Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 01:26

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Приминение игр на уроках русского языка
Игры на уроках русского языка
Шелудько Е.В., учитель русского языка
и литературы средней школы имени Н.Лут
с.Митрофановка Уланского района
Восточно-Казахстанской области

Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский.
Удовольствие, забава, потеха, шутка, смех. Синонимический ряд слова «игра» можно продолжить и дальше. Весь этот ряд указывает на восприятие термина: он соответствует понятиям о шутке и смехе, лёгкости и удовольствии, указывает на связь с положительными эмоциями.
Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра для детей, прежде всего, увлекательное занятие. Игра - твор¬чество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредота¬чиваться, мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся. Они с удовольствием познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Игра развивает самостоятельность, инициатив¬ность, воспитывает чувство коллективизма. Чтобы повысить интерес к урокам русского языка, создать психологическую готовность детей к речевому общению, используются различные игры.
Игра развивает познавательную актив¬ность учащихся, создает бодрое рабочее настроение, несет в себе немалое нравствен¬ное начало, ибо овладение языком - это радостный, творческий и коллективный труд. Хочу предложить вам несколько игр, используемых мною при проведении уроков и внеклассных мероприятиях.
Игра «Грамматический бой» разра¬ботана по аналогии с известной игрой «Морской бой». Для ее проведения уча¬щихся можно объединить по парам или по группам в четыре-пять человек. Если играющих немного, то каждый может играть сам за себя.
I этап. Записать за определенный заранее учителем промежуток времени как можно больше слов, в которых встречаются различные орфограммы.
II этап. По очереди представители команд называют записанное слово, объясняют его правописание. Все, у кого есть слова, которые подчиняются этому правилу, встают, называют сло¬во, вычеркивают его. Один ученик на доске записывает названные слова, остальные учащиеся производят запи¬си в тетради. Следует заранее условить¬ся, что, например, словарные слова составляют одну группу, слова с глас¬ными, проверяемыми ударением, - дру¬гую, если речь идет о чередовании глас¬ных, то каждое чередование выделяется особо, и т.д. В случае, когда ни у кого нет слова с данной орфограммой, «выст¬рел» не попал в цель. Слово может быть «ранено» и продолжить участие в игре, если в нем несколько орфограмм. Воз¬можна передача «хода» команде, у ко¬торой встретилось такое слово, и рабо¬та со следующим правилом.
III этап. Учащиеся подсчитывают, сколько слов осталось невычеркнутыми. Выявляется команда, у которой больше слов. Совместно с классом про¬веряется, нет ли среди этих слов тех, которые должны быть вычеркнуты. По желанию учителя все слова или часть их записываются и комментируются.
IV этап. Перед тем как объявить по¬бедителя, производится взаимопровер¬ка записей в тетради. За каждую ошиб¬ку снимается балл.
Подобную игру можно проводить и при изучении отдельного правила. В этом случае ученикам предлагается за¬писать как можно больше слов на дан¬ную орфограмму, повторяющиеся сло¬ва вычеркиваются. Игру можно провес¬ти быстрее, если дать на дом задание подготовить определенное количество слов для «Грамматического боя».
В основу следующей разработки лег¬ла телеигра «Два рояля». На доске спря¬тано трудное слово — желательно, что¬бы в нем было как можно больше орфограмм Например, не при кос нов енн ый. Каждая часть обозначена цифрами.В игре участвуют две команды или два ученика. Один из учеников называ¬ет цифру, на доске открывается часть слова. Учащийся вспоминает правило, приводит три примера, подтверждаю¬щих его, примеры записываются на доске и в тетрадях. В ходе игры можно поработать также и над значением при¬ставок и суффиксов и предложить при¬вести примеры слов с данными при¬ставками и суффиксами. Если команда или играющий не могут вспомнить пра¬вило - переход хода. Не могут привес¬ти примеры - переход хода. Выигрыва¬ет тот, кто первым угадает слово.
На дом можно дать задание подо¬брать слова для проведения игры.
Для расширения кругозора до¬школьников используется игра «Быва¬ет и не бывает». Можно перенести ее и на уроки русского языка. Учащиеся де¬лятся на команды по 4-5 человек. За определенный учителем промежуток времени играющие составляют или вспоминают предложения, в которых повторяется изученный материал. Све¬дения, привлекаемые для игры, могут относиться к любому разделу: орфо¬графии, пунктуации, лексике, стилис¬тике и т.д. Среди верных утверждений должны попадаться неверные. Количест¬во тех и других определяют члены ко¬манды. Затем - по кругу — сведения предоставляются соперникам, которые должны согласиться с данными утверж¬дениями или опровергнуть их, приве¬дя необходимые объяснения. При под¬ведении итогов учитываются количест¬во правильных ответов, уровень слож¬ности задаваемых вопросов и степень участия каждого члена команды.
Дети дошкольного возраста играют также в игру «Я знаю... пять имен дево¬чек, ...пять имен мальчиков... и т.д.». На уроке эта игра будет выглядеть так. Уча¬щиеся, разделившись на команды, при¬думывают задания соперникам. «Я знаю пять имен существительных общего рода...», «Я знаю пять имен прилагатель¬ных с суффиксом -ан-», «Я знаю пять синонимов к слову...» и тому подобное. Затем по кругу предлагают другим на¬зывать пять обозначенных в задании слов. Задающие должны иметь свои ва¬рианты ответов, и в случае, если со¬перники не справляются, или по просьбе учителя, назвать их. По ходу игры некоторые или все слова могут быть записаны на доске или в тетради.
Так же, как и в предыдущей игре, при подведении итогов учитываются пра¬вильность ответов, уровень сложности заданий и участие каждого члена коман¬ды.
Давно используется учителями та¬кой игровой прием, как эстафета. Не¬достаток его вижу в том, что во время выполнения задания одним учеником остальные бездействуют. Я попробова¬ла разработать такую модель урока-эс¬тафеты, при которой заняты будут все учащиеся. Класс делится на три коман¬ды по рядам.
I этап. Опрос по изучаемой теме.
II этап. За определенное учителем количество времени играющие выпи¬сывают в тетрадь слова с заранее услов¬ленной орфограммой и письменно объясняют условия ее выбора. Для этой цели используются словари, учебники, записи на доске или заранее отпеча¬танные списки слов, которые лежат на каждой парте. Необходимо построить работу так, чтобы учащимися разных команд были задействованы разные слова. Эту работу можно предложить выполнить дома с целью экономии вре¬мени.
III этап. Каждый ученик пишет на заранее выданном листочке слово, про¬пускает букву на месте изучаемой орфо¬граммы. Затем передает листочек впе¬реди сидящему - 1-й вариант, сзади сидящему — 2-й вариант, получает вза¬мен другой листочек и пишет следующее слово. На одном листочке слова не должны повторяться. По сигналу учи¬теля работа прекращается, на листоч¬ках обозначается ряд, листочки соби¬раются.
IV этап. Работы первой команды раздаются второй, работы второй -третьей, работы третьей - первой. Во время сбора и раздачи заданий воз¬можны проведение опроса, шуточной викторины, заслушивание заранее приготовленных небольших сообще¬ний учащихся. Далее листочки дви¬гаются по кругу, как и в первом слу¬чае, только на этот раз участники-" игры вставляют буквы и графически объясняют условия их написания. Выбирать и пропускать слова нельзя. Номер ряда обозначается.
V этап. Еще раз между командами происходит обмен листочками. Произ¬водится проверка правильности напи¬санного. Для этой цели "можно разре¬шить учащимся прибегнуть к помощи справочного материала. Проверяющий подписывает работу. Слова, в кото¬рых были сделаны ошибки, комменти¬руются и записываются в тетрадь в ис¬правленном виде. Целесообразно так¬же выяснить, в написании каких слов учащиеся встретили затруднения, и поработать над ними.
Итог игры учитель объявляет после проверки всех заданий. Он сможет оце¬нить и знания отдельных учеников по качеству проверки.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: elena_1970 (03.12.2011) | Автор: Шелудько Елена Владимировна E
Просмотров: 977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz