Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 17:12

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Русский язык и литература

урок в 5классе « Правописание букв Ы – И после Ц»
План - конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме
« Правописание букв Ы – И после Ц»

Цель урока: сформулировать правильный способ выбора написания букв Ы – И после Ц с учётом структуры слова.

Оборудование: а) таблица « Правописание Ы – И после Ц»;
б) сигнальные карточки «Ы» - «И»;
в) лингвистический цветок с лепестками;
г) перфокарты;
д) карточки с заданием разноуровневого характера.

Ход урока.
Эпиграф
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр знал не мало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где И, а где же Ы.
1. Слово учителя. Цыплёнок не знал, но вы, конечно же, должны знать. ( сообщение темы и цели урока).
2.Осложнённое списывание. ( записать на доске).
Сели птиц.. на страниц..
знают быль и ( небылицы). (буквы)
Поселились мудрец..
в застеклённые ( дворцы). (глаза)
Вставить пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить морфему, в которой пропущена орфограмма.
- Какой вывод мы можем сделать?
( В окончаниях существительных множественного числа после Ц пишется буква Ы).
3. Работа по схеме № 32 на стр.учебника
Внимательно рассмотрим схему и таблицу на доске.
Попробуйте самостоятельно сформулировать правило о написании букв Ы – И после Ц.
4.Объяснение написание слов при помощи сигнальных карточек.
а) объяснить правописание И – Ы после Ц в словах при помощи сигнальных карточек ( упр. 443);
б) записать эти слова в тетрадь, выделив зелёной пастой.
5. Игра « Одень цветик - семицветик»
( на лепестках лингвистического цветика написаны слова с пропуском букв Ы – И после Ц. Лепестки с помощью магнитов учащиеся прикрепляют к рисунку, расположенному на магнитной доске).
6. Образование прилагательных от существительных с орфограммой в корне Ы – И после Ц.

аукцион → аукционный
цитадель → цитадельный
цирк → цирковой
авиация → авиационный
коалиция → коалиционный
Дополнительные задания:
а) Словарная работа: уточнить по толковому словарю значения слов коалиция, аукцион, цитадель.
б) устно составить с этими словами предложения.
- Сделайте вывод, проанализировав записанные на доске и в тетради слова. ( Вывод: в производных словах, образованных от слов с буквой И после Ц, сохраняется эта же гласная.)
7. Транскрипция слов
Цирковой [ цыркавой’ ] цыплёнок [ цыпл’онак ]
Вывод? (Звук Ц – всегда твёрдый, поэтому мы произносим [ ЦЫ ], а пишем ЦЫ или ЦИ в зависимости от того, где это буквосочетание находится: в корне, суффиксе, окончании).
8. Составление предложения со словами-исключениями. (Лучшие предложения записываются на доске).

ЦЫган на цЫпочках подошёл к цЫплёнку и цЫкнул: «ЦЫц!»
9. Составление «гнёзд» однокоренных слов: графически обозначить корень слова
а) цыган
цыганочка
цыганский

цыплёнок
цыплята
цыплятник
цыплятница
цыплячий

цыкать
цыкание
цыкнуть
прицыкнуть

Вывод (Во всех производных словах пишется в корне та же гласная, что и в словах – исключениях, от которых образованы)

б) От существительных куница, львица, тигрица, синица образовать прилагательные с суффиксами –ЫН.

в) Назовите и запишите фамилии на –ЫН.
Курицын, Лисицын, Кормилицын, Синицын, Спицын.

Выводы?
10. Работа по учебнику.
Упр. № 447
11. Творческий диктант « Узнай слово»
По толкованию лексического значения узнать слово и написать его правильно.
Общее название для лимона, апельсина, мандарина (цитрусы); подготовка к концерту или спектаклю (репетиция); дословная выдержка из какого-либо произведения (цитата); ёмкость для перевозки и хранения жидкости (цистерна); птенец курицы (цыплёнок); болезнь дёсен, возникающая при отсутствии витаминов в пище (цинга); метал синевато-белого цвета (цинк).
12. Взаимопроверка через заполнение перфокарт. (На доске ответы и за что какие оценки) перфокарты 1в. и 2в.
13. Подведение итогов; выставление оценок; поощрения.
а) за высокий темп работы –
б) за глубину знаний –
в) за аккуратность и чистоту исполнения –
г) за умение сосредоточиться –
д) за активность –

Д/з: У4. упр. 448 (всем);
РР4. упр. 206 (дополнит. задание).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: elen2011 (28.06.2012) | Автор: Репетухас Елена Владимировна E
Просмотров: 4294 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ТатьянаТатьянка   (01.01.2014 19:25)
Интригующее начало урока для пятиклассников. Интересно объяснить незадачливому цыпленку, почему же слово пишется с Ы после Ц. Не забыты и слова-исключения, волшебная фраза-"запоминалка". Предложены разнообразные задания, которые помогут учителю при подготовке к уроку.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz