Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 09.12.2016, 14:37

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Математика

Критериальное оценивание на уроках математики как средство мотивации к учебной деятельности
Основной принцип педагогических действий – способствовать развитию учащихся. Обучение и развитие ребенка постоянно находятся в процессе изменения. Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности школьника особое значение имеет контрольно­оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, устанавливать и устранять причины возникающих при обучении трудностей. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Эти умения возможно сформулировать, систематически используя в повседневной практике критериальное оценивание.
С каждым днем образование требует новых идей, новых подходов в обучении. В наше время 80-90-е годы качественное образование заключалось в знании предмета, уметь общаться и анализировать свои мнения. Но со временем отношение к знаниям изменилось, оно стало можно сказать формальным. Даже мы, учителя, преподавая свой предмет, не всегда можем грамотно и доступно, своим же, собственным детям, объяснить значение некоторых понятий, явлений жизни, не говоря уже о глобальных проблемах, которые происходят вокруг нас.
В Стратегии развития Интеллектуальных школ утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан до 2020 года, разрабатывается новое содержание образования. Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений учащихся.
До сегодняшнего дня существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В традиционной системе оценивания менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.
На протяжении многих десятилетий традиционное оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков:
 Отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам;
 Педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев,
 Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика;
 Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Дети, которые сталкиваются с реальностью и трудностями, в лучшем случае замыкаются, становятся неразговорчивыми, которые делают все по образцу или «люди – исполнители», для которых неважно, что будет дальше. Но есть и другая проблема, учительская. Учитель, давая урок, не всегда задумывается о качестве преподавания, чаще всего он старается «выложить» изучаемый материал, а не донести его до каждого ученика. Современный урок стал похож на соревнование по использованию количества материала, его ценности и значимости, но никоим образом он не нацелен на ученика, который должен осмыслить, пропустить через себя и понять: нужен ли этот материал ему на практике? На сегодняшний день учителя мало мотивируют учеников, т.к. обучение стало больше принуждением, нежели стимулом для познания чего – либо. Так, наблюдая на практике за учениками, замечаешь, что мы, учителя, больше используем глаголы повелительного наклонения, такие как «выполните», «откройте», « определите», «решите» и так далее, то есть мы используем «инструмент принуждения», хотя понимаем, что мотивация «обычно концентрирует ум и действия некоторых учеников и учителей» (Руководство для учителя). Если мотивация отсутствует, то нет и обратной связи. А обратная связь и есть связующее звено между учителем и изучаемым материалом. Опять же по наблюдениям на практике можно увидеть больше молчаливых и равнодушных учеников, лишь некоторые пытаются поддержать разговор с учителем. Процесса «учитель – ученик», «ученик – ученик» практически не наблюдается - и лишь контрольные работы, письменные задания или тесты показывают результаты учеников, которые чаще всего не устраивают ни учеников, ни, тем более, учителей.
Каждый учитель на практике сталкивается с множеством проблем, с трудностями, но человек, который носит высокое звание учителя, должен уметь решать такого рода проблемы. Он постоянно работает над совершенством в обучении, в образовании. Я тоже стремлюсь улучшить процесс преподавания: хочу, чтобы дети свободно и независимо выражали свое мнение, отстаивали точку зрения. Не просто выражали, а могли всегда привести доказательства и применить на практике.
В настоящее время основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Особое значение имеет контрольно - оценочная деятельность ученика, то есть готовность и способность контролировать и оценивать свою деятельность, уметь устранять причины возникающих трудностей.
Для решения данных проблем в школах необходимо разработать и внедрить новую систему оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с ожидаемыми результатами обучения. Одной из объективных и достоверных систем оценивания учебных достижений является критериальное оценивание.
Критериальная система оценивания - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Внедрение новой системы оценивания – процесс долгий, кропотливый. Причины стрессов школьного обучения всем известны – это и неоправданно завышенная учебная нагрузка, и авторитарное поведение учителей, и несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников, субъективное отношение учителя при оценивании ученических работ. Необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестанет учиться.
Объективные оценки не вызывают стресс. Поэтому среди различных здоровьесберегающих разработок, сегодня вызывают интерес и те, которые пытаются изменить систему оценивания. Реальным здоровьесберегающим фактором может стать то обстоятельство, что критерии оценки вырабатываются совместно учителем и учащимися во время открытого диалога, между двумя сторонами заключается своеобразный общественный договор.
Одним из достоинств и преимуществ критериального оценивания является здоровьесберегающий потенциал, потенциал для сохранения здоровья учеников и учителей.
Поэтому в последние годы одним из основных направлений моей методической деятельности является внедрение критериального оценивания в учебный процесс. За годы работы по этой системе, я пришла к выводу, что именно она позволит решить многие проблемы современного образования.
В чём преимущества критериального оценивания:
1. соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя (способствует повышению объективности оценивания);
2. предоставляет чётко сформулированные уровни достижения;
3. делает оценивание более “прозрачным” и понятным для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей);
4. способствует развитию навыков самооценивания;
5. воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда;
6. способствует росту мотивации к обучению;
7. повышает качество образования.
Критериальное оценивание включает в себя два типа оценивания: формирующее (формативное) и констатирующее (табл.1):
Табл.1
Формирующее Констатирующее
производится в ходе обучения (с помощью небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.) в конце изученной темы или раздела (с помощью контрольной или зачётной работы)
помогает учащемуся скорректировать свою работу, достичь более высоких результатов даёт возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме
позволяет учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу, то есть осуществлять более качественно процесс обучения даёт возможность учителю сделать заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки
На мой взгляд, не может быть качественным и полным уроком без формативного оценивание. Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.
Формативное оценивание дает возможность мне отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает мне корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач мною совместно с учащимися для улучшения результатов обучения. Формирующее оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах.
Для оценивания достижений учащихся по математике мы применяем четыре критерия (табл.2).
Табл.2
Обозначение критерия Название критерия Краткое описание содержания критерия
А Знание и понимание Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях
В Исследование закономерностей Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними.
С Передача информации на математическом языке Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения
D Размышления в математике Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения
Обязательное условие при критериальном оценивании – “общественный договор” понятный всем участникам. Необходимо разработать подробные инструкции (рубрикаторы), которые делают процедуру оценивания максимально “прозрачной”. Рубрикатор должен содержать подробное описание уровней достижений учащегося и соответствующее им количество баллов. Такие рубрикаторы составляются для каждого вида оценочной работы, причем наполнение критерия подбирается в зависимости от содержания темы. Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.
Наличие рубрикатора для учителя упрощает проверку работы и делает ее более объективной; для ученика – оценка становится аргументированной и, следовательно, понятной; а так же становятся ясны пути корректировки знаний, умений и навыков.
Каким образом я и мои ученики могут понять, насколько хорошо они подготовились к констатирующей работе? В этом поможет проверочный лист. По окончанию урока я всегда предлагала учащимся заполнять карточки или проверочные листы для формативного оценивания (индекс-карточки, сигналы рукой, светофор, одноминутное эссе, проверка ошибочности понимания, трехминутная пауза, мини-тест, элективный тест, дневники по самооценки), то есть увидеть обратную связь, на сколько усвоена ими тема урока. Обеспечение обратной связи, свидетельствующей о достижениях учеников, может варьироваться от неформального оценивания «впечатления» до официальных письменных тестов, но главной целью является постоянное уведомление учеников и учителей о достижениях и развитии, например, знаний, понимания, навыков и так далее.
Выделяются основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся по изученной теме. Основная функция проверочного листа – отслеживание и устранение недостатков, контроль качества на определенных этапах. Проверочный лист являеться для ученика планом действий при изучении темы.
Проверочный лист заполняется учеником трижды. Я раздаю детям проверочные листы на уроке в начале изучения темы. Они заполняют первую колонку листа, по мере изучения темы, тем самым демонстрируя первичное знакомство с данным понятием. На уроке повторения и обобщения изученного материала учащиеся заполняют вторую колонку листа, используя знаки: “+” – если учащийся уверен в своих знаниях по этому вопросу; “+” – если знает, но не очень точно; “–” – если вовсе не знает данный материал. Далее ученик берет этот лист домой и использует его для домашней подготовки к контрольной работе. В 5–7- классах я рекомендую проверять знания понятий дома родителям и оценивать своего ребёнка самостоятельно, подтверждая оценивание подписью родителей. Последняя третья колонка заполняется на уроке за урок до контрольной работы. Раздел “уметь” оценивается учителем в результате проверки самостоятельных и срезовых работ.
Систематическая работа, с проверочными листами привлекая всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) позволяет повысить мотивацию к учёбе за счёт снижения тревожности, чёткого понимания требований, предъявляемых учителем, повышает прозрачность оценивания (т.е. понимание родителями и учащимися проблем и путей их решения), что приводит к повышению качества знаний.
Итак: Для того чтобы провести оценивание, необходимо выяснить, что знают и умеют делать ученики, а также с какими сложностями они сталкиваются. Опыт работы по методике критериального оценивания позволяет сделать вывод о том, что критериальное оценивание способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени “судьи в последней инстанции”, формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.
В итоге, что дает ученику критериальное оценивание:
1.Развитие умения оценивать свои знания и знания одноклассника.
2.Определение и исправление своих пробелов.
3.Влияние оценивания на мотивацию.
4. Понимание того, как улучшить своё обучение .
Компонентами критериального оценивания для учителя я считаю это:
1.Обеспечение учителем эффективной обратной связи с учащимися.
2.Активное участие учащихся в процессе собственного учения.
3.Корректировка процесса обучения с учетом результатов оценивания.
4.Признание глубокого влияния оценивания на мотивацию и самоуважение учащихся, которые, в свою очередь, оказывают важное влияние на учебу.
5.Умение учащихся оценивать свои знания самостоятельно. «Черный ящик: что там внутри?»

Критериальное оценивание
“ЗА”
1. Снижение тревожности
2. Сравнение собственных достижений с эталоном
3. Объективность
4. Прозрачность
5. Единство требований
6. Многогранность
7. Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля
“ПРОТИВ”
1. Трудоемкость
2. Издержки адаптационного периода
При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки.

Используемая литература:
1. Постановление Правительства Республики Казахстан до 2020г., Стратегия развития Назарбаев Интеллектуальных школ
2. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математики М., Просвещение, 1995г.
3. Спиваковская А. С Игра – это серьезно. М., Педагогика, 1981 г.
4. Т,Д. Гаврилова. Занимательная математика. Издательство « Учитель», 2003г.
5. Программа Средних Лет (MYP) От принципов к практике
6. «Руководство для учителя»
7. http://www.ibo.org
8. А.Е.Абылкасымова, В.Е.Корчевский-Алгеба (учебник, издательство «Мектеп», 2013г.)
Категория: Математика | Добавил: korkem (23.05.2014) | Автор: Татенова Коркем Амангельдиновна E
Просмотров: 3943 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 5
5 Гульсум4438   (23.01.2015 00:21)
критериальное оценивание - это хорошая вещь!!! поддерживаю, у учащихся повляется интерес, меньше возникают вопросы по поводу выставляемых оценок за урок. сама прошла уровневые курсы в первых потоках, где еще не говорилось об криториальном оценивании, поэтому было интересно почитать статью. так же согласна что данный вид оценивания трудоемок, но результат стоит того))))

4 aisuludemesinova2015   (05.01.2015 12:07)
Поддерживаю ваш подход. Разделяю ваше мнение по поводу того, что оценивание должно быть прозрачным. Ребенок должен знать за что и как его оценивают.

3 алёна   (18.11.2014 08:43)
спасибо за ваш опят, но мне кажется что для начала необходимо разработать алгоримы для более глубокого понимания, затем составить критерии оценивани, рубрики, чек листы тогда это будет плодотворно работать

2 рыба   (21.08.2014 01:56)
Гульжан (21.08.2014 ) Спасибо за содержательную статью, много полезного узнала, в частности о рубрикаторах.

1 Снежана   (26.05.2014 01:30)
Прочитала Вашу статью, многое взяла на заметку, обязательно использую в своей практике, спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz