Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 21:40

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Урок русского языка "Местоимение как часть речи"
Тема урока: Местоимение как часть речи.
Цели:
1. Познакомить учащихся с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи; учить осознанному употреблению местоимений в речи.
2. Развивать умение сравнивать и делать выводы, редактировать текст.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: сигнальные карточки, тексты заданий, таблицы «Говори грамотно», «Пиши грамотно».
Ход урока:
I. Орг. момент. Психологический настрой.
- Прозвенел звонок. Внимание!
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка?
- Проверили? Садитесь.
- Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.
II. Говори грамотно.
Добыча, издавна, звонят, завидно, изредка
Учащиеся читают слова сначала по одному, а затем хором.
III. Пиши грамотно.
[м'и Л О д' И й'а] [м' итал]
[ м' из' и н' и ц] [б а н а н] [ав'ос]
- Прочитайте слова. Запишите слова буквами.
IV. Орфографическая минутка.
Несколько ребят работают по карточкам, остальные читают слова, написанные на доске:
Скорос...ной, повис..нуть, интерес..ный, вес..ник, опас..ность, хрус..нул, вкус.. .ный, грус..ный.
- Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова.
скоростной повиснуть
вестник интересный
хрустнул опасность
грустный вкусный
- Проверим работу с помощью сигнальных карточек. Докажите правильность распределения слов.
- Используя эти слова, составим цепочку для чистописания.
V. Чистописание.
1) 1-й элемент - буква, обозначающая гласный звук и находящаяся в приставке одного из слов [о];
2) 2-й элемент наудите в слове вестник. Это согласный, парный глухой, парный твердый звук [к];
3) 3-й элемент отыщите в слове повиснуть. Это согласный, парный глухой, парный мягкий звук [т'] - Итак, у нас получилось: окт
- Используя эти элементы, составьте свои цепочки. У кого какие получились слова? (кто, тот, кот)
- К какой части речи относятся данные слова? А слово кто? так в каком слове заключена тайна нашего урока? Хотите ее раскрыть?
VI. Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации.
- Тогда послушайте историю, которую рассказал великий польский педагог Януш Корчак.
. .. Я вам расскажу сейчас об одном маленьком словце, таком умном, что просто не верится. Это такое маленькое слово - кто. Постучали в дверь
- ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этого малыша, ты должен был бы спросить «Это Казик стучит? Или тетя? Или гончар? Или продавец посуды? А тот все бы отвечал: «Нет, нет, нет». А ты бы мог так три часа спрашивать и не угадать. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, а все только спрашивал. А так: «Кто там?» Там Катя, там Леша, там Игорь, там Светлана Борисовна. В этом коротеньком слове сидят все имена всех людей на свете. Какое слово мы произнесли вместо имени?
- Вслушайтесь в сочетание слов: вместо имени. Кто догадался, о какой части речи идет разговор?
2. Задачи урока:
- Сегодня на уроке мы узнаем, какую часть речи называют местоимением, какую роль оно играет в нашей речи, и будем учить составлять предложения с местоимениями.
3. Особенности местоимений как части речи.
- Предлагаю записать два предложения: Дом был высокий. Он стоял на краю деревни.
- Кто сразу может назвать местоимение, которое нам встретилось?
- Что это - он?
- Какой частью речи является слово дом? а он? Докажите.
- Вместо имени существительного дом употребили слово он.
Сравним эти слова. Задайте к ним вопрос. Каким членом предложения эти слова являются? Значит, чем они похожи? (Оба¬ мужского рода, в единственном числе, И.п.)
- В чем различие? Что обозначает слово дом? а слово он? Закройте ладошкой первое предложение. Будет ли понятно, о чем идет речь?

Называет ли он предмет? А что же это слово делает? Значит, в чем отличие существительного от местоимения?
- Составьте устно два предложения. Во втором должно быть местоимение он, употребленное вместо имени существительного.
- А как бы вы продолжили эти два предложения?
Я продолжила так:
У дома росли густые и ветвистые деревья. Они встречаются в смешанном лесу.
(Аналогичная работа с этими предложениями)
- Сделаем вывод, используя памятку.
1. В чем отличие местоимения от существительного?
2. В чем отличие местоимения от прилагательного? 3. Какую часть речи мы назовем местоимением?
- Давайте проверим ваш вывод по учебнику с.199
На что еще может указывать местоимение, кроме предмета и признака? (На количество предметов или может спрашивать об этих предметах, признаках, количествах)
Местоимения я, ты, он, она, мы, вы указывают на лицо. Они называются личные.
Эти местоимения на паровозе приехали к нам в гости (таблица)
- Что вы можете рассказать о наших гостях?
Давайте, сравним свои выводы с правилом в учебнике на стр.198.
VII. Физминутка.
VIII. Первичное закрепление изученного материала.
Работа в парах:
- Кто хочет убедиться, сможет ли он найти местоимения? Выполним следующие задания. У вас на партах лежат тесты.
Поработаем над ними.
А) Найти слова, указывающие на предметы, но не называющие их:
1) яблоко; 2) она; 3) звонкий; 4) я; 5) читать; 6) мы; 7) океан; 8) он; 9) голова; 10) ты. (2, 4, 6, 8, 10)
Б) Найдите предложения, в которых употреблены местоимения:
1) Ежата родятся слепыми, глухими, беззубыми.
2) Через двое суток они начинают покрываться темными иглами.
3) Заботится о беспомощных ежатах мать.
4) Отец удаляется и не вспоминает о своих ежатах.
5) Мать стремится помочь малышам. IX. Роль местоимений в речи.
(2, 4)
1) Коллективная работа, упр. 743
2) Самостоятельная работа, упр.745
Х. Итог урока.
Закройте глазки. Положите голову на парту. И вспомните все-все, что
мы знаем про местоимения. Мы должны составить таблицу.
Местоимение Существительное
1. Указывает на предмет 1. Обозначает предмет
2. Отвечает на вопросы кто? что? 2. Отвечает на вопросы кто? что?
3. Не имеет рода, кроме он, она, оно. 3. Имеет род.
4. Изменяется по падежам и числам. 4. Изменяется по падежам и числам.
- Назовите все сходства и различия этих частей речи? Дети отвечают - учитель заполняет таблицу.
- Молодцы. Запишите себе в тетрадку такое предложение.
Я много знаю о местоимении.
- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
XI. Домашнее задание
Стр.200, упр.745. Составить портрет местоимения.

Провела РепетухасЕ.В.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: elen2011 (12.02.2012) | Автор: Репетухас Елена Владимировна E W
Просмотров: 2362 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 elen2011   (19.04.2012 00:17)
Спасибо!

1 Rudnyi   (15.02.2012 18:09)
Уважаемая, коллега! Большое спасибо за предоставленный урок. Очень умело поставленны переходы от одного вида деятельности к другому. Нравится, что создаются проблемные ситуации для изучения нового материала. Желаю Вам творческого успеха.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz