Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 09:33

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1519
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Математика

Творческий отчет по теме самообразования "Реализация личностно-ориентированного обучения через использование ИКТ на уроках математики"
Творческий отчет
о работе по теме самообразования
учителя математики Воробьевой И.Ю г Семей
за период 2011-2012 уч.года.
Тема самообразования, над которой я работаю второй год, - «Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование ИКТ». Эта тема была выбрана мной неслучайно.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности:
♦ вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
♦ совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
♦ широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;
♦ свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
Одной из ведущих потребностей, в том числе личности ребенка, является потребность в самореализации. Она выступает внутренним стимулом человеческой деятельности. Создание условий для развития личности, способной к самореализации – основная задача современной школы. Личностно-ориентированный подход в обучении является наиболее эффективным в создании необходимых условий для для полноценного развития личности. Так как в его основе заложены гуманистические идеи , сотрудничества, диалога, индивидуализация полноценного развития личности. Введение личностно-ориентированного обучения в учебный процесс подразумевает индивидуальную деятельность учителя по проектированию учебной деятельности и ее практической организации на уроках математики с учетом личностных возможностей учащихся.
Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся даёт возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие. Основная задача современного образования не столько давать ученику знания, сколько научить получать эти знания.
Подготовка к непрерывному образованию, к обучению в высших учебных заведениях обязательно предполагает развитие навыков самостоятельной и групповой работы, умения пользоваться дополнительной литературой, электронным и информационно-коммуникативными системами и другими источниками информации, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, проникать в суть проблемы и добиваться ее решения. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы . Цель работы: показать возможность использования информационно –коммуникационных технологий и эффективность применения данной технологии на уроках математики. Предмет исследования – методика проведения уроков с использованием ИКТ. Гипотеза исследования: если при обучении математики использовать информационно-коммуникационные технологии, то это позволит повысить уровень математической подготовки учащихся. Цель и гипотеза позволили сформулировать задачи исследования:
• изучить передовой опыт по использованию ИКТ в преподавании курса математики по литературным и электронным источникам;
• выявить возможности использования ИКТ на уроках математики;
• обобщить личный опыт использования ИКТ в преподавании математики.

Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы теоретические методы исследования:
- анализ литературы по философии, психологии, дидактике и методике преподавания математики;
- анализ естественнонаучной литературы по проблеме исследования.
В качестве методов экспериментального исследования использовались:
- наблюдение учебного процесса;
- беседы с учащимися; - анкетирование;
- символическая оценка урока;
- письменные проверочные работы;
- анализ устных ответов учащихся на уроках;
- анализ проектных работ учащихся.
Этапы работы по данной теме:
1. 2010-2011 г. г. – проведен теоретический анализ научной и методической литературы, обоснована необходимость применения ИКТ в процессе обучения математике;
2. 2011-2012 г. г. – применение ИКТ в урочной и внеклассной работе по математике.

Ещё до появления ИКТ ученые выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала , если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Средства мультимедиа включают в себя несколько способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликации и видео) и звук, а значит налицо явное преимущество электронных средств обучения перед традиционными
Уроки математики обладают рядом отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при конструировании современного урока математики с использованием ИКТ:
• содержание обучения опирается на ранее изученное и подготавливает базу для усвоения новых знаний;
• большое внимание уделяется развитию у учащихся логического мышления, умения рассуждать и доказывать;
• математика служит опорным предметом для изучения некоторых других дисциплин;
• теоретический материал осознается и усваивается в процессе решения задач.
ИКТ могут использоваться на различных этапах урока: проверка домашнего задания, организация фронтального опроса, подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля. Каждый этап урока требует детальной проработки. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств:
• на уроке изучения нового материала нужна демонстрация, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
• на уроке закрепления целесообразно использовать контролирующие программы (тесты, тренажеры), где учащиеся закрепляют полученные знания и навыки по данной теме;
• на контрольном уроке учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил материал.
В ходе разработки компьютерного урока следует выделить следующие этапы:
1. Постановка задач, активизирующих учебную деятельность
а) Анализ содержания урока на возможность использования информационных технологий с целью оптимизации учебной деятельности;
б) прогнозирование результатов деятельности, организованной посредством информационных технологий.
2. Подбор материала, обеспечивающего решение учебных задач посредством ИКТ. 3. Выбор средств ИКТ, отвечающих поставленным задачам:
а) соотнесение функциональных возможностей средств информационных технологий с целями деятельности;
б) определение условий использования средств информационных технологий. 4. Составление и анализ алгоритмов (последовательности действий со строго определенными правилами выполнения).
5. Получение результатов, анализ
Урок может проводиться в компьютерном классе, или в кабинете, оборудованном интерактивной доской. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 8-9-х классов 25минут, 10-11-х классов – 30 минут.
Работа учащихся в классе может быть:
• Фронтальной - просмотр видео фрагментов, наблюдения за изменениями объектов;
• Индивидуальной - выполнение практических работ, решение задач;
• Групповой (группы по 2-4 человека)- выполнение учебного проекта.
В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:
• актуализация (повторение учебного материала);
• формирование знаний, умений, навыков;
• применение учебного материала на практике, проверка уровня усвояемости.
Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль учителя. На медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.
Без сомнения, все наше знание начинается с опыта. (И. Кант, немецкий философ, 1724-1804 гг.). Я приведу примеры использования ИКТ на своих уроках математики.
Я практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Использование презентационных материалов на уроках математики помогает:
• рационализировать формы преподнесения информации (экономии времени на уроке);
• повысить степень наглядности;
• получить быструю обратную связь;
• отвечать научным и культурным интересам и запросам учащихся;
• создать эмоциональное отношение к учебной информации;
• активизировать познавательную деятельность учащихся.
• реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Методическая разработка моего урока: «Преобразование графиков тригонометрических функций» для учащихся 10 класса на городском конкурсе методических разработок с использованием ИКТ была признана лучшей в номинации « Урок математики с использованием ИКТ». На казахстанском интернет-сайте «Коллеги» эта работа тоже опубликована, имеются сертификат и отзывы учителей.
Категория: Математика | Добавил: edik (09.05.2012) | Автор: ирина юрьевна воробьева E
Просмотров: 13964 | Комментарии: 1 | Теги: технология в обучении, математика | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1 Елена89   (30.11.2013 12:53)
Спасибо за материал! В данный момент закончила работу по проблемной теме, и в этом году подала на  категорию, и методист порекомендовал отразить в средствах СМИ выкладки своей работы, но я не знала, с чего начать писать отчет о проделанной работе. Теперь, изучив Ваш материал, стала более понятно, что должно в нем отражаться. Возьму Вашу работу за образец. Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz