Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 21:40

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Физика

Оценка знаний учащихся
Оценка знаний учащихся методом операционализации стандартов
в индикаторах при использовании системы мини-блоков в гимназии
(уроки физики)
Важнейшими принципами контроля - как одного из главных компонентов качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность (гласность). Этим принципам соответствует (при разработанном стандарте):
• операционализация стандартов в индикаторах (измерение величин);
• сбор данных, оценка результатов.
Итак, обучение учащихся ведется по системе мини-блоков, предложенной авторами еще в 2001 году. Важно подчеркнуть, что предлагается система преподавания, включающая ряд технологий. Все эти технологии тесно связаны между собой и наилучший педагогический эффект достигается в случае их совместного применения.
Прежде всего, составляется довольно подробный календарный план. По этому плану
формируются мини-блоки, внутри которых изучается материал. Кстати, мини-блоки формирует сам учитель. Приведем в качестве примера формирование мини-блоков по
7 классу [3].
См. табл.1
Теперь укажем виды деятельности на уроках.
См. табл. 2
Как видно ученик практически на каждом уроке "изготавливал" нечто, что может быть объективно измерено и оценено не только учителем, но практически любым образованным человеком.
Для объективного оценивания диагностирующих заданий используется рейтинговая система оценок, которая в обязательном порядке доводится до учеников. Нами разработана такая шкала.
Устный ответ - до 3 баллов (1 ответ – 1 балл).
Тест - до 3 баллов
• за правильный ответ менее 50% - 0 баллов;
• 50-60% - 1 балл;
• 70 - 80% - 2 балла;
• 90 - 100%-3 балла.
Учащиеся тест сдают на компьютерах, данные запоминаются, собираются на центральной машине и выставляются в электронный журнал после уроков учителем или ассистентами из числа учеников.
Решение задач - до 6 баллов (можно до 3-х, на усмотрение учителя):
• запись условия, СИ - 1 балл;
• рисунок, формулы - 2 балла;
• решение в общем виде до конечной формулы - 3 балла;
• правильность арифметических вычислений - 4 балла;
• действия с единицами измерений - 5 баллов;
• правильное оформление задачи - 6 баллов.
Лабораторная работа - до 3 баллов.
• Сборка установки, снятие показаний и предварительное заполнение таблицы - 1 балл;
• проведение вычислений в СИ и окончательное заполнение таблицы - 2 балла;
• вывод и правильное оформление работы - 3 балла.
Если в предложенной учащимся работе данные критерии не подходят, то они устанавливаются учителем и сообщаются ученикам до начала выполнения работы.
В связи с тем, что в мини-блоки входит разное количество диагностических заданий, окончательная оценка (именно она характеризует компетентность учащихся) выставляется из 6, 9, 12 и 15 баллов следующим образом:
за правильный ответ:
менее 40% - "2"
40-69%-"3"
70-89% - "4"
90-100% - "5"
Следует отметить, что в мини-блоках, где присутствует самостоятельная работа, учащиеся должны сдать решенные дома ряд задач, т.е. выполнить письменно домашнюю работу. При правильном решении всех задач к общему количеству баллов, набранному учащимся в мини-блоке добавляется 1 балл, в случае не выполнения - 1 балл вычитается, в случае неполного выполнения балл не прибавляется и не вычитается.
Контрольные работы проводятся по окончании изучения раздела в безмашинном варианте (с выбором ответов и есть решение задач) и оценивается с учетом правильных ответов так:

за правильные ответы из 15
0 - 5 - "2"
6-8-"3"
9-11-"4"
12-15-"5"
В предлагаемой нами системе преподавания важное место занимает "Технология коррекции компетентности ученика". Суть ее раскрыта в статье [2]. Здесь же следует отметить подготовку к сдаче теста. Желающие учащиеся до сдачи теста могут пройти, так называемый "тренировочный тест" на компьютерах. "Тренировочный тест" - это вопросы тестов, которые будут предложены учащимся на уроке (20 вопросов), из них формируется 2 теста по 10 вопросов, из каких именно вопросов формируется тест, учащиеся не знают. Если ученик затрудняется в ответе на какой-либо вопрос, он обращается к компьютеру за подсказкой и получает указание на определенный абзац текста учебника, прочитав и проанализировав который, можно получить правильный ответ.
В случае затруднений в решении задач ученик может посетить занятие, где учитель решает задачи аналогичные тем, которые ученик встретит на самостоятельной работе (уровень "В" и "С"). Здесь уместно сказать о разноуровневых задачах. Мы не будем рассматривать целый ряд вопросов, возникающих при работе с такими карточками (от правовых вопросов до оценивания этого вида работ). Это разговор для другой статьи. Мы показываем, как при работе по системе мини-блоков ученик сам будет брать карточку уровня "В" или "С". Вот пример. Мини-блок содержит три вида деятельности: 1) устный опрос, 2) тест и 3) самостоятельная работа. Учащимся предлагаются задачи уровня "А" - 3 балла, "В" - 6 баллов и "С" - 9 баллов. В этом случае максимальное количество баллов (с задачей уровня "А") - 9 и оценка "5". Получилось так, что ученик за устный ответ и тест набрал 2 балла. Если он возьмет задачу уровня "А" и все решит правильно, то получит в итоге 5 баллов - это оценка "4". Но он может взять карточку и на 6 баллов, и, решив ее, получить 8 баллов. А это оценка "5". Обратите внимание на то, что ученик будет решать сам, задачу какого уровня ему взять у учителя.
Эти коррекционные занятия укладываются в 40-60 мин для каждой параллели в неделю и их вполне можно считать еще одной формой проведения факультатива.
Итак, принципы контроля, обозначенные нами ранее, нашли свое воплощение в предлагаемой нами системе преподавания.
Объективное оценивание поурочного продукта деятельности ученика по сути является выставлением оценки самому себе и полностью исключает любые конфликты, связанные с оцениванием и выставлением отметок, как текущих, так и четвертных.
В статье [2] ценности и подценности нравственно-духовного воспитания раскрыты для каждой применяемой нами технологии, а теперь рассмотрим, что это дает ученику.
Предлагаемая нами система преподавания ориентирована на развитие личности, на внутреннюю мотивацию учебной деятельности, а, следовательно, она связана с обеспечением саморегуляции. А саморегуляция, в свою очередь, основана на самооценке. Самооценка же является одним из важнейших понятий самопознания. Выясним, как предлагаемая нами система преподавания формирует механизм самоопределения школьника [4].
Формирование функций самооценки: 1) констатирующая - на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю, а что недостаточно?), 2) мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этой учебной деятельности у меня не все получается),
3) проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен посетить...). Все это относится к технологии коррекции.
Для введения процедуры самооценки в учебный процесс требуется кропотливая, основательная, достаточно продолжительная профессиональная работа. В этом процессе необходимо выделить три составляющие:
Первая составляющая связана с содержанием оценочной деятельности учителя. Самооценка у учащихся успешно формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к нему, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться (Технология коррекции). Методическая сторона вопроса сводится к применению в

учебном процессе эталонов, создающих условия для оценки учащимися своих действий (создание базы тестов, самостоятельных работ и т.п.).
Второй составляющей является развитие у школьников умения дать самому себе содержательную характеристику, самому регулировать свой учебный труд. Школьнику раскрывается вся суть оценочной деятельности (рейтинговая система). Включение ученика в оценочную деятельность способствует формированию у него критического отношения к полученным результатам, помогает ему составить верное представление об уровне своих возможностей, более точно соотнести оценку со стороны и самооценку. Все это и позволяет исключить взаимонепонимание между учителем и учащимися. Предложенная система преподавания позволяет придти к такому уровню, когда самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создающим условия, в которых возникает ситуация-стимул, позволяющая учащимся самоопределиться, выстроить самостоятельный план действий (например, когда и какие посещать коррекционные занятия).
Третьей составляющей является то, что в процессе оценивания у учащихся вырабатывается реалистический уровень притязаний, сформированных навыков самоконтроля.
При работе по системе мини-блоков дети охотно включаются в процедуру самооценки и быстро выполняют ее, испытывая чувства удовлетворения от результата любого уровня и не огорчаясь в случае неудачи. Они открыто говорят о своих просчетах, оперативно находят пути их устранения сами, или при консультативном участии учителя.
Преимущества самооценки как для того, кто учится, так и для учителя очевидны. Такой способ работы эффективен как для воспитания подростков (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, или наоборот - неуверенности в себе), так и для педагога (способствует развитию его собственных педагогических качеств - таких, как уважение к ребенку, терпеливость, способность к сопереживанию). Таким образом, правильно организованную оценочную деятельность учителя следует рассматривать как основу для формирования ученической самооценки и самоорганизации.
Екшибаров А.И. - учитель физики Курилов С.Г. - учитель информатики
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая11сихология - М.2000
2. Екшибаров А. Курилов С. Самопознание. Взгляд изнутри. Журнал "Открытая школа" № 4, 2006 г.
3. Екшибаров А.И. Курилов С.Г. "Физика. 7 класс. Поурочные планы" - Алматы 2005.
4. А.И. Екшибаров, С.Г. Курилов, С.Р. Капалбекова "Физика 7 класс. Тесты, самостоятельные и контрольные работы". Алматы 2006.
5. Екшибаров А.И. Курилов С.Г. "Физика и Астрономия 8 класс. Поурочные планы, тесты, самостоятельные и контрольные работы. (Книга для учителя)", Алматы 2006.
6. Ксенозова Г. Механизм самоопределения школьника. Журнал "Директор школы" № 6, 2000г.
Content-Disposition: form-data; name="format"

1

Категория: Физика | Добавил: Gnom (17.04.2008) | Автор: Александр Екшибаров, Сергей Курилов E
Просмотров: 3644 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
3 Гуми   (07.11.2014 10:44)
Интересный и нужный материал для учителя.Спасибо.

2 czukanov81   (23.09.2014 10:33)
спасибо.материал очень нужный для работы.

1 teacher-almaty   (18.04.2008 07:43)
Спасибо за материал! Хотите ли вы опубликовать его на страницах журнала "Учитель Алматы"? Был ли он где-то опубликован?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz