Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 17:13

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

Внеклассное мероприятие по русскому языку для старших классов "На русском, о русском, по-русски"
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 11 –х классах. Литературная гостиная «На русском, о русском, по-русски». (Журнал «Светозар», «Золотое перо»)
Цели: 1. Формировать умение готовить выступление и презентацию, уметь публично выступать. Развитие информационной, языковой, речевой компетенций учеников. 2. Развитие интереса к возможностям русского языка.
3. Способствовать формированию жизненной позиции компетентного, грамотного человека. ТСО: песня-вальс о русском языке, презентации учеников, видеоролик «Поговорим по-русски».
НСО: плакаты с названием «Грамоте учиться всегда пригодится!», «Литературная карта города Костанай». Форма: сообщения учеников с презентациями, сценка.
Технология: ИКТ.
Ход мероприятия:
1-й ведущий. Прослушайте песню-вальс композитора Гладкова на стихи Александрова и подумайте о том, какую роль играет сейчас русский язык в мире. Эта песня была написана в 2005 году к международной олимпиаде по русскому языку. Звучит песня (Журнал «Светозар», «Москва – соотечественникам»).
2-й ведущий. Давайте сегодня поговорим о русском языке, о его силе, красоте, благозвучии, о грамотности.
1-й ведущий. В наши дни трудно, наверное, представить себе человека, который не умел бы читать и писать. Таких людей еще один-два века назад называли "грамотеями" - к ним шли, чтобы прочитать письмо, составить документ, проверить счета. В наши дни уметь только читать и писать недостаточно. Быть грамотным сегодня - это значит быть образованным, постоянно овладевать все новыми и новыми знаниями, совершенствовать себя как личность, уметь правильно оценивать свой интеллектуальный уровень и достоинства собеседника.
2-й ведущий. Сегодня каждый уважающий себя человек должен совершенствовать свою речь, овладевать навыками работы на компьютере, при этом не забывая о том, что нужно быть и хорошим собеседником, и осведомленным читателем. Одним словом, нужно постоянно работать над собой, чтобы если пишешь, то без ошибок, если читаешь, то умеешь оценить прочитанное, если поддерживаешь разговор, то оцениваешь ситуацию общения и с достоинством выходишь из любой ситуации.
1-й ведущий. Стихотворение С.Абдулла “Выучи русский язык” (Журнал «Светозар», «Что такое быть грамотным сегодня»).
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
2-й ведущий. Это стихотворение написал узбекский поэт. Он обращается к своему народу со словами: “Выучи русский язык”. Нам с вами, людям, живущим на русской земле, тем более необходимо знать свой язык. Мы должны уметь грамотно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной речи. Наша речь как устная, так и письменная должна быть понятна. Но все ли мы умеем писать четким, красивым почерком. Не получается ли у нас иногда так, как в стихотворении В. Гончарова “О грамотее и больной ноге”. Сценка Грамотея и Неграмотного. (Журнал «Светозар», «Что такое быть грамотным сегодня»).
Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот.
- Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.
1-й ведущий. Мой любимый знак препинания – многоточие. Я очень люблю этот знак за то, что он может иметь совершенно разные значения и выражать разные чувства. Да, я считаю, что знак препинания может выражать чувства и состояние человека. Например, когда мне грустно, я ставлю многоточие.О своем любимом знаке препинания расскажет Бейсенов Ануар.
2-й ведущий. Есть разные виды карт нашего города. А вот литературную карту города составила Мадина. Она нам и расскажет об этом. Сообщение Мадины. (Журнал «Светозар», «Литературная карта моего города»)Литературная карта моего города.
Я живу в Казахстане, в городе Костанай. В последнее время в нашем городе стало очень модно переименовывать улицы: называть их именами знаменитостей. Порой даже не знаешь, кто этот человек, что сделал для страны, города, народа. Мне хотелось бы, чтобы имена русских писателей и поэтов сохранились. Это укрепит нашу дружбу. Есть в нашем городе улица, которая носит имя А.С.Пушкина. Именем великого русского поэта названы также одна из центральных улиц Костаная и детская библиотека. Здесь же работает музей поэта. А.С.Пушкин – достояние не только русского народа, он стал достоянием и нашего города. У него учился первый классик казахской литературы Абай. Абай – это Пушкин казахских степей. Именно он призывал свой народ к изучению русского языка. Абай писал: «Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать русский язык, то на мир откроются и твои глаза». В городе есть также улицы, носящие имена Т.Г.Шевченко, Н.Г.Чернышевского, В.В.Маяковского, Н.В.Гоголя, Герцена, М.Ю.Лермонтова и т.д. Шевченко – украинский народный поэт, сосланный в Казахстан. Н.Г.Чернышевский – писать, автор романа «Что делать?»; побывавший на каторге, но не сломленный в своих свободолюбивых, революционных идеях. Герцен – поэт, литературный критик. М.Ю.Лермонтов – вольнолюбивый поэт. В.В.Маяковский – поэт-оратор, певец революции.
Костанай стал местом жизни и деятельности внешнего казахского просветителя и педагога Ибрая Алтынсарина (1841 – 1889), который создал сеть школ для казахских детей. Его именем была названа библиотека города. Учреждения, названные именами казахских поэтов. Это КГУ имени А.Байтурсынова, гимназия имени М.Горького. Улица, названная в честь другого казахского поэта Джамбула, поражает своей красотой. В тяжелейшие дни блокады великий казахский поэт обратился к ленинградцам с великим посланием. Однажды утром после очередного тяжелого авиационного налета жители Ленинграда увидели на стенах домов большие плакаты с песней – обращением Джамбула «Ленинградцы дети мои». Когда мы были единой страной, имена Пушкина, Гоголя, Лермонтова носили школы и библиотеки. Теперь многие из них переименованы. Но я хочу с гордостью сказать, что имена русских поэтов и писателей по-прежнему остались на карте моего города.

1-й ведущий. Ты помнишь, как в средних классах мы получали прозвища? Как было обидно, мальчишки и девчонки подхватывали эти прозвища, портилось настроение, было грустно.
2-й ведущий. У нас в вечерней школе иногда тоже можно услышать прозвища. Как нам от этого избавиться? И вообще нужны ли прозвища? Об этом расскажет Тулепова Жансая. (Журнал «Светозар», «Прозвища в моем классе»). Прозвища в моем классе.
Мой класс состоял из двадцати трех человек. Сильный, дружный и с чувством юмора класс. Но все разные, кто очень тихий, кто-то много говорит и смеется часто. И найдутся такие одноклассники, которые дадут каждому прозвище независимо от слова, или фамилия необычная, или внешность интересная. К примеру, Александр Кетов, один из моих одноклассников, получил прозвище Шкет от его фамилии. Лену Цибизову называли Цыпой. Соколова даже учителя называли Орлом. Отношение внешне в классе оставались хорошими. Обидно тогда, когда говорят с насмешкой, специально, чтобы обидеть. Лично я сама называю людей по имени и хочу, чтобы так делали и другие. Что приятного в том, если тебя презирают или, отмечая достоинства, с кем -то сравнивают ?! Я хочу иметь свое лицо и реализовать заложенную в моем имени энергетику, данные мне при рождении, потенциальные возможности, способности.
Обычно клички отражают физические недостатки (Хиляк, Очкарик, Тростинка), внешний вид (Шпала, Шкаф, Швабра), стиль поведения (Выскочка, Шапокляк).
С древних времен человека награждали прозвищами.Отрицательные прозвища: Иван Грозный, Дракула, Генрих Кровавый, Доктор Смерть. Положительные прозвища: Ярослав Мудрый, Петр Великий, Дмитрий Донской.
Конечно, прозвища могут давать и родственники, например, ласковые: Солнышко, Зайчик, Цветочек. Я думаю, в современном обществе прозвища используют, чтобы задеть или оскорбить человека, а это неуважение.
Прозвища - явление древнее. У древнего человека было два имени: одно настоящее, которые старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и нанести порчу, второе - для общего пользования, которым человека не называли, а прозывали - отсюда и название явления прозвище. Давайте называть друг друга по имени, ведь имена у нас такие красивые. Имя, данное при рождении, звучит более приятно, привычно, чем прозвище. Человека, которому дали прозвище, не ставьте в затруднительное положение, не обижайте его.

1-й ведущий. Между живущих людей безымянным никто не бывает
в минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё от родителей в сладостный дар получает...
Так писал когда-то об именах Гомер, и сказанное им по сей день остается правдой. У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации о его носителе. Действительно, ведь просто так человека никто не называет, его нарекают, исходя из тех или иных соображений. Дальше — больше, имя начинает влиять на своего носителя, формировать его, "подгонять" под себя.
2-й ведущий. С давних времен люди заметили, что имя влияет на судьбу человека, играет определенную роль в становлении его характера. Зная имя, можно судить о происхождении, национальности, вероисповедании человека. Одно звучание имени дает большое количество информации. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, а может - настораживающе, сухо, устрашающе, неприятно. Нам подготовила сообщение Асель и Елена. (Журнал «Светозар», «Имена вокруг нас»).Я и моё имя
Имя каждого человека несет в себе нечто большее, чем кажется.
В каком-то смысле имя даже влияет на свою судьбу , бывает так, что можно с легкостью, зная имя, примерно назвать черты характера человек , а в древности люди даже старались, что бы их настоящие имена никто не знал, боялись , что на них могут навести порчу, и поэтому у человека было прозвище , которое было известно всем. Но это лишь маленькая история об именах. Сейчас я хочу немного рассказать вам историю моего имени и раскрыть его значение.
Меня зовут Асель – это арабское имя, точное происхождение которого неизвестно, так как у каждого народа свои ассоциации с ним. И мне очень интересно, что же означает мое имя. Дословный перевод моего имени на русский язык означает «мед» с древнетюркского или подобная меду восточная сладость. Теперь хочу рассказать вам о значении букв моего имени:
А – символ начала, жажда духовного и физического комфорта
С – здравый смысл, стремление к прочному материальному положению: раздражение, властность и капризность. Этому человеку важно найти свой собственный путь в жизни.
Е - потребность к самовыражению, обмену идеями, склонность выступать в роли посредник , проницательность , умение входить в мир тайных сил.
Л - тонкое восприятие красоты, артистичность, таланты, стремление поделиться своими знаниями, ощущениями.
Ь - способность классифицировать, по полочкам.
Когда я появилась на свет, мне дала такое имя моя тетя. Мне нравится мое имя, хотя и распространенное оно, но все же красивое. Сейчас я выросла и много чего поняла в своей жизни. Я знаю смысл своего имени, горжусь им. Под именем Асель скрывается девушка, которая очень уверена в себе, сильная в душе, чуть-чуть капризная и в то же время добрая, понимающая, уважительная, то есть – это я! Я много чего пережила в своей жизни, благодаря этим преградам я стала очень сильной. Я поставила цель в своей жизни, и я добьюсь ее! В моей семье пятеро детей, четверо сыновей и я одна, единственная дочь. Родные у меня хорошие, заботливые, верящие в меня. Да, я красивая, умная, приветливая девушка, но единственное, что у

меня немного тормозит в моей жизни - это мое здоровье. Диагноз у меня не из легких, но все же я не унываю.
У меня есть дочь – Жанель. Ей два года. Ее жизнь – цель в моей жизни, моя опора, мое будущее. Благодаря ей, у меня еще больше есть желание добиться всего в жизни, чтобы в будущем я могла подарить своей дочери все, что положено давать родителям детям. Я в будущем буду для своей радости не только мамой, но и единственной, самой верной и близкой подругой!

1-й ведущий. Великие люди часто говорили о смысле жизни. Если взглянуть на их биографию, то увидишь, что они не были абсолютно счастливы в детстве. Преодоление нужды, жестокости, унижений, пережитых в детстве, стали стимулами сделать свою жизнь лучше. Так Ломоносов, вырвавшись из захолустья, своим трудом добивается всемирного признания; Некрасов, столкнувшись с жестокостью крепостничества, становится певцом народной печали. Этот список можно было бы продолжать вечно. О главных ценностях нашей жизни расскажет Борисова Диана. (Журнал «Светозар», «Главные ценности нашей жизни»).
Главные ценности нашей жизни.
Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки,
значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда
вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.
Луций Анней Сенека
Вы согласны с точкой зрения древнегречеокого философа Сенеки? Нет, конечно, наша жизнь не такова.
Давайте проанализируем ответы наших учеников, будущих выпускников 11 –х класса, возраст которых варьируется от 17 лет до 24. Отвечая на данный вопрос, они пишут:
• Самое главное – это мой сын и мое здоровье. Потом получить достойное образование, престижную работу и обеспечить будущее сыну.
• Это семья, деньги, моя машина, дом, работа. Здоровье моих родителей, семьи, образование, работа, продолжение рода.
• Образование, работа, обеспечить маму, завести семью.
• Здоровье, получить аттестат.
• Мои игрушки, контакт в агенте.
• Здоровье моей семьи, вырастить сына, образование.
• Здоровье, образование, машина, работа.
А сейчас я выскажу точку зрения людей старшего возраста, которые отвечали на этот же вопрос.
• Раньше я считал, что самое важное в жизни – это материальное благополучие. Когда у тебя есть деньги, дорогая машина – все хотят с тобой дружить. Если же у тебя всего этого нет, то всерьёз тебя не воспринимают. Но сейчас (анализируя то, как складывается жизнь некоторых знакомых, близких; то, что читаю, вижу по телевизору) я прихожу к выводу, что самое ценное – найти дорогу в жизни, быть нужным, полезным, востребованным. Считаю, что главная ценность нашей жизни – нести добро людям. А это поможет сохранить мир на Земле.

2-й ведущий. Давай посоветуем нашим друзьям, как ликвидировать стыд безграмотности.
1-й ведущий. Это в смысле как стать грамотным?
2-й ведущий. Да. Надо читать чаще. Разгадывать кроссворды. А диктант для тренировки предлагают вот какой: «Осетин, не мешкая, cделал логический вывод: "Буратино – антропоморфный дендромутант". А цыган в это время сажал орхидеи. Зулус, хоть и ловил осьминога, думал: "Много осоки в этом году". Осётр в реке, когда увидел сеть, изрёк: "Ну и мода пошла на нелегальное ограничение пространства"».
1-й ведущий. Метод, предложенный учителями, по-моему, продуктивен. Много раз правильно написав трудное слово, скорее всего, научишься его писать правильно. Ведь при письме действует не только зрительная, но еще и рук двигательная память. Чтобы писать грамотно, надо не только много читать и обладать хорошей зрительной памятью, но и знать правила и уметь применять их.
2-й ведущий . 8 сентября - Международный день грамотности. Этот праздник отмечает весь мир, так что быть грамотным сейчас еще актуально. Компьютер освобождает молодое поколение от привычки читать. Мы постарались убедить всех, что какие бы технологии не придумали, чтение книг остаётся обязательным. Ведь книга - это самый большой источник знаний. Мы старались убедить каждого, что грамотный человек, хорошо знающий как можно больше языков, умеющий грамотно письменно и устно выражать свои мысли, востребован обществом. (Журнал «Светозар», «что такое быть грамотным сегодня»).
1-й ведущий. Интернет новости о русском языке в виде видеоролик. Благодарим всех за внимание. Спасибо!

Список использованной литературы.
1. Журнал «Светозар», раздел «Золотое перо».
2. Журнал «Светозар», раздел «Москва – соотечественникам».
3. Журнал «Светозар», раздел «Занимательная лингвистика».

Источник: http://Журнал "Светозар", Россия
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Bahit60 (25.04.2012) | Автор: Ерумбаева E
Просмотров: 5712 | Теги: Светозар, литературная карта, безграмотность, Золотое перо | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz