Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 12:46

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Урок в 4классе по русскому языку. Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.
Тема: Синтаксическая роль имен прилагательных.
Задачи: способствовать формированию представлений о синтаксичес¬кой роли имен прилагательных; способствовать формированию каллигра¬фических навыков, орфографической грамотности, умению находить опре¬деление в предложении, развитию логического мышления, речи, внимания; способствовать воспитанию организованности, активности, интереса к предмету, бережного отношения к природе.
Тип урока: нестандартный.
Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый, проблемный.
Формы урока: Индивидуальные, групповые, коллективные.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, задач урока. Мотивация:
«Грамматика, грамматика!
Наука очень строгая.
Тебя моя грамматика,
Осилю понемногу я »
- В каком значении употребили слово «осилю».
- Подберите к этому глаголу синонимы, (выучу, узнаю, изучу, преодолею трудности, научусь грамотно писать)
- А вы хотите этому научиться?
- Если так, я приглашаю всех вас и эту удивительную страну Грамматику, в которой правят Король Синтаксис, Королева Морфология и Принцесса Фонетика.
- Как вы думаете, с чем они нас познакомят сегодня?
- Принцесса Фонетика предоставит возможность вспомнить о буквах и звуках, Королева Морфология напомнит о частях слова, частях речи и с многозначностью слов, а Король Синтаксис познакомит нас с синтаксической ролью имен прилагательных в предложении. Это значит, что мы узнаем, какую роль играет в предложении имя прилагательное.
3. Минутка чистописания.
- Начнем с минутки чистописания.
- Откройте тетради, запишите чис¬ло, классная работа.
- Поиграем в игру «Буква заблудилась». Б, в, г, л, д, ж, з - дайте характе¬ристику букве.
- Пропишите буквы, выполните упражнение для скорописи.
4. Орфографическая минутка.
По овражкам заиграли говорливые ручьи.
- Что значит заиграли? Подберите синонимы? (зажурчали, зазвенели, побежали, потекли)
- Что значит говорливые? (звонкие, весёлые, шумные)
- Как вы думаете, когда это могло быть? (Весной)
- Почему? (Снег тает, бегут ручьи, природа пробуждается с приходом весны).
- Какие стихотворения вы знаете о весне?
Вешний снег
Оседает и тает,
Аромат его невыразим,
и медленно отцветают
Меховые цветы наших зим.
Л.Мартынов
5. Самостоятельная работа по вариантам: 1-2 ряды.
1 вариант: Образуйте родственные слова от глагола "заиграли". Произведите разбор слов по составу.
2 вариант: Образуйте родственные слова от прилагательного "говорливые". Разберите слова по составу. (Фронтальная проверка).

Индивидуальная работа по карточкам: 3 ряд (деформированный текст в конвертах).
- Составить предложения из разрозненных слов, вставить орфограммы, указать части речи, падежи сущ. + прил., разобрать по членам предложения.
6. Фронтальный опрос. 1-2 ряды
- Назовите части слова?
- Как пишутся корни однокоренных слов?
- Что такое окончание?
- Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударные окончания существительных?
- Что надо знать, чтобы правильно написать окончание прилагательных?
- Какие части речи вы знаете?
- Какую часть речи изучаем сейчас?
- Что такое имя прилагательное?
7. Инсценирование сказки «Скромные просители».
- Послушайте и ответьте, почему так называется сказка?
Действующие лица: Автор, Имя Прилагательное, Имя Существитель¬ное.
Автор: Прилагательные появились в стране Русского Языка удивительно несамостоятельными, но с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа и падежа. И решили они пойти к существительным.
Имя Прилагательное: - Милые Существительные, пустите нас в свои владения, мы будем вам помогать, мы так всё приукрасим, что глаз не отвести!
Имя Существительное: - Пожалуйста, прелестные Прилагательные. Мо¬жете пользоваться нашими формами: родом, числом и падежом. Пусть всё кругом станет ещё прекраснее!
Автор: Понравились Скромные просители Существительным, взяли их к себе, а заодно и формы свои одолжили. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа
Все: Вместе служим - вместе дружим.
Учитель: Итак, кого и сказке называют Скромными просителями?
* Почему?
* Как изменяется имя прилагательное?
* От чего зависит род, число, падеж прилагательных?
Вывод: Какого рода, числа и падежа имя существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное.
8. Лингвистическое задание - игра «Подбери слово».
(Указать род, число прилагательного с помощью сигнальных карточек)
* Солнечный, весёлый день (м.р.)
* Ясная, холодная погода (ж. р.)
* Серое, хмурое утро (ср.р.)
* Школьные, весенние каникулы (мн.ч.)
* Устное упражнение с сигнальными карточками в подборе прилагательных к существительных по иллюстративным карточкам.
* Грачи (какие?) белоносые, чёрные, (мн.ч.)
* Тетерев - глухарь (какой?) лесной, (м.р.)
* Птицы кайры (какие?) северные, (мн. ч.)
* Суслик (какой?) степной, (м.р.)
* Журавли (какие?) перелётные, (мн. ч.)
* Ласточки (какие?) юркие, острокрылые, быстрые, (мн. ч.)
9. Словарная работа по перфокартам. Сн-гирь, в-рона, п-тух, с-ница, скв-рец, с-ловей, в-р-бей.
Проверка:
- Назовите «лишнее» слово?
- Назовите слова с проверяемой безударной гласной, проверьте их?
- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков? Назовите существительные первого склонения? Составьте предложения, употребив имена прилагательные?
10. Письменная работа.
Коллективное составление предложений из разрозненных слов с изменением числа прилагательных.
- Птичий, на, стаи, родину, летят.
- Птицы, уютный, гнёзда, вьют.
- Много, уничтожают, наши, гусениц, друзья, пернатый.
Запись предложений с объяснением учащихся у доски. Разбор по чле¬нам предложения.
Вывод: Имена прилагательные в предложении являются определением.
11. Чтение отрывка из рассказа Н. Сладкова «Птицы».
Выборочное письмо.
Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.
Птицы - дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немысли¬мые цвета. Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
- Как автор называет птиц? Почему? Найдите словосочетание прилага¬тельного с существительным, укажите число и падеж.
Самопроверка с комментированием учащихся.
12. Физкультминутка. Солнце спит. Небо спит, даже ветер не шумит... Рано утром солнце встало, вам лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок, небо тучей заволок и деревья раскачал. Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крышам, солнце клонится всё ниже. Ваг и спряталось за тучи. Ни один не видно лучик.
13. Работа с учебником. Страница 180. Чтение правила учащимися об определении.
- Что такое имя прилагательное?
- Какую роль в предложении играет имя прилагательное?
- Что такое определение?
- На какие вопросы отвечает определение?
- Как обозначаем на письме определение?
Упр. 678. Самостоятельная работа. Спишите. Разберите по членам предложения: Прошли сильные дожди. Журчат быстрые ручьи. Дружные ребята бегут к оврагу.
Самопроверка.
- Назовите определение? Упр. 683. Устно.
Признак предмета или явления обозначает определение.
Чей и какой? - ответы просты, лишь не хватает волнистой черты.
Вывод: Определением может быть признак предмета и явления.
14. Кроссворд «Погода».
По горизонтали:
1.Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
2. Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится. (Ветер)
3. Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)
4. Старику ворот тепло уволок, сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз)
2. По вертикали:
Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
- Подберите к отгадкам прилагательные?
- Составьте предложения с ними.
15. Письмо под диктовку.
Земля - наш дом родной.
- Берегите мир природы. Что значит беречь природу?
- Назовите словосочетание прилагательного с существительным.
- Определите род, число, падеж.
16. Итог урока.
- В какую страну мы совершили путешествие?
С чем познакомили нас Принцесса Фонетика, Королева Морфология, Король Синтаксис? Какую роль в предложении играет имя прилагательное?
17. Домашнее задание. Страница 181 упр. 682. Указать падежи прилагательных. Разобрать по членам предложения.

Провела РепетухасЕ.В.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: elen2011 (12.02.2012) | Автор: Репетухас Елена Владимировна E W
Просмотров: 4053 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 elen2011   (19.04.2012 00:16)
Всегда рада помочь коллегам!

2 Берта   (15.02.2012 21:40)
урок хороший, спасибо.

+1   Спам
1 natal   (13.02.2012 08:20)
Елена! Ваш урок интересный, материал разнообразный.Главные правила темы даны в стихотворной форме. Замечательно!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz