Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 10.12.2016, 15:43

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [182]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [132]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1523
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Математика

Программа прикладного курса «Нестандартные задачи по математике» для 5 – 6 классов
Пояснительная записка.

В ходе изучения математики систематично и последовательно формируются навыки умственного труда, планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов.
В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная сторона мышления.
Задачи и упражнения, предлагаемые программой прикладного курса, несут логическую, содержательную нагрузку, затрагивают принципиальные вопросы программы математики, а так же рассматриваются задачи, предназначенные для самоконтроля за усвоением теории и приобретением навыков решения задач.
Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач.
Программа прикладного курса «Нестандартные задачи по математике» предназначена для учащихся 5-6 классов. Курс рассчитан на 34 часа. Содержание курса направлено на то, чтобы учащиеся осознали степень своего интереса к предмету и оценили возможности овладения им с тем, чтобы к окончанию 5-6 класса они смогли сделать сознательный выбор в пользу дальнейших либо углубленных, либо обычных занятий по математике.
Все занятия должны носить проблемный характер, что способствует успешному усвоению курса.
Новизна данного курса – в активных формах обучения, направленных на развитие компетентностей школьника.
Данная программа прикладного курса обеспечивает учащихся гарантированным уровнем математической подготовки независимо от выбранной профессии.
Цели курса:
1. Расширить кругозор, развивать логическое мышление, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
2. Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.
3. Поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов.
4. Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.

Задачи курса:
1. Закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
2. Формировать умение по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
3. Вовлечение учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
Основное содержание курса.
Историческая информация о происхождении чисел. Создание учащимися презентаций. Создание и решение своих задач с использованием старинных мер. Рассмотреть задачи, решаемые без карандаша и бумаги. Развивать умения учащихся представлять данное число с помощью нескольких одинаковых чисел и с помощью действий сложения, умножения, вычитания, деления или их комбинации. История возникновения магических квадратов, решение и составление магических квадратов. Рассмотреть задачи на запись натуральных чисел с помощью сложения, вычитания, умножения, деления, а так же скобок. Обратить внимание на неоднозначность решения таких задач. Составление своих задач. Рассмотреть задачи, где часть цифр чисел известна, а большая часть нет. Рассмотреть задачи, где одинаковые цифры обозначаются одинаковыми буквами, обращая внимание, что если ответов несколько, то требуется найти их все. Подготовка к школьной и городской олимпиаде. Подготовка к региональной олимпиаде, межрегиональной олимпиаде.
Решение задач с помощью составления таблиц, с помощью рисунка, графы. Верные и неверные высказывания. Подготовка к игре «Кенгуру» Решение задач на переливание жидкостей с конца, путём проб, с помощью «умного» бильярдного шара. Научить решать задачи на взвешивание наиболее рациональным способом. Решение задач на перевозки. Составление своих задач. Решение задач Ханойские башни. Подготовка к региональной олимпиаде. Проведение школьной олимпиады. Научить учащихся правильно определять худший случай при решении задач. Знакомство с задачами на «доказательство». Рассмотреть «доказательство от противного», рассмотреть, что общего у равносоставленных фигур, свойства площадей, метод дополнения для вычисления площадей фигур.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Развитие логического мышления. Ввести понятие предложения «истинного» и «ложного». Объяснить методы решения логических задач: с помощью таблицы, с помощью рассуждения. Знакомство с историей математики. Когда возникли «проценты», использование этого понятия в жизненных различных ситуациях.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
• освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач.
• уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
• успешно выступать на математических соревнованиях
Объём курса: 34 часа (1 час в неделю)
Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Межпредметные связи: экономика, естествознание.

Рекомендации к оценке ЗУН: зачтено, не зачтено.

Учебно-тематическое планирование.
№ п/п Наименование тем курса Количество часов Краткое содержание курса
1 Числовые множества. Действия с числами. 15 Историческая информация о происхождении чисел. Создание учащимися презентаций. Создание и решение своих задач с использованием старинных мер. Рассмотреть задачи, решаемые без карандаша и бумаги. Развивать умения учащихся представлять данное число с помощью нескольких одинаковых чисел и с помощью действий сложения, умножения, вычитания, деления или их комбинации. История возникновения магических квадратов, решение и составление магических квадратов. Рассмотреть задачи на запись натуральных чисел с помощью сложения, вычитания, умножения, деления, а так же скобок. Обратить внимание на неоднозначность решения таких задач. Составление своих задач. Рассмотреть задачи, где часть цифр чисел известна, а большая часть нет. Рассмотреть задачи, где одинаковые цифры обозначаются одинаковыми буквами, обращая внимание, что если ответов несколько, то требуется найти их все. Подготовка к школьной и городской олимпиаде. Подготовка к региональной олимпиаде, межрегиональной олимпиаде.
2 Нестандартные приёмы решения задач олимпиадной тематики. 12 Решение задач с помощью составления таблиц, с помощью рисунка, графы. Верные и неверные высказывания. Подготовка к игре «Кенгуру» Решение задач на переливание жидкостей с конца, путём проб, с помощью «умного» бильярдного шара. Научить решать задачи на взвешивание наиболее рациональным способом. Решение задач на перевозки. Составление своих задач. Решение задач Ханойские башни. Подготовка к региональной олимпиаде. Проведение школьной олимпиады. Научить учащихся правильно определять худший случай при решении задач. Знакомство с задачами на «доказательство». Рассмотреть «доказательство от противного», рассмотреть, что общего у равносоставленных фигур, свойства площадей, метод дополнения для вычисления площадей фигур.
3 Решение текстовых задач. 7 Решение текстовых задач арифметическим способом. Развитие логического мышления. Ввести понятие предложения «истинного» и «ложного». Объяснить методы решения логических задач: с помощью таблицы, с помощью рассуждения. Знакомство с историей математики. Когда возникли «проценты», использование этого понятия в жизненных различных ситуациях.
Календарно - поурочное планирование.
№ п/п Дата Тема Формы контроля
1 Вводное занятие Анкетирование Приложение 1.
2 Происхождение чисел. Старинные русские меры длины. Презентации учащихся по теме: «Происхождение чисел». Приложение 2.
3 Решение задач, с использованием старинных мер. (Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер). Презентации учащихся по теме: «Старинные русские меры длины».
4 Решение задач, с использованием старинных мер. Презентации учащихся по теме: «Собственные задачи, с использованием старинных мер», «Единицы мер в поговорках и пословицах»
5 Числовые множества Итоги практической работы по составлению учащимися последовательностей чисел, составленных по определённым правилам. Приложение 3.
Приложение 5.
6 Числовые множества Математическая карусель
7 Числовые головоломки Практикум по решению числовых головоломок Приложение 4.
8 Числовые головоломки Математический бой.
9 Магические квадраты Презентации, изготовленные учащимися по теме: «История возникновения магических квадратов». Приложение 6.
10-11 Составление и решение магических квадратов. Практическая работа по составлению магических квадратов.
12-13 Восстановление знаков действий. Семинар по решению проблемных задач на восстановление знаков действий Приложение 7.
14 Восстановление цифр натуральных чисел. Семинар. приложение 8.
15 Решение задач на восстановление знаков действий и цифр натуральных чисел. Составление сборника решений заданий на восстановление знаков действий.
16 Числовые ребусы Игра «Математик – бизнесмен» Приложение 9.
Приложение13.
17 Решение числовых ребусов Практикум по решению числовых ребусов
18 Логические задачи Решение проблемных логических задач Приложение10.
19 Задачи на переливание Составление схем решения задач, работая с мультимедийным модулем Приложение11.
20 Решение задач на переливание Составление таблиц решения задач
21 Задачи на переливание из бесконечного по объёму сосуда Решение проблемных задач
22 Задачи на перевозки. Решение проблемных задач Приложение12.
23 Решение задач на переправы Решение проблемных задач
24 Ханойские башни. Запись результатов работы
25 Задачи, решаемые с конца Решение проблемных задач Приложение14.
26 Обратный ход Математическая драка, итоги игры
27 Задачи на взвешивание Приложение15.
28-29 Решение задач на взвешивание
30 Игра математическая драка Результат игры
31 Задачи на разрезание Результат практической работы Приложение16.
32 Решение задач на разрезание Результат практической работы
33-34 Итоговое занятие – игра-состязание Результаты игры, выставка творческих работ учащихся
Категория: Математика | Добавил: olga (01.12.2011) | Автор: Ковалевская Ольга Николаевна E
Просмотров: 8587 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 4
4 sveta1967   (26.11.2012 23:36)
программа данного курса актуальна, так как у наших детей очень плохо развито логическое мышление, что на данный момент ставится на первое место. Хотелось бы познакомиться с приложением к данному курсу. Успехов.

3 uchilka   (30.08.2012 19:52)
Актуальность разработанного курса очевидна, так как при переходе школьников с начального звена в среднее очень важно заинтересовать детей математикой и удержать этот интерес как можно дольше. Хотелось бы увидеть разработки занятий. Успехов и удачи!

2 kunzila   (21.04.2012 16:53)
Спасибо! интересный элективный курс!

1 Сабира   (04.12.2011 08:42)
Предложенная программа описывает актуальный курс, который является, на мой взгляд, одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса математики и повышения мотивации учеников среднего звена.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz