Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 07.12.2016, 23:22

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [48]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Физика

Инновационный проект Тема: «Межпредметная интеграция физики и специальных предметов как средство реализации компетентного подхо
Қазақстан Республикасының бiлiм және ғылым министрлiгi
СҚО Бiлiм басқармасы
КММ Петровка АТК

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управление образования СКО
КГУ Петровский АТК



Инновациялық жоба
Инновационный проект



Тема: «Межпредметная интеграция физики и специальных предметов как средство реализации компетентного подхода в профессиональном обучении»

Автор проекта:
преподаватель физики Матюшонок Е.В.

Петровка 2012 ж.
Петровка 2012 г.

Приобретать знания – храбрость,
приумножать их – мудрость,
а умело применять – высшее искусство
(восточная мудрость)

Тема проекта: «Межпредметная интеграция физики и специальных дисциплин в профессиональном обучении как средство формирования компетентности студентов и повышения эффективности обучения»
Цель: Исследовать приемы интеграции физики со специальными дисциплинами на уроках в профессиональной подготовке студентов для повышения эффективности обучения.
Объект исследования: Интегративные уроки физики и специальных дисциплин учащихся 2 курса аграрно - технического колледжа.
Актуальность: Подготовка рабочего, владеющего новейшими технологиями, способного применять свои знания в новых экономических условиях и в соответствии с внедрением дуальной модели в профессиональное образование в РК.
Предмет исследования: Использование метода интеграции в профессиональной подготовке студентов колледжа
Задачи исследования:
-развивать постоянное стремление к обогащению современными научными знаниями.
-подготовка высококвалифицированных специалистов с использованием элементов
дуальной системы обучения профессионального образования.
-формировать у учащихся осознанное отношение к профессиональным знаниям.
-развивать интеллектуальное способности учащихся, умение анализировать и сравнивать результаты, активизировать мышление учащихся, умение самостоятельно делать выводы, логически мыслить и говорить.
-воспитывать у учащихся интерес к предметам, расширять кругозор, показать связь учебного материала с жизнью и профессией.
-экспериментально доказать эффективность интеграции уроков физики со специальной дисциплиной.
Гипотеза: «Интегративно - модульный подход в профессиональной подготовке студентов будет способствовать повышению качества знаний, успешному развитию их практических умений и навыкам, компетентности».
Методы научного исследования:
1.Изучение и анализ теоретического материала по данной проблеме (программ по физике, спец. предметам, учебников, сборников задач, лабораторных работ). Составление словаря понятий и терминов.
2. Беседы преподавателей со студентами
3.Открытые уроки
4. Анализ проделанной работы
Этапы работы над проектом:
1.Диагностика и выделение проблемы.
2.Планирование работы - выдвижение и обсуждение гипотез, поставленной проблемы.
3.Исследование – поиск материала, сбор информации, работа с теоретическим материалом, подготовка и проведение интегративных уроков.
4.Презентация проекта. Подготовка тезисов выступления, слайдов.
5.Защита проекта.
6.Внедрение в учебную деятельность результатов исследований.

Теоретическое обоснование:
Образование в настоящее время играет решающую роль в экономическом и социальном прогрессе. В послании народу Казахстана « Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» Н. А. Назарбаев ставит конкретные задачи: «Во - первых, внедрить в процесс обучения современные методы и технологии. Развивать сеть передовых учреждений профессионально- технического образования. Распространять их опыт на всю систему казахстанского образования, подтягивать к их уровню все образовательные учреждения. Во- вторых повышать качество педагогического состава».

Интенсивное внедрение достижений науки и техники в производство предъявляет высокие требования к подготовке современного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями и достаточной фундаментальной подготовкой. Для выполнения этой задачи необходимо также развивать дуальную систему подготовки рабочих кадров, по которой учащийся профшколы одновременно является практикантом на производстве. Дуальная система обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной и широко используются во многих передовых странах Западной Европы, Японии. Её суть заключается в том, что она устраняет разрыв между теорией и практикой в обучении молодёжи. Дуальная система приближена к запросам современного производства. При ней достигается высокая мотивация получения знаний, формируется положительная психология будущего работника, который понимает: больше сделано для общества - больше получу от него.

Внедрение в процесс обучения в профессиональных школах и колледжах современных методов и технологий приближает подготовку будущих рабочих к постоянно возрастающим современным запросам производства.

Основная задача системы профессионального обучения - подготовка квалифицированных рабочих, которые понимают принципы действия и работу различных технических устройств, машин, станков, приборов, умеют ими управлять, могут объяснить технологические процессы, усовершенствовать приборы. Решению задачи системы профессионального обучения по подготовке квалифицированных востребованных на производстве кадров способствует профилирование преподавания различных предметов и междисциплинарные связи, так как максимально приближают изучение физических явлений к будущей профессиональной деятельности студентов.

Профилированное обучение и междисциплинарные связи:
*совершенствуют процесс обучения, оказывая влияние на качество знаний, приобретаемых обучающимися, содействует повышению активности в получении новых знаний и показывают их практическое применение в жизни, развивают познавательные интересы и расширяют научный кругозор;
*способствуют формированию у обучающихся стремления к творчеству и помогают им это творчество проявить;
* обеспечивает повышение качества знаний, способствует развитию логического мышления, умению анализировать, выделять главное и находить общее в изучаемом теоретическом материале;
* формируют умение применять свои знания в период прохождения производственного обучения и в дальнейшем во время практики на производстве.

Основные направления работы по профессиональной направленности дисциплин:

*подбор содержания учебного материала;
*выбор форм организации учебной деятельности, методов и приёмов обучения;
*опора на профилирование предметов и междисциплинарные связи;
*использование наглядности и технических средств обучения;
*применение передовых информационно - коммуникативных технологий
.
Наше образовательное учреждение « Петровский аграрно - технический колледж» готовит кадры для работы в аграрном секторе экономики и в сфере обслуживания.
Эти профессии требуют большого объёма знаний и навыков, так как сельскохозяйственные машины, станки, газосварочная техника, современные электрические бытовые приборы - сложная техническая система.
Среди профессионально важных качеств важную роль играет развитое техническое мышление, а становление и развитие этого качества происходит при изучении физики с учётом профилирования предмета и междисциплинарных связей. Развитое техническое мышление позволяет принимать оперативное решение производственных технических задач в ограниченное время и в разных условиях. Для того чтобы выполнять свои должностные обязанности, нашему выпускнику потребуются прочные знания дисциплин профессионально- технического цикла, основу которых составляют физические законы, теории, явления. В процессе обучения под влиянием изучаемого теоретического материала формируются личностные качества человека и его профессиональные навыки. Преподавание курса физики невозможно без учёта связей с предметами специального цикла, техникой и производственным обучением. Материал, изучаемый на уроках физики, имеет большое значение для понимания обучающимися принципа действия различных технических устройств, станков, механизмов, а также помогает объяснять сущность технологического процесса.
Анализируя рабочие программы по физике, кулинарии, спецдисциплинам, производственному обучению, учебные пособия по предметам, мы выделили ряд теоретических вопросов, которые имеют профессиональную направленность и способствуют подготовке высококвалифицированных специалистов.
Приложение 1 (схемы интеграции физики с предметами спецдисциплин)

Принцип профессиональной направленности реализуется при использовании в учебном процессе фактического материала из содержания физики, предметов специального цикла и производственного обучения.

Проблема межпредметных связей в учебном процессе является одной из актуальнейших. Целью межпредметных связей является формирование в представлении студента необходимой цепочки ассоциаций, связывающих понятия разных учебных предметов в единую логически - связанную систему знаний Отсутствие чётких границ между общеобразовательными и общетехническими дисциплинами с одной стороны и между общетехническими и специальными дисциплинами с другой, приводит к ненужному дублированию учебного материала. Из-за несогласованности учебного материала нередко происходит переучивание. Один и тот же материал в разных формулировках и с использованием разных обозначений одних и тех же величин. Такое положение является совершенно неудовлетворительным. Ясно видна необходимость тесного сотрудничества преподавателей общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин. Реализация межпредметных связей в процессе преподавания физики и спецдисциплин позволяет решать ряд вопросов, которые стоят перед преподавателями: позволяет продемонстрировать единство общеобразовательных задач, оптимизирует учебную нагрузку, делает обучение личностно - ориентированным. Мы считаем межпредметную интеграцию физики и спецдисциплин важным средством формирования компетентности у студентов.
В своей практической деятельности реализуем междисциплинарные связи через проведение интегрированных уроков, исследовательских работ, зачётов, совместных консультаций и внеклассных мероприятий.
Межпредметные связи в профессии сложнее и многообразнее, чем в школе.
Основными организационно – педагогическими мероприятиями на условиях меж предметной связей являются следующие:
1.Изучение мастеров и преподавателей программ и материалов специальных, общетехнических и общеобразовательных дисциплин для выявления конкретных вопросов взаимодействия.
2.Взаимная периодическая информация мастеров и преподавателей по текущей и планируемой учетной работе.
3.Определение основных направлений взаимосвязей текущего и производного обучения.

Основные направления взаимосвязей теоретического и производного обучения.
1.Использование теоретических знаний учащихся во время проведения практических занятий по спец дисциплинам.
2.Использование пособий на уроках теоретического обучения, выполненных самими учащимися.
3.Использование специальных комплексов заданий для самостоятельной работы учащихся.
Одной из форм такого сотрудничества является проведение интегрированных уроков.

Интеграция в общем случае означает объединение, взаимопроникновение. Под интеграцией мы понимаем процесс сближения и связи физики и спец предметов, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий
к такому состоянию.
Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных разделов физики и спец предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе занятия.
Главная цель интеграции – создание у учащегося целостного представления
об окружающем мире, т. е формирование мировоззрения. Рассмотрим некоторые
возможности при интегрированном построении учебного процесса, позволяющих
качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся

1.Переход от внутри предметных связей к межпредметных позволят ученику
переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение
и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, какой
переход возможен только при наличии определенной базы знания внутри предметных
связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.

2.Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов
активизирует мыслительную деятельность учащихся, заставляет искать новые
способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности.

3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих учащемуся
одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата,
осмысленно воспринимать каждый этап работы.

4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.

5. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или
углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных
предметов.

6. Интеграция является средством мотивации учения учащихся, помогает активизировать
учебно - познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения
и утомляемости.

7. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления
учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, что является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством
формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

8. В полной мере реализовать все вышеназванное, помогают интегрированные уроки физики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.
Приведём примеры интеграции физики со спец дисциплинами.

1.Пример интеграции физики со специальными предметами прослеживается на уроке по теме «Удивительное электричество»

Тема: «Удивительное электричество вокруг нас»
(1 курс 13 группа)
Урок-игра «Счастливый случай»
Тип урока: (интегрированный урок по физике и биологии)
Цель: Расширение знаний учащихся об электрическом токе.
Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об электричестве, проявлении его в живой природе, познакомить с особенностями тканей человека, акцентируя внимание на то, что человек является проводником электрического тока.
Развивающая: развивать интеллектуальные способности учащихся, умение анализировать и сравнивать результаты, активизировать мышление учащихся, умение самостоятельно делать выводы, логически мыслить и говорить.
Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к предметам, расширять кругозор, показать связь учебного материала с жизнью и профессией.

Формы: групповая, индивидуальная.
Методы и приемы: словесный, игровой, презентация опережающее д/з, работа с дидактическим материалом.
.
Эпиграф: «Тот, кто изучает природу не через идею любви,
никогда не познает ее законов».
(Ф. Шлегель)
Тезис урока. Электричество занимает важнейшее место в производстве и быту. Для того, чтобы умело использовать его, необходимо знать законы электричества.
Оснащение урока: плакат с эпиграфом, плакат с тезисом, рисунки по технике безопасности, слайды, фотографии с электроприборами, таблицы, компьютер.
Подготовка к уроку: группа предварительно делиться на две команды, примерно равные по силам, в каждой команде выбирается капитан. Учащиеся получают творческое домашнее задание ( пантомима)

Ход урока.
I. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы поводим заключительный урок по теме: «Законы постоянного тока». Тема нашего урока: «Удивительное электричество вокруг нас». Проведем его как интегрированный, бинарный (физики и биологии). Определим взаимосвязь электричества живой природы. Эпиграфом к уроку взяли слова Шлегеля: «Тот, кто изучает природу не через идею любви, никогда не познает ее законов». Основным тезисом является: Электричество занимает важнейшее место в производстве и быту. Для того, чтобы умело использовать его, необходимо знать законы электричества. Наш урок проведем в форме ирга «Счастливый случай».Напомню правила игры. Игра состоит из 5-ти геймов (задания по физики и биологии). В проведении урока мне будут помогать независимые эксперты. За правильный ответ команда получает жетон, если команда не сможет ответить, отвечает команда соперница. Если команды в затруднении на помощь приходят независимые эксперты. Ваши группа предварительно разбита на 2 команды, в каждой команде выбран капитан. Представление команд.

Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется … (электричество)
Проявим нынче мы уменье,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновение.
Эксперименты проведем
И победителей найдем!

Гейм 1 «Заморочки из бочки»
Учащимся задаются вопросы, по три каждой команде

1 команда
1) Акулы и скаты используют свои электрорецепторы при поисках добычи.
Эти хищники способны обнаружить скрытую под слоем песка камбалу, только по электрическим полям, генерируемых ее мышцами при дыхательных движениях. Скаты могут обнаружить крабов по их биопотенциалом, а сомы могут обнаружить даже электрические поля, создаваемыми закопавшимися в землю червями.

Вопрос: объясните, как ведут поиск добычи рыбы – хищники?

Ответ: Электрическое поле, которое генерирует электрорецепторы хищников, искажается при попадании в него посторонних предметов или живых организмов. Нервные окончания особого органа улавливают малейшие изменения этого поля.
2) Подняться на Ауян – Тепуи (Венесуэла) снизу удалось только в 1956 году. При этом выяснилось немало интересного. Во-первых, гора оказалась своеобразным конденсатором влаги: дождей здесь выпадало 7500 мм в год, что в пять раз больше чем у подножья. А кроме того, это район исключительно грозовой активности. Летом грозы здесь случаются ежедневно, и на плато не осталось ни одного дерева, не покалеченного молнией.
Не зря индейцы считали туманную таинственную гору гиблым местом и дали ей такое выразительное название. Ауян – Тепуи на их языке – Гора – Дьявола.

Вопрос: Что бы вы сделали, оказавшись в грозу на этом плато? Можно ли укрываться во время грозы под одиноко стоящими деревьями?

Ответ: Необходимо найти лощинку, где ближе прижаться к земле.
Нельзя укрываться под деревьями, так как чаще всего молния ударяет именно в высоко стоящие предметы.

3) На некоторых рыбокомбинатах копчение рыбы производится в электрокамерах, где двигается конвейер с рыбой, заряженной положительным зарядом. В электрокамере же имеются электроды, заряженные отрицательно.

Вопрос: Почему копчение рыбы таким методом происходит в десять раз быстрее, чем без электрического поля?

Ответ: Частицы дыма интенсивнее оседают на электризованной рыбе, притягиваясь к ней. Интенсивность оседания частиц дыма на рыбе (интенсивность копчения) еще больше возрастает, когда дым проходит через отрицательно заряженные электроды, заряжаясь при этом зарядом, противоположным заряду рыбы.

Гейм 1 «Заморочки из бочки»
Учащимся задаются вопросы, по три каждой команде
2 команда
1) В реках западной Африки водится маленькая рыбка – убанги из семейства клювокрылых. Она обитает в очень замутненных водах и не может ориентироваться с помощью зрения. Поэтому она использует принцип эхолокации, применяя при этом электрические импульсы, излучаемые с чистотой от 200 до 800 Гц. Замечено, что частота испускания импульсов тем выше, чем лучше качество воды. Ученые задумываются, нельзя ли использовать эту особенность рыбы для контроля за качество воды в реках.

Вопрос: Как ориентируется рыбка убанги?

Ответ: Она воспринимает изменение конфигурации электрического поля.

2) Интересно наблюдать гальванотаксис амебы. Если через воду пропустить слабый электрический ток, амеба выпускает ложноножки только с той стороны, которая обращена к отрицательному полюсу – катоду.

Вопрос: объясните поведение амебы?
Ответ: Так амеба реагирует на электрическое поле.

3) Почему гальванометр показывает наличие тока, если к его зажимам присоединить стальную или алюминиевую проволоки, вторые концы которых воткнуть в лимон или свежее яблоко?
Ответ: Кислота, содержащаяся в лимоне или яблоке, и две разнородные проволоки образуют своеобразный гальванический элемент.

Гейм 2 « Найти правильную дорогу»

Учащиеся получают одинаковые карточки и стрелками соединяют обозначение физической величины с ее единицей и названием

1. I Kл Напряжение
2. q C удельное сопротивление

3. t Дж Сила тока

4. U м заряд электрического тока
5. R A время

6. P B длина
7. l Ом сопротивление проводника

1. Ом * мм площадь
8. S м

9. А Дж мощность электрического тока

10. Q мм 2 работа электрического тока

11. Р Ом количество теплоты

12. E Вт Внутреннее сопротивление

13. г В Э. Д. С.

Выполняющий: проверяющий:


Гейм 3 «Ты мне, я тебе»
(Выполнение домашнего задания, пантомимы по данной теме).

Гейм 4 «Дальше, дальше, дальше…»
(По 10 вопросов каждой команде, 5 по физике 5 по биологии)

1 команда
Физика
1. электрический ток – это (упорядоченное движение заряженных частиц)
2. в чем измеряется электрическое напряжение (Вольт)
3. сила тока в цепи всюду одна и та же, соединение называется (последовательным)
4. древнегреческое название янтаря (электрон)
5. напряжение при параллельном соединении (одно и тоже)
Биология
6. кто явился первым объектом, свидетельствующим о наличии электрических явлений? (электрические рыбы)
7. какие рыбы обладают электрическими органами? (электрический скат, угорь, щука, электрический сом)
8. как добывают себе пищу эти рыбы? (поражая электрическим током жертву)
9. из чего состоят электрические органы? (из видоизмененных мышц, которые потеряли способность сокращаться)
10. для лечения каких болезней использовали этих рыб (головной боли, боли в суставах, хронической подагры)

2 команда
Физика
1. два рода заряда («+» и «-»)
2. одноименные заряды (отталкиваются), а разноименные (притягиваются)
3. единицы измерения мощности (Ват)
4. виды соединения электрических цепей (параллельное и последовательное)
5. с помощью какого прибора измеряется сила тока (Амперметра)
Биология
6. может ли человеческое тело быть проводником электрического тока (да)
7. какие органы являются наиболее чувствительными к электрическому току (мозг; грудные мышцы; мышцы которые контролируют функцию органов дыхания и сердца)
8. какие деревья чаще поражаются молнией (корни которых глубоко проникают в водоносные слои почвы)
9. Почему опасно во время грозы стоять в толпе (во время грозы опасно стоять в толпе потому, что пары, выделяющиеся при дыхании людей, увеличивают электропроводимость воздуха).
10. Бывают случаи когда птицу, сидящую на проводе линии электропередачи убивает током. При каких обстоятельствах это может произойти? ( Птицы чаще всего в тех случаях, когда они сидя на проводе линии электропередачи, касаются столба крылом, хвостом или клювом т.е. соединяются с землей).


Гейм 5 «Электричество в вашей профессии».

Назовите все электроприборы, которыми вы пользуетесь? (перечисляют поочередно из каждой команды).
Команда которая больше назовет электроприборов получает жетон.
Но есть электроприборы, которые необходимы в вашей профессии. Сейчас мы посмотрим слайды об электроприборах которые имеются в кабинете кулинарии.
Просмотр слайдов.
Сейчас каждая команда получит фотографии этих электроприборов.
Задание: Данные приборы расположите в порядке возрастания мощности.
Закрепляйте на доске магнитиками.
Проверка по таблице мощности.
Лечебные свойства электричества: Перечислите виды электролечения?

А) УВЧ- терапия.
Б) электрофорез
В) магнитотерапия

1. На что расходуется электроэнергия потребления домашним холодильникам?
2. Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током, даже если он прикоснется к стеклянному баллону электрическим током.
Сообщение « Электрические рыбы помогают бороться со стрессом».
« А знаете ли вы….»
Вывод: Ребята, вы увлечены познанием тайн природы – жизни Земли, человека , рыб, деревьев. Перед вами встает много вопросов. И главный из них , чтобы не иссякли природные богатства. Перед каждым из вас стоит вопрос. Беречь Землю, Воду священная обязанность каждого человека. Для этого надо знать законы природы и физики.

ІІІ.
Д/З
1) Назовите электроприборы в кулинарии, которые используются в кулинарии.
2) Для чего необходимо изучать законы электричества? (аргументы)
3. Какой мне видится кухня будущего?

IV. Итоги урока. Рефлексия
(Метод незаконченного предложения).
Вот и подошел к концу наш урок. Каждый из Вас в чем-то проявил себя. Каждый получит оценку, которая сложится из всех отметок, заработанных на уроке, как средняя арифметическая. Давайте подведем итог урока, закончив его фразой: Знание законов электричества дает мне …
(Пусть каждый из Вас закончит фразу самостоятельно).
1) Умение грамотно пользоваться электроприборами.
2) Понимать необходимость в соблюдении техники безопасности.
Пока они пишут выставление оценок по карте контроля группы (подсчет жетонов).
Ученики продолжают фразу на листочках (стикерах) и прикрепляют листок к доске. Учитель зачитывает несколько фраз.


2.Несколько примеров задач с целью интеграции физики и спецпредметов, которые используются на уроках по данным темам

Квалификация «Повар»
Тема: Диффузия, скорость движения молекул.
Задача. Сахарная свекла выведена селекционерами относительно недавно, после того как в 1747 году европейские ученые установили, что кормовая свекла содержит сахар. Его было немногим более 1%, и потребовалось приложить немало усилий, чтобы получить сорта, пригодные для промышленного производства.
Вопрос. Какую роль играет явление диффузии при сахароварении?

Тема: Плотность.
Задача. Обычная корова дает в год 3-5 тысяч литров молока, но существуют и рекордсменки, от которых надаивают 20 тысяч литров. Таких высоких результатов добились от коров голландской породы. А мировой рекорд поставила из Волгоградской области. За сутки от нее получили 82,15 литра молока. (Плотность молока – 1036 кг/м³.)
Задача. Определить массу молока, надоенную у рекордсменки из Волгоградской области за сутки.

Задача. Японский селекционер Томоюки Оно вывел сорт арбузов, имеющих кубическую форму. Он утверждает, что не пользовался при этом никакими механическими приспособлениями или химическими препаратами. Новый сорт арбузов очень удобен для хранения и транспортировки.
Задача. Оцените массу такого арбуза, если его сторона равна 15см, а плотность арбуза близка к плотности воды. Насколько увеличится масса арбуза, если он подрастет еще на 5см?

Тема: Сила.
Задача. Максимальная сила сокращения запирательного мускула устрицы (Ostrea) равна 120 Н на один квадратный сантиметр.
Задача. С какой силой необходимо действовать на раковину, чтобы вскрыть ее? Куда должна быть направлена эта сила? Определите среднее давление, которое оказывает этот мускул на раковину площадью 2см².

Тема: Движение под действием силы тяжести.
Задача. Некоторые рекорды достигаются длительной тренировкой. Как пишет западногерманский журнал «Штерн», некий Эрден Чэмпен из США в 1980 году бросил виноградину на расстояние 97, 43 метра и точно попал в рот своему партнеру.
Задача. С какой скоростью необходимо было запустить эту виноградину под углом 45 градусов к горизонту? На какую максимальную высоту она поднялась? Силы сопротивления отсутствуют.

Задача. Самым воинственным растением является «бешеный огурец ». В диком виде этот «артиллерист» часто встречается в Крыму. От обычного можно отличить по щетинкам, покрывающим его поверхность. И листья, и плод, и цветки – как у обычного огурца. В «бешенство » он приходит, когда полностью созревает. Происходит это внезапно и может серьезно испугать человека или животное. Огурец с треском отрывается от своей ножки, подпрыгивает, вертится волчком. А из отверстия, где только что была ножка плода, бьет на 6-8 метров струя липкого сока, смешанного с семенами. Оказывается, пока плод зреет, внутри него накапливаются газы. К моменту созревания их давление в его полости достигает трех атмосфер!
Задача. С какой скоростью должна вырываться струя сока с семенами, чтобы достичь указанной выше высоты? Какие изменения энергии происходят при этом?

Тема: Вес тела. Невесомость и перегрузка.
Задача. В 1966 году в Киргизии был выращен арбуз весом 857 Н.
Задание. Определите массу этого арбуза. Оцените диаметр этого арбуза, что плотность арбуза близка к плотности воды.

Задача. Экстравагантность и оригинальность стали обычным явлением в жизни американского общества. На праздновании столетнего юбилея алабамского города Форт - Пайн всех поразил самый большой в мире торт, выполненный в виде рельефной карты штата Алабама. Масса кондитерского великана была равна 58 тоннам, включая 7,5 тонны мороженного.
Задача. Определить вес этого чуда. Какая сила тяжести действовала на торт до его съедения.

Тема: Атмосферное давление.
Задача. Лап- Пас – столица государства Боливии- находится на высоте 4500м. Это самая «высокая » столица государства на земном шаре. Нормальное атмосферное давление на этой высоте равно 430мм рт. ст.
Задача. Каково это давление в Па? Возможно ли при этом давлении сварить картошку?

Квалификация «Водитель»
Тема: Сила тяжести.
Задача. На одном гектаре почвы биомасса дождевых червей достигает 2-4 тонн. Эти черви перерабатывают ежегодно от 50 до 600 т почвы, превращая ее в мелкие, обогащенные гумусом почвенные агрегаты. Дождевые черви могут закапываться в землю на глубину до 8 м.
Задача. Сколько вагонов потребуется, чтобы увезти переработанную этими червями землю, если известно, что один вагон может перевезти землю весом 600 кН?

Тема: Сила трения. Сопротивление.
Задача. Формат тела у птиц обтекаемая, поэтому при полете они встречают лишь небольшое сопротивление воздуха. У птиц компактный череп и обычно обтекаемый, заостренный клюв. Расположение перьев обеспечивает гладкую поверхность крыла. Хвост короткий, что увеличивает маневренность и уменьшает сопротивление. Ноги у птиц в полете прижаты к телу.
Вопрос. Приведите примеры, где человек использует обтекаемую форму тел.

Тема: Внутренняя энергия.
Задача. Часть энергии, потребляемой двигателем автомобиля, расходуется на преодоление сопротивления воздуха. В какой вид энергии она при этом превращается?

Тема: Точка росы.
Задача. Почему пар конденсируется в радиаторах парового отопления, а не паропроводе, проводящем пар к радиатору?


Квалификация «Тракторист Машинист»
Тема: Момент силы.
Задача. Почему нельзя работать тракторным стогометателем при сильном ветре?

Тема: Тепловые двигатели. К. п. д. тепловых двигателей.
Задача. Можно ли количество теплоты, которое передается двигателем внутреннего сгорания холодильнику, использовать для теплофикации?

Тема: Явление смачивания.
Задача. Должны ли смазочные материалы смачивать трущиеся металлы?

Задача. Отвал плуга покрыли пластиком, который не смачивается. Изменится ли тяговое сопротивление плуга?

Приложение 2 (таблицы)
1. Два электрона движутся параллельно с одинаковыми скоростями. Векторы их скоростей входят перпендикулярно в плоскость рисунка 1. Какое из указанных на рисунке направлений соответствует направлению вектора силы, действующей на один электрон со стороны магнитного поля, создаваемого вторым электроном?
А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 4. Д. .

2. На рисунке 2 изображено сечение проводника с током в точке N, электрический ток входит перпендикулярно в плоскость рисунка. Какое из представленных в точке М направлений соответствует направлению вектора индукции магнитного поля тока в этой точке?
А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 4. Д. Среди ответов А—Г нет правильного.

3. Какой из вариантов (рис. 3) соответствует схеме расположения линий индукции магнитного поля вокруг прямолинейного проводника с током, перпендикулярного плоскости рисунка?
А. 1. Б. 2. В. 3. Г. 4. Д. 5.
4. Как изменится сила, действующая на электрический заряд со стороны магнитного поля при увеличении скорости заряда в 2 раза и увеличении индукции магнитного поля в 2 раза? Вектор скорости заряда перпендикулярен вектору индукции магнитного поля.
А. Увеличится в 4 раза. Б. Увеличится в 2 раза. В. Не изменится. Г. Уменьшится в 2 раза.
Д. Уменьшится в 4 раза.

5. Контур с площадью 100 см2 находится в однородном магнитном поле с индукцией 2 Тл. Чему равен магнитный поток, пронизывающий контур, если плоскость контура перпендикулярна вектору индукции?
А. 200 Вб. Б. 2 Вб. В. 2∙10−2 Вб. Г. 0 Вб.
Д. Среди ответов А—Г нет правильного.
6. Чему равна индуктивность контура, если при силе тока 2 А в нем существует магнитный поток 4 Вб?
А. 0,5 Гн. Б. 1 Гн. В. 2 Гн. Г. 18 Гн. Д. Среди ответов А—Г нет правильного.

7. За 2 с магнитный поток, пронизывающий контур, равномерно уменьшился с 8 до 2 Вб. Чему было равно при этом значение ЭДС индукции в контуре?
А. 12 В. Б. 5 В. В. 4 В. Г. 3 В. Д. 1 В.

8. Какое из перечисленных ниже свойств относится только к индукционному электрическому полю, но не к электростатическому: 1 — непрерывность в пространстве, 2 — линии напряженности обязательно связаны с электрическими зарядами, 3 — работа сил поля при перемещении заряда по любому замкнутому пути равна нулю, 4 — поле обладает запасом энергии, 5 — работа сил поля при перемещении заряда по замкнутому пути может быть не равна нулю.
А. 3. Б. 2. В. 1. Г. 4. Д. 5.

9. Как изменится энергия магнитного поля контура при увеличении силы тока в нем в 4 раза?
А. Увеличится в 16 раз. Б. Увеличится в 4 раза. В. Увеличится в 2 раза. Г. Уменьшится в 4 раза.
Д. Уменьшится в 16 раз.

10. Постоянный магнит вдвигается в металлическое кольцо северным полюсом. Притягивается кольцо к магниту или отталкивается от него? Какое направление имеет индукционный ток в кольце, если смотреть со стороны вдвигаемого магнита?
А. Притягивается. По часовой стрелке. Б. Притягивается. Против часовой стрелки.
В. Отталкивается. По часовой стрелке. Г. Отталкивается. Против часовой стрелки.
Д. Не притягивается и не отталкивается. Сила тока равна нулю.

Заключение

Нам кажется, что использование межпредметных связей является наиболее действенным инструментом в руках учителя, позволяющим побуждать учащихся к творческому поиску, повышает эффективность профессионального обучения студентов. Воспитывает интерес к изучаемым предметам.



Список используемой литературы

1. Хрестоматия по физике: Учебное пособие для учащихся / Сост.: А.С. Енохович, О.Ф. Кабардин, Ю.А. Коварский и др.; под ред. Б.И. Спасского. — М.: Просвещение,1982.
2. «Профессионал Казахстана» №2, 2011 г.
3.Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1984.
4. В.Р.Ильченко. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986.
5. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики: Кн. Для учителя. Из опыта работы. 2-е. изд. перераб. М.: Просвещение,1988.
6. Интернет-ресурсы.
7. Выдержки из «Программы развития функциональной грамотности»
Категория: Физика | Добавил: Пустовая (11.01.2015) | Автор: Матюшонок Елена Владимировна E
Просмотров: 1255 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz