Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 23:13

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [49]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1522
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Физика

Электрический ток в различных средах
«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ»


Цели:
Дидактические:
- формирование предметных и ценностно - смысловых компетенции студентов: представлений о физической природе электропроводности различных сред с точки зрения электронной теории, понимание смысла основных научных понятий, физики и взаимосвязи между ними, осуществление индивидуальной и поисковой деятельности при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность;
-формирование учебно - познавательных компетенций: развитие логического мышления, применение знаний в нестандартных ситуациях;
Воспитательные: формирование компетенции личностного самосовершенствования:
Развивающие: развитие компетенции личностного самосовершенствования: познавательных интересов, интеллектуальных способностей студентов.
Методические: деятельностный подход при организация самостоятельной работы студентов
Межпредметная связь: химия, биология, экология
Литература:
Основная: А.А.Пинский Физика
Дополнительная: В.А.Перельман. Занимательная физика.

ХОД ЗАНЯТИЯ
№ элемента Элементы урока Учебные вопросы Дополнения
изменения
1 Организационный момент Приветствие. Отметка отсутствующих.

2 Мотивация урока Знакомство с целью установления свободной и доверительной атмосферы.

3 Актуализация прежних знаний Определение и формулировка проблемы или темы обсуждения.
• Что такое электрический ток?
• При каких условиях он возникает и существует? Необходимы свободные заряженные частицы и наличие электрического поля)
• В каких средах может существовать электрический ток?
слайды (ответы)







.
4 Изучение темы
Работа в группах А. В результате беседы со студентами создаем план, по которому они должны работать с разными средами, изучать их электропроводности.Обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов;
План:
• Выясняем внутреннее строение вещества (среды.
• Выясняем наличие свободных зарядов в среде и создание их, если там их нет.
• Обнаружение закона, которому подчиняется ток в данной среде.
• Рассмотрим применений тока в этой среде.
Б. Подготовка экспериментов по карточкам. Работа по учебнику
5 Обобщение I. Обобщение и конкретизация результатов работы. В ходе отчета заполнение обобщающей таблицы:
Ток в металлах Ток в жидкостях Ток
в газах
1.Строение вещества
2.Носители тока
3.Законы
4.Техническое применение
Устный отчет групп.
В конце отчетов
обобщение материала преподавателем
6 Закрепление Выполнение заданий.
7 Итог урока. Рефлексия Подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

1.Организационный момент.
2.Мотивация урока.
Преподаватель:
- Начинаем наш урок физики - науки, создающей единую картину мира. А мир наш огромен, сложен и разнообразен. Вокруг нас и в нас самих происходят процессы, наблюдаются явления, тесно связанные друг с другом. Но зачастую эти взаимосвязи нами не осознаются. Посмотрите предложенные вам видеофрагменты и ответьте, пожалуйста, на два вопроса: какое явление наблюдаем? где происходит явление? (Просмотр видеофрагментов, в которых показано протекание тока в различных средах. обсуждение.)
-Вы догадались, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Попробуйте сформулировать тему. У нас групповая работа.
3. Актуализация прежних знаний.
-Запишем тему урока: «Исследование электропроводности различных сред». Найдите два ключевых слова в теме, подчеркните их (электропроводности, сред).
-Какие ассоциации вызывает у вас слово «среда»?
Студенты. В словаре Даля - «средний, середина, серёдка». В словаре Брокгауза и Эфрона - «совокупность внешних условий, в которых протекает процесс.
Преподаватель: Что означает слово «электропроводности»? Что должно быть в среде для того, чтобы она была электропроводна?
Студенты: Разность потенциалов и свободные носители заряда.
4. Изучение темы урока. Работа в группах
Работа в группах
Преподаватель. На видеофрагментах мы видели примеры прохождения тока в твёрдом теле, жидкости и газе. Формулируем гипотезу: «Все среды электропроводны». Наша задача - доказать или опровергнуть, а может быть, дополнить гипотезу. Для этого формируем три группы, первая будет заниматься электропроводностью твёрдой среды, вторая - жидкой среды, а третья - газообразной.
В результате беседы со студентами создаем план, по которому они должны работать с разными средами, изучать их электропроводности.Обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов;
План:
• Выясняем внутреннее строение вещества (среды).
• Выясняем наличие свободных зарядов в среде и создание их, если там их нет.
• Обнаружение закона, которому подчиняется ток в данной среде.
• Рассмотрим применений тока в этой среде.
• Подготовка экспериментов по карточкам.

5. Обобщение и конкретизация результатов работы. В ходе отчета заполнение обобщающей таблицы:

Ток
в металлах Ток
в жидкостях Ток
в газах Ток
в вакууме
1.Строение вещества
2.Носители тока
3.Законы
4.Техническое применение
В конце отчетов обобщение материала преподавателем
6. Закрепление.
Преподаватель. Разные науки изучают всё, о чём мы говорим на уроке, каждая по-своему. Мы изучаем все предметы по отдельности. Но явления природы так многогранны, что часто не желают ложиться на полочку того или иного научного ведомства. А физика здесь выступает интегрирующей наукой, объединяющей и объясняющей многое. На столах карточки - тестовые задания. Выберите из предложенных описаний те, в которых ток проходит в исследуемой вами твёрдой среде.
I вариант ( твёрдая среда)
Выберите из предложенных описаний те, в которых ток проходит в исследуемой вами твёрдой среде.
1. В 1752 г. американский государственный и политический деятель, первый Бенджамин Франклин, исследовал природу молнии, запуская в грозу воздуш¬ный змей. (Опыт очень опасный!) Когда верёвка намокала, по ней стекали атмосферные электрические заряды, и между нею и соединёнными с землёй металлическими предметами (столбиком, ключом) проскакивали искры.
• Российскими учёными были разработаны и апробированы биоманипуляторы - механические устройства, управление которыми осуществляется с помощью биотоков человека. Биотоки оператора снимаются браслетом, надетым на предплечье, где расположены мышцы, отвечающие за сгибание и разгибание пальцев. Затем усиливаются и по проводам передаются манипулятору, повторяющему движения оператора. В 1960 г. на конгрессе Федерации по автоматическому управлению в Москве пятнадцатилетний мальчик, не имевший кисти руки, взял искусственной рукой мел и написал на доске: «Привет участникам конгресса!»
• В медицине когда-то применялся «статический душ», или франклинизация. Над головой больного на расстоянии 10-15 см помещали электрод в виде звезды, другой электрод находился под ногами на изолирующей подставке. На электроды подавалось 40-50 кВ постоянного напряжения. Так осуществлялось воздействие на области головы, шеи, слизистую оболочку.
• По технике безопасности все инструменты для электромонтажных работ снабжены изолирующими ручками. Сам монтёр должен работать в обуви на резиновой подошве или на резиновом коврике.
Ток Воздействие
1 мА не ощущается
3 мА покалывание
3~5 мА раздражающее ощущение
8-10 мА непроизвольное сокращение мышц
до 13 мА «отпускающие токи»
15 мА «неотпускающие токи»
0,1-0,2 А беспорядочные сокращения
сердечной мышцы

Вариант II (твёрдая среда)
Выберите из предложенных описаний те, в которых ток проходит в исследуемой вами твёрдой среде.
• При нарушении ритма работы сердца используется вживляемый человеку кардиостимулятор или «водитель ритма», посылающий электрические сигналы сердечной мышце. Он покрыт биологически инертным полимером, позволяющим избежать отторжения организмом. Провода, покрытые силиконовой резиной, подводятся к сердечной мышце. 60-70 импульсов в минуту при токе 3-5 мА позволяют поддерживать сердечный ритм.
• 3. Особенно часто страдают от удара молнии дубы, имеющие глубокие корни, доходящие до водоносных слоев почвы. При попадании молнии в лиственные деревья ток идёт по сердцевине, где наибольшее количество сока. Закипая, сок разрывает дерево. А у смолистого дерева, например сосны, сопротивление сердцевины больше сопротивления смолы, и ток идёт по поверхности, по смоле.
4. Аксоны, отвечающие на раздражители внешней среды и самого организма, входят в состав нервного волокна, но цитоплазме в них передаётся электрический импульс. Друг от друга аксоны изолируются миелиновой оболочкой, исключающей переход нервного импульса с одного аксона на другой.
Вариант III (жидкая среда)
Выберите из предложенных описаний те, в которых ток проходит в исследуемой вами твёрдой среде.
• Гигантский электрический скат создаёт в воде напряжение 50-60 В, нильский сом - 350 В, а угорь-электрофорус - более 500 В. На тело самой рыбы это напряжение не оказывает никакого действия. Мышечная ткань электрических органов - проводник, а соединительная - изолятор.
• «...Брат положил (наэлектризованную) газету на медный самоварный поднос, находящийся на пустых и хорошо высушенных стеклянных стаканах. Потом погасил свет и поднёс к подносу ключ. Треск - и одновременно беловато-синяя искра в полспички длиной проскочила между краем подноса и ключом...»
Я. И. Перельман. Занимательные задачи и опыты
4. Из-за худшей проводимости пресной воды по сравнению с солёной пресноводным рыбам необходимо создавать более высокое напряжение, чем морским. Оказавшись в пресной воде, обитатель морей - ромбовидный скат не сможет использовать своё электрическое «оружие».


Вариант IV (жидкая среда)
Выберите из предложенных описаний те, в которых ток проходит в исследуемой вами жидкой среде.
2. При выполнении любой работы, связанной с электричеством, необходимо соблюдать технику безопасности, работать инструментами с изолированными ручками, на изолирующей подставке. Надо помнить, что мокрые руки, повреждённая кожа или большие поверхности контакта увеличивают опасность поражения электрическим током. В этих случаях может быть смертельным напряжение 100-120 В. ( Почему нельзя прикасаться к неизолированным электрическим проводам голыми руками? (Влага на руках всегда содержит раствор различных солей и является электролитом. Поэтому она создает хороший контакт между проводами и кожей).)
• Электрокардиография - важнейшее медицин¬ское исследование, позволяющее получать информацию о работе сердца. Электрокардиограмма кривая, полученная при регистрации электрических импульсов сердца. Чтобы уменьшить сопротивление кожи и облегчить путь электрическому сигналу по потовым и сальным железам, поверхность кожи под электродами смачивают водой.
• Нервные клетки - нейроны - отвечают на раздражители внешней среды или самого организма при помощи электрических импульсов по отростку нервной клетки - аксону. «Проводником» сигнала можно условно считать цитоплазму, а «изолятором» - плазматическую мембрану клетки, хотя сопротивление цитоплазмы слишком велико, а изоляционные свойства мембраны слишком слабы. Поэтому нельзя считать прохождение импульса по аксону полностью аналогичным прохождению тока, в нём происходят сложные электрохимические реакции.
Вариант V (газообразная среда)
2. «...Такое электрическое свечение остроконечий наблюдают не только на море, но и суше, особенно в горах. Ещё Юлий Цезарь описал, как однажды ночью в облачную погоду острия копий его солдат светились такими огоньками. В горах случается, что это свечение появляется даже на людях - на волосах, шапках. При этом слышится тихое жужжание. Этот огонь не жжёт, это свечение, холодное свечение. Если такое свечение будет вокруг спички, она не загорится».
Я. И. Перельман. Занимательные задачи и опыты
3. Органические вещества плотных тканей живых организмов являются диэлектриками, жидкости - проводниками. Больше всего препятствуют прохождению электрического тока роговой слой кожи, кость без надкостницы и сухожилия. При пропускании тока очень короткими, но многочисленными импульсами происходит разогрев тканей организма, что используется при диатермии.
4. Птицы часто сидят на проводах, но им не вредит электрический ток. Ведь сидят они на одном проводе, а второй проходит от него на некотором расстоянии. (Тело сидящей на проводе птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которого по сравнению с другой ветвью (короткого участка между ногами птицы)огромно. Поэтому сила тока в этой ветви (в теле птицы)ничтожна и безвредна).
Вариант VI ( газообразная среда)
Выберите из предложенных описаний те, в которых ток проходит в исследуемой вами газообразной среде.
2. «- Теперь я покажу тебе истечение электричества, то самое, которое Колумб и Магеллан видели на верхушках мачт своих кораблей... Дай-ка ножницы!
Брат приблизил в темноте острия разомкнутых ножниц к (наэлектризованной) газете... Я ожидал искр, но увидел нечто новое: острия ножниц увенчались светящимися пучками коротких сине-красных нитей, хотя от ножниц до бумаги было ещё довольно далеко. Одновременно разда¬валось лёгкое протяжное шипение.
-Вот такие же огненные кисточки, только гораздо большие, морякам случается часто видеть на концах мачт и рей. Они называются "эльмовы огни"».
Я. И. Перельман. Занимательные задачи и опыты
• Электрофорез - физиотерапевтическое лечение, применяющееся в разных областях медицины. При проведении этой процедуры образуется сложная электрическая цепь растворов лекарственных средств и растворов электролитов, входящих в состав крови.
• - Изоляция на ваших проводах воздушной проводки давно осыпалась, надо сменить. Вдруг будет обрыв, упадут на землю, а то ещё и в лужу...
• А если не оборвутся, не страшно?
• Пока не упали или не прислонились друг к другу, ещё ничего, но не затягивайте замену.
7. Подведение итогов работы и обмен впечатлениями. Рефлексия.
-Так что мы изучали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали? (Беседа.) Мы ещё и ещё раз убедились в необходимости познания мира. И чтобы чувствовать себя защищенной, надо использовать эти знания на благо человека - в медицине, биологии, химии, астрономии, в быту и на производстве.
Категория: Физика | Добавил: czukanov81 (05.09.2014) | Автор: Цуканова Наталья Рефатовна
Просмотров: 583 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz