯ»

• А сейчас давайте вернемся к ключевым словам. Стоят ли они в той последовательности, в какой развивался сюжет произведения? Расставим их правильно.


МАЛЮТКИ-МЕДОВАРЫ, КОРОЛЬ ШОТЛАНДСКИЙ БЕЗЖАЛОСТНЫЙ К ВРАГАМ, БЕДНЫЕ ПИКТЫ, ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД, МОЯ СВЯТАЯ ТАЙНА,

• А какие слова тут самые главные, в каких заключена главная идея произведения?
• Чем была Шотландия и для Стивенсона и для пиктов? (Родиной)
• Урок подходит к концу и теперь, ребята, вы может просмотреть нашу таблицу.
• Если у вас есть вопросы, на которые вы не получили ответ, запишите его в журнале. Это и будет частью домашнего задания.
• Ну, а завершая урок, нельзя не вспомнить о нашей великой Родине Казахстан! Она тоже прошла трудный путь! И вот в этом году она будет отмечать замечательный праздник. Какой? А что принято делать в день Рождения? (Дарить подарки и желать). Самым хорошим подарком будет, что? (Если мы будем хорошо учиться). А что хотели бы вы пожелать нашей Родине? (мини-сочинение о группы)

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Анна75 (09.04.2011) | Автор: Ардельян Анна Николаевна E
Просмотров: 6616 | Рейтинг: 3.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz