Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 04.12.2016, 00:38

Учителя Алматы

Меню сайта
Категории раздела
Биология [28]
ИЗО [12]
Профессиональное обучение [6]
Внеклассное чтение [16]
География [22]
Духовные ценности [10]
Если хочешь быть здоров [47]
Информатика [58]
История [48]
Иностранный язык [99]
Книжная полка [49]
Компьютер-бум [10]
Казахский язык и литература [181]
Математика [85]
Мир науки [11]
Моя Родина - Казахстан [42]
Музыка [97]
Начальная школа [399]
Общество семи муз [12]
Психологический клуб [11]
Русский язык и литература [129]
Родительское собрание [11]
Творческая личность [20]
Технология [21]
Физика [20]
Химия [31]
Экологическое воспитание [13]
Самопознание [35]
Наш опрос
Считаете ли вы результаты ЕНТ справедливыми?
Всего ответов: 1521
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мастерская учителя » Физика

урок по физике в 11 классе "Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи"
Урок по физике в 11 классе.
Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи.

Ребик Татьяна Юрьевна
учитель физики
Ковыльненской средней школы
Есильского района
Акмолинской области

Цель урока: ввести понятие электромагнитных волн; рассмотреть их свойства на примере радиоволн; изучить процесс распространения и применения, расширить кругозор учащихся.
Оборудование урока:
1. У каждого учащегося карточки с номерами ответов, дополнительный материал
2. Портреты ученых (Д.Максвелл, Г.Герц, А.С.Попов)
3. Презентация
4. Опорные конспекты
Постановка задачи.
На уроке мы изучим свойства электромагнитных волн на примере радиоволн (от мм до долей сотен км), особенности их распространения и применения. На столе перед вами листочки с заданиями, которые по ходу урока вами будут заполнены.
Этапы урока:
I. Орг. момент, приветствие учителя.
II. Актуализация опорных знаний (2 ученика у доски решаю задачи, остальные участвуют во фрон-тальном опросе)
1. Где создаются электромагнитные колебания?
2. Из каких элементов создается колебательный контур?
3. Какими параметрами характеризуется катушки индуктивности?
4. Какими параметрами характеризуется конденсатор?
5. Какое поле создается в катушке?
6. Какое поле создается в конденсаторе?
7. Что такое электромагнитное поле?
8. Как выглядит электромагнитное поле?
9. Из чего складывается энергия электромагнитного поля?
10. Кто ввел понятие поля?
11. Что такое «поле»?
III. Блиц-тестирование (презентация, учащиеся на местах поднимают карточки с номером правильного ответа)
IV. Изучение нового материала.
Разрабатывая теорию электромагнитного поля Д. Максвелл в 60-х годах XIX века теоретически обосно-вал возможность существования электромагнитных волн (на основе составленных им дифференциро-ванных уравнений) и даже вычислил скорость их распространения. Она совпала со скоростью света v=с=3*108м/с. Это дало Максвеллу основание сделать заключение: свет – это один из видов электро-магнитных волн. Выводы Максвелла были признаны далеко не всеми физиками – современниками Максвелла. Требовалось экспериментальное подтверждение существования электромагнитных волн. Теория без практики мертва! Такой эксперимент был выполнен в 1888 году немецким физиком Г.Герцем. Опыты Герца блестяще подтвердили теорию Максвелла. Но немецкий физик не видел пер-спективы их применения. А.С.Попов, русский физик, сумел найти им практическое применение, т.е. дал им путевку в жизнь. Была осуществлена беспроволочная связь с помощью электромагнитных волн. (Комментарий сопровождается демонстрацией портретов)
Для получения электромагнитной волны необходимо создать колебания заряда высокой частоты. Это возможно осуществить в открытом колебательном контуре.
Интенсивность излучения электромагнитной волны пропорциональна 4-й степени частоты. Низкочас-тотные колебания (звуковые) антенна не излучает. Таким образом, опыты доказали существование электромагнитных волн и помогли изучить их свойства.

Классификация электромагнитных волн – (радиоволн).

Таблица 1. Классификация радиоволн.

,МГц
Область применения
Сверх длинные
СВД 105 – 104 3*10-3 – 3*10-2 Радиотелеграфная связь, передача метеосводки и сигналов точного времени, связь с подводной лод-кой.
Длинные волны
ДВ 104 – 103 3*10-2 – 3*10-1 Радиовещания, радиотелеграфная связь и радиоте-лефонная связь, радиовещание.
Средние волны
СВ 103 – 102 3*10-1 - 3 тоже
Короткие волны КВ 102 - 10 3 - 30 Радиовещание, радиотелеграфная связь, связь с космическими спутниками, радиолюбительская связь и др.
Ультракороткие волны УКВ 10 – 0,001 30 – 3*105 Радиовещание, телевидение, радиолюбительская, космическая и др.
Распространение радиоволн.
Как распространяется радиоволна – вопрос не второстепенный. На практике от решения этого вопроса зависит качество при приеме.
На распространение радиоволн влияют следующие факторы:
a. Физические и геометрические свойства поверхности Земли;
b. Наличие ионосферы, т.е. ионизированного газа на высоте 100 – 300 км;
c. Искусственные сооружения или объекты (дома, самолеты и т.п.)

Принципы радиосвязи.
Таким образом, основными элементами линии радиопередачи являются: передатчик и приемник.

А основными принципами радиосвязи: модуляция и детектирование.

Закрепление:
1. Почему зимой и ночью радиоприем лучше, чем летом и днем?
2. Почему радиоприемники плохо работают, когда машина проезжает под эстакадой или мостом?
3. Почему башни телецентра строят высокими?
4. Почему при работе на коротких волнах возникают зоны “молчания”?
5. Почему нельзя осуществить радиосвязь между подводными лодками, находящимися на некоторой глубине в океане?

Задание на дом: § опорный конспект
Подведение итогов, выставление оценок. Спасибо за работу. Урок окончен.

Категория: Физика | Добавил: fizik (06.02.2011) | Автор: Ребик Татьяна Юрьевна E
Просмотров: 9915 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.4/5
Всего комментариев: 1
1 czukanov81   (23.09.2014 10:28)
спасибо.очень доступный материал

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz


  • Copyright "Школа" Интернет-портал "Детство-kz"© 2016
    Сайт управляется системой uCoz