Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 12:43

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

урок русского языка "Местоимение"
ГУ «Зареченская средняя школа»
Есильский район
Акмолинская область
учитель русского языка и литературы
Евтух Лариса Леонидовна

Открытый урок по теме «Местоимение. Систематизация и обобщение изученного».
Класс: 6
Цели:
1. Систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока; совершенствовать навыки определения морфологических признаков местоимения; повторить основные орфограммы, связанные с правописанием местоимений;
2. Развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
3. Воспитание любви к изучению произведений великих гениев русской и казахской литератур – Пушкина и Абая; нравственное воспитание учащихся на примерах произведений этих поэтов.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала
Вид урока: ролевая игра «Заседание учёного совета»
Наглядность: выставка «Гении двух культур», распечатанные материалы по теме урока, словарные слова, жетоны трёх цветов для определения уровня знаний учащихся .

Ход урока

1. Организационный момент.
Психологический настрой:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться,
Я хочу учиться и радуюсь этому
Внимание моё растёт,
Голова мыслит ясно,
Я начинаю учиться!

2. Работа по теме урока.

2.1. Вступительное слово учителя:
- Ребята, мы закончили изучать большую и сложную тему «Местоимение». Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать изученное по теме. Вы должны показать свои знания по следующим вопросам:
• Определение местоимения как части речи ( докладчик Кыздарбеков Амиржан);
• Постоянные и непостоянные признаки местоимений (докладчик Петраш Вероника);
• Синтаксическая роль местоимения и употребление местоимений в речи (докладчик Лопатин Владимир);
• Правописание местоимений (докладчик Укубасова Алия).
Урок мы проведём в форме заседания учёного совета. Членами совета будут все учащиеся класса. Функции – участвовать в обсуждении вопросов, советоваться, общаться. Председатель совета: я (учитель), докладчики были названы, рецензенты, секретари (слабые учащиеся, они заполняют «протоколы» ученого совета).

Значение Морфологические признаки Синтаксические признаки
постоянные непостоянные Роль в предложении Правильность употребления в речи

2.2. Слово председателя учёного совета
- Уважаемые коллеги, заседание учёного совета считаю открытым. Для начала предлагаю рассмотреть предложенные материалы в игре «Агенство Шерлока Холмса». Операция называется «Где спрятались местоимения?»
Ребятам предлагаются картинки с изображением цветов, деревьев, мыши, камыша, почтальона, самолёта, таблеток и др.



Ребята называют спрятанные там местоимения. Итак, местоимения найти можем, а что же мы знаем о них?
2.3. Слово предоставляется докладчику Кыздарбекову Амиржану. Он осветит вопрос об определении местоимения как части речи.

Слово предоставляется членам учёного совета. Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполнит практическую работу.

Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся к творчеству двух замечательных людей. Каких вы думаете? Почему именно их произведения я взяла за основу наших практических работ?
Велико творчество Абая. И есть среди его произведений поистине уникальное. «Слова назидания». Все слова этой книги можно сгруппировать вокруг нескольких тем, одна из которых – это рассуждения и наставления Абая об образовании, знании и воспитании. Одно из этих слов я предлагаю для практической работы.

Задание: Прочитать отрывок, выписать все местоимения и определить разряд.

Разница между умными и глупыми людьми представляется мне своеобразным мерилом для сопоставления противоречивого.
И действительно, умный человек стремится познать окружающий мир и принести пользу людям: уши его открыты советам, а память – кладовая светлой грусти. Он постоянно увлечён и ищет в жизни удивительное, необычное, и дни его поисков представляются ему потом самым прекрасным временем его жизни. … Он не жалеет о своём прошлом.
Глупый же не найдёт своего места в жизни. Он увлекается чем попало, заполняя дни бесплодными, бесцельными затеями. Молодость не вечна, но глупец не задумывается над этим. … И однажды, слишком поздно, замечает – время согнуло его, лучшие годы прошли в собачьих хлопотах, а старость омрачена горьким раскаянием.
Из «Слов назидания» Абая

2.4. Слово предоставляется Петраш Веронике. Доклад «Морфологические признаки местоимений». Обсуждение. Вопрос исчерпан, весь состав учёного совета выполнит практическую работу.
Следующая практическая работа приблизит нас к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина, мы будем работать с отрывками из его замечательных стихотворений.

Задание: выписать местоимения и определить их непостоянные признаки.

Вьюга мне(_____________) слипает очи;
Все (_______________) дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы (___________). Что делать нам (_________)!
В поле бес нас (____________) водит, видно,
Да крутит по сторонам.
- Какому произведению Пушкина созвучно это стихотворение?
- Что общего между стихотворением и повестью «Метель»?

Мой (__________) первый друг, мой (_______________) друг бесценный!
И я (____________) судьбу благословил,
Когда мой (_____________)двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой (_____________) колокольчик огласил.

2.5. С докладом выступит Лопатин Владимир «Синтаксическая роль местоимений и употребление их в речи». Обсуждение. Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета выполнит практическую работу.

Задание: Игра «Говорите по-русски». Найти грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений. Предложение правильных вариантов.

Ихний ребёнок много читает, особенно произведения Абая.
У его (Пушкина) хорошее образование.
Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.
Мы пошли к ему в гости.
Задание: синтаксический разбор предложения: Абая и его творчество знают читатели всего мира.

2.6. Доклад «Правописание местоимений» (Укубасова Алия.), обсуждение, выполнение практической работы.

Ребята, какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Чему учат сказки?
Сейчас вам предстоит работа над выборочным диктантом. Я читаю предложения из сказок Пушкина, вы выписываете местоимения и объясняете их правописание.

1. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2. Видит девица, что тут
Люди добрые живут…
Никого меж тем не видно

3. Пригрожу сама я псу
И кое-что тебе снесу….

4. Нами ты была любима
И для милого хранима –
не досталась никому,
только гробу одному.

5. Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов
Не видать ничьих следов…

6. Свадьбу тотчас учинили
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира.

7. Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу!

8. И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной…

9. Ещё ничей в его обитель
Не проникал доныне взор…

10. На склоне тёмных берегов
Какой-то речки безымянной,
В прохладном сумраке лесов,
Стоял поникшей хаты кров…

3. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Уважаемые коллеги, все вопросы, представленные на рассмотрение учёного совета, освещены. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Вы хорошо знаете, что такое местоимение, умеете определять постоянные и непостоянные признаки этой части речи; роль в предложении; умеете видеть и писать орфограммы, связанные с правописанием местоимений. Сегодня вы ещё раз услышали произведения двух замечательных поэтов – Абая и Пушкина. Надеюсь, этот урок вам надолго запомнится.

Сейчас вам предстоит поработать с цветными фишками и выразить своё отношение к прошедшему уроку. Красная – урок понравился, синяя – встретились трудности, но я их преодолел, зелёная – я работал, поглядывая на часы.

4. Домашнее задание.
1. Словарный диктант 5 – 10 слов «Правописание неопределённых местоимений».
2. Составить тестовые задания по теме ( 5 – 7 вопросов)

Категория: Русский язык и литература | Добавил: evtuh_ll (13.04.2011) | Автор: Евтух Лариса Леонидовна E
Просмотров: 7346 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz