Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 03.12.2016, 20:39

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1520
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Информатика

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ"
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Бекбасарова Жанна Амановна
Школа№2,город Тараз

Как сделать так, чтобы мир, окружающий человека, стал для него интересным, важным, манящим? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок, школьник захотел потрогать этот мир, открыть его сокровища для себя? Как сделать мир информации необходимым для современного школьника? Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна?
В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.
Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям, еще более непросто детям. Учащемуся, будущему специалисту, гражданину XXI века, которому предстоит жить в информационном обществе, следует не только овладеть необходимой информацией и приемами программирования, но, в первую очередь, ему необходимо научиться рационально использовать информацию и информационные технологии для поддержания и развития своего интеллектуального и творческого потенциала, эффективно применять полученные знания для принятия важных ответственных решений с учетом экономических, экологических, нравственных и эстетических аспектов.
Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И помочь ответить на эти вопросы может именно школа, именно ей под силу разъяснить ребенку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир.
Интересную мысль высказал академик Сергей Иванович Вавилов, говоря об информации: «.. .современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».
Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе, продолжается на всех этапах взросления школьника.
В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать.
На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией. Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры.
В современной литературе существуют различные толкования понятия информационная культура. Мне ближе следующее высказывание профессора Н.И. Гендиной: «Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей»
Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.
Ведущая роль в формировании информационной культуры личности, возложена на образовательные учреждения.
Для всех членов общества сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности.
Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.
Согласно исследованиям Н.И. Гендиной формирование и развитие информационной культуры строится на основе системно - объектного подхода и с учетом особенностей и интересов обучаемых. Это предполагает формирование информационной грамотности не только на уроках информатики, но и на других предметных уроках с использованием ИКТ-технологий, что позволит подчеркнуть не только значимость указанных технологий, но и действительно формировать информационную культуру в контексте общечеловеческой культуры.
Особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.
Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход. Активную роль играют формы обучения, среди которых можно выделить виды учебных занятий, направленные на теоретическую (лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа, консультации) и практическую (практикумы, деловые игры, тренинги) подготовку. Также целесообразно использовать дополнительные формы обучения: беседы, обзоры, дискуссии, обсуждения, встречи и др.
Можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при формировании информационной культуры учащихся на основе компьютерных технологий:
– повышение актуальности и новизны содержания; электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал;
– применение наглядности, занимательности, эмоциональности; использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, стимулирующее интерес к проблематике;
– использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких учащемуся;
– использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал картин и фотографий позволяет сделать фактический материал жизненным и интересным;
– применение активных, деятельностных методов и форм обучения: деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия (подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой и т. д.);
– структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчиненных мыслей; гипертекстовое представление материала в электронном формате способствует решению данной задачи;
– использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных заданий можно производить достаточно часто .
Высокая эффективность использования компьютерных технологий в формировании информационной культуры учащихся обусловлена рядом объективно существующих факторов. К ним, в том числе, относятся:
– возможность индивидуальной самостоятельной работы обучаемых с представляемыми материалами и регуляция режима просмотра;
– нетрадиционное предъявление материала;
– наглядность;
– структурирование материала.
Мультимедийные технологии позволяют значительно расширить границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты.
Методы предъявления информации в процессе формирования информационной культуры личности могут быть традиционными и нетрадиционными. Эти методы обеспечивают согласованность между содержанием и формой занятий. В качестве примера можно привести проблемно-ориентированные уроки и семинары, интерактивные электронные учебники и учебные пособия, курсы дистанционного обучения. Кроме того, активно используются при проведении занятий технические средства: мультимедийные проекторы, домашние кинотеатры для сопровождения лекционного материала видеорядом; разрабатываются слайд-лекции.
Информационная культура является частью общей культуры личности и может быть представлена как совокупность трех составляющих.
Когнитивный компонент – это использование источников информации и знание принципа ее поиска.
Технологическая составляющая наполняется всевозможными информационными умениями – находить, систематизировать, анализировать, преобразовывать, представлять, передавать, сохранять сведения, в том числе при помощи компьютера.
Не менее важным является информационное мировоззрение, то есть эмоционально-ценностное отношение к информации, информационным процессам, позиционирование себя в информационном пространстве, определение своей жизненной позиции.
Современные образовательные технологии позволяют создать эффективную информационно-деятельностную среду, способствующую развитию информационной культуры школьника. В нашем образовательном учреждении отрабатывается модель управления развитием информационной культуры учащихся в процессе исследовательской деятельности. Принципами ее организации являются интегративность, непрерывность и преемственность, личностно-сообразное управление.
Принцип интегративности предполагает, что научный поиск может основываться на надпредметном уровне с учетом усвоения основных информационных умений, в рамках координации содержания образования различных областей знаний, а также в системе взаимодействия основного и дополнительного образования, детско-взрослых самоуправляющихся объединений (научное общество учащихся), когда учебная работа на уроках имеет свое логическое продолжение в деятельности разнообразных видов творческих групп.
Непрерывность и преемственность обязательны для образовательного учреждения, стремящегося в системе развивать способности детей, формировать их умения и эмоционально-ценностную сферу. Наша модель подразумевает определение и описание обязательного стандарта информационных навыков школьников.
Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся является систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий.
Для меня важно, чтобы с первых уроков мои ученики поняли, что они живут в новом «информационном обществе» или, как называет его профессор Н.В. Макарова, «открытом обществе».

Литература
1. Гендина Н .И . Информационная культура и информационное образование // Информационное общество : культурологические аспекты и проблемы : Междунар .научн .конф .Краснодар -Новороссийск, 17 -19 сент . 1997 г .: Тезисы докл . Краснодар , 1997. -С. 102-104
2. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях/ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова.-М: Школ. б-ка, 2002.-288 с.
3. Кречетников К. Г. Рекомендации по проектированию мотивационной и содержательной составляющих образовательной среды вуза на основе информационных технологий / К. Г. Кречетников // http://www.auditorium.ru/
4. Информатика / Под ред. Макаровой. - М.: Владос, 1997. - С. 100.
Категория: Информатика | Добавил: (____) (28.03.2013) | Автор: Бекбасарова Жанна Амановна E
Просмотров: 1641 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Ксения5817   (01.09.2014 16:49)
Жанна Амановна, ваша статья очень актуальна в настоящее время. Спасибо за материал happy

2 ev   (24.01.2014 14:51)
Статья еще раз обращает внимание всех, информационная культура это часть общей культуры и об этом надо помнить всегда.

1 roza   (24.04.2013 16:43)
Актуальная и грамотная статья

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz