Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 06.12.2016, 13:10

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

урок внеклассного чтения по произведению Л.Андреева "Кусака"
ГУ «Зареченская средняя школа»
Евтух Лариса Леонидовна-
учитель русского языка и литературы
1 категории
2010- 2011 учебный год

Тема: « Мы в ответе за тех, кого приручили»
(по рассказу Л. Андреева «Кусака»)
Цели:

1. Применяя метод целенаправленного чтения с последующим критическим анализом, развивать у учащихся навыки работы с текстом, обучать их вдумчивому чтению, выявлению главной мысли в тексте; познакомить с темой любви человека к братьям нашим меньшим.

2. Развитие навыков рассуждения, свободного высказывания своей мысли, формирование коммуникативных качеств личности;

3. Воспитание чувства любви к природе и гуманного отношения к ней; формирование активной жизненной позиции; воспитание интереса к чтению.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Оборудование урока: раздаточный материал (текст рассказа «Кусака»); слайдовая презентация по творчеству Л.Андреева; цветные фишки.

Технология: критическое мышление через чтение и письмо

Ход урока.

1. Вызов
«Воображение»
Создание миниатюры из 4-5 предложений о четвероногом друге
Чтение по одной от группы
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Слово учителя о Леониде Андрееве, сопровождающееся слайдовой презентацией.
«Чтобы понять, есть ли у животного душа,
надо самому иметь душу».
Альберт Швейцер

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе, попробуйте предположить, опираясь на эпиграф к уроку.
(прогнозирование)

2. Осмысление

Стратегия «Направленное чтение»

1. Чтение 1 главы рассказа.
Страница 1.

Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда гонимая голодом, она показывалась на улице, - ребята бросали в неё камнями и палкам. Не помня себя от страху, она мчалась на край посёлка и пряталась в глубине сада, в одном известном ей месте. Там она зализывала раны и ушибы, и в одиночестве копила страх и злобу.
Только один раз её пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его взгляд.
- Жучка! – позвал он её именем, общим всем собакам. – Жучка! Поди сюда, не бойся!
Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил:
- Да подойди, дура! Ей-богу, не трону!
Но, пока собака колебалась, всё яростнее размахивая хвостом, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесённые ему человечеством, почувствовал скуку и злобу, и когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога.
- У-у, мразь! Тоже лезет!
Собака завизжала, больше от неожиданности, чем от боли, а мужик, шатаясь побрёл домой.
С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать её. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила её, выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улёгшись на своё место, она всё ещё злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость.
Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонёк: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч.

- Соответствует ли начало рассказа вашим предположениям?
- Почему Кусака копила страх и обиду?
- Почему она перестала доверять людям?
- Выразите своё настроение после прочтения 1 главы цветной фишкой.
- Почему преобладают тёмные оттенки?
- Как вы думаете, что произойдёт дальше? (прогнозирование)

2. Чтение 2 главы рассказа
Страница 2.

Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колёс и грузным топотом людей, переносящих тяжести. Приехали из города дачники, целая весёлая ватага взрослых, подростков и детей, опьянённых воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеясь высоким женским голосом.
Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях всё видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву лицом к горячему солнцу.
- Вот весело-то! – сказала и закружилась. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины.
- Ай, злая собака! – убегая, крикнула девушка, и долго ещё слышался её взволнованный голос:
- Мама, дети, не ходите в сад, там собака! Огромная! Злющая!..
Приехавшие дачники были добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало их ещё добрее. Теплом входило в них солнце, выходило смехом и расположением ко всему живому. Сперва они хотели прогнать собаку и даже застрелить её из револьвера, если не уберётся; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали:
- А где же наша Кусака?
Новое имя «Кусака» так и осталось за ней. С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И та же гимназисточка Лёля, забывшая обиду, окончательно ввела её в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей…
- Я тебя люблю, Кусачка, я тебя люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка?
И Кусачка второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят её или приласкают. Но её приласкали. Маленькая, тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча…
И когда все наперервы стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.
Всею своею душой расцвела Кусака.

- Почему Кусака вцепилась в подол платья девочки?
- Почему Кусака долго не шла на контакт с дачниками?
- Как вы понимаете слова «у неё отняли её непримиримую злобу»?
- Как сложится жизнь собаки? (прогнозирование)

3. Чтение 3 главы рассказа
Страница 3.

У неё теперь было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно для счастья собаки?
С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей жизни, она ела очень мало, но и это изменило её до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. И когда она от нечего делать выбегала к воротам, становилась у порога и важно осматривала улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в голову дразнить её или бросать камнем.
Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапы, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела.
Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, и Кусака начала делать то, что когда-нибудь видела у других собак, но уже давно забыла. Она неловко кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя.
- Кусачка, милая Кусачка, поиграй!
И Кусака вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте.
Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определённый час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно ложилась на своё место под террасой и уже сама искала и просила ласк. И отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали её с собой в лес, уклончиво и незаметно исчезала. Но по ночам всё так же громок и бдителен был её сторожевой лай.
Жёлтыми огнями загорелась осень.
- Изменилась ли Кусака?
- Забыла ли она про свои былые обиды? Почему нет?
- Привыкла ли Кусака к своей новой жизни?
- Какие краски преобладают в этой главе? Какими оттенками вы бы оценили эту главу?
(прогнозирование)

4. Чтение 4 главы
Страница 4.

Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.
- Как же нам быть с Кусакой?- в раздумье спрашивала Лёля.
- А Кусаку придётся оставить, - сказала мама.
- Жалко, - протянула Лёля.
- Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь.
- Жалко, - повторила Лёля, готовая заплакать.
- Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А это что – дворняжка!
- Жалко, - протянула Лёля, но не заплакала.
Лёля вышла в сад, позвала Кусаку: «Пойдём со мной!»
И они вышли на шоссе. Дождь то принимался идти, то утихал, и всё пространство между почерневшею землёй и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как они тяжелы и непроницаемы для света от насытившей их воды и как скучно солнцу за этою плотною пеленою. ..
Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.
- Скучно, Кусака! – тихо проронила Лёля и, не оглядываясь, пошла вперёд.
И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.

- Как вы оцениваете поведение Лёли?
- Почему семья девочки не взяла с собой Кусаку?
- Что произойдёт с Кусакой? (прогнозирование)

5. Чтение 5 главы
Страница 5.

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она проделала штуку, которой никто, однако, не видел: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго ещё боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.
Наступила ночь.
И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем.
Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу.
Собака выла.

- Какие чувства и переживания возникли у вас после прочтения заключительных строчек рассказа?
- Каково ваше настроение? Какими фишками вы его можете проиллюстрировать? Почему?
- Ожидали ли вы такой развязки?
- Какова главная идея рассказа? Что хотел нам сказать автор историей Кусаки?

3. Рефлексия.

Стратегия «Последнее за мной»
Группы составляют свой конец рассказа, отражая свою точку зрения на проблему, поставленную в рассказе. (обсуждение)

Обращение к сочинениям-миниатюрам, составленным в начале урока. Что бы вы добавили после того, как познакомились с историей Кусаки?

Если вы не станете так просто, от нечего делать, лишать жизни животных, которые находятся с нами рядом, если не срубите дерево, не посадив взамен другого, и ваши дети в будущем тоже будут беречь наш общий дом- прекрасную планету земля, то я думаю, что сегодняшний урок не прошёл зря.

Итог работы на уроке выразить с помощью цветных фишек:
Красная – урок понравился,
синяя – встретились трудности, но я их преодолел,
зелёная – я работал, поглядывая на часы.

Я хочу подарить вам вот эти маленькие сердечки, чтобы они напоминали вам, что мы люди, а это значит - у нас есть сердце, и в нём найдётся местечко для любви ко всему живому на планете Земля.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: evtuh_ll (13.04.2011) | Автор: Евтух Лариса Леонидовна E
Просмотров: 5905 | Рейтинг: 4.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz